Основные формы и уровни психических явлений
Психика сложна и многообразна по своей структуре. Обычно выделяют три группы психических явлений: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства. Охарактеризуем их кратко. 1) Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на: - познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; - эмоциональные – активные и пассивные переживания; - волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д. Соответственно, структуру психики иногда разделяют на сферы или стороны – познавательную или когнитивную, эмоциональную или аффективную и волевую или конативную. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. 2) Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.). Наиболее изученными являются: - общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, - эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением. 3) Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Примеры таких свойств мы приводили в разделе 1.1.4 при анализе соответствующих понятий. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Свойства многообразны, и их можно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п. Психические свойства личности не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: 1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения. Кроме вышеприведенной триады психических явлений возможны и другие их классификации при описании структуры психики. Так, можно выделить осознаваемые и неосознаваемые психические явления. По определению А.Леонтьева «Сознание есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния». Обладающий сознанием субъект разделяет объективный мир и его субъективный образ, и, следовательно, может отдавать себе отчет в собственных психических процессах и посмотреть на себя со стороны. Поэтому сознание принято считать высшим уровнем развития психики по сравнению с неосознаваемыми явлениями. Неосознаваемые психические процессы протекают вне контроля субъекта, который не отдает себе в них отчета. В неосознаваемых психических явлениях субъект и мир составляют единое целое. Классификация неосознаваемых явлений, сфера которых обширна и многообразна (от наших снов и коллективного бессознательного до автоматизмов и стереотипов) будет представлена во второй главе настоящего пособия. Таким образом, в структуре психики можно условно выделить как психические процессы, свойства и состояния и соответствующие им когнитивную, аффективную и конативную сферу психики, так и уровни психического – сознание и разнообразие неосознаваемого с неоднозначными иерархическими отношениями. Разработать целостную модель психики в целях изучения её функционирования пока ещё никому не удавалось, и это - одна из задач психологической науки 21 века.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (813)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |