(Адаптированный вариант О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой)
З-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
игра
• выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер;
• выполняет взаимосвязанные ро-
левые действия, называет свою роль;
• самостоятельно удерживает сюжет-
• выполняет ролевые действия,
изображающие социальные функции
людей;
• отображает в игровых действиях
отношения между людьми (подчинение,
сотрудничество);
к
а
• участвует в разыгрывании сюжета-
цепочки из 2-3 действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый)
цепочку из 3-4 действий
• участвует в распределении ролей
до начала игры
• участвует в распределении ролей
и проговаривании замысла игры до ее
начала
=
т
Рисование
• создает предметный схематический рисунок, изображение опе-
• создает предметный рисунок
с деталями, а замысел меняется по
• изображает предмет с деталями,
появляются элементы сюжета, замысел
• изображает предметы с деталями,
появляются элементы композиции;
а
режает замысел
ходу изображения
опережает изображение
замысел опережает изображение
Ф
Апппи иккация
• может составить схематическое
изображение из 2-3 частей;
• может работать с ножницами
(держать их правильно), вырезывая
• самостоятельно вырезывает фигуры простой формы (полоски,
• владеет разными способами вырезывания (из бумаги, сложенной
т
а
• выкладывает и наклеивает
элемент аппликации на бубумагу
простые формы;
• составляет предметные изо6ражения
квадраты и Т. п.);
• наклеивает вырезанные фигуры на
гармошкой, сложенной вдвое и Т. п.);
• наклеивает вырезанные фигуры на
д
=
и наклеивает их на бумагу
бумагу, создавая орнамент или
предметное изображение
бумагу, создавая орнамент ми
предметную композицию (сюжет)
Конструиров-
• создает предметные конструкции
• создает предметные конструкции
• создает предметные и сюжетные
• создает предметные и сюжетные
л
ание
из 3-5 деталей
из 5-6 деталей (по образцу, схеме,
условиям, замыслу);
• осваивает конструирование из
бумаги и природного материала
композиции из строительного материала
по образцу, схеме, теме,
условиям, замыслу (6-8 деталей);
• осваивает разные виды конструирования (из бумаги, природного
материала, деталей конструктора)
композиции из строительного материала
по о6разцу, схеме, теме, условиям, замыслу (6-10 деталей);
• осваивает разные виды конструирования (из бумаги, природного материала,
деталей конструктора), может сочетать их
в своих работах
• может расположить по величине
5-7 предметов одинаковой формы;
показать стол, за которым сидит;
• по просьбе взрослого в состоянии
основе ненаглядного признака (одежда,
обувь, посуда);
• по о6разцу, предложенному
• по предложенной взрослым схеме
запомним 5-6 названий предметов;
• может запомним по просьбе взрослого
взрослым, может выполнить по-
может выполнить постройку из
• действует по правилу (отбирает
6-7 названий предметов;
стройку из З-4 кубиков;
4-5 деталей;
нужные картинки, заштриховывает
• осуществляет деятельность по правилу
s
• по просьбе взрослого может
•может запомнить по просьбе
фигурки);
на словесном материале и по двум
ш
запомнить 2-3 слова;
взрослого до 5 названий предметов;
• дорисовывает незаконченное изо-
правилам одновременно на наглядном
Ф
м
а
• Не отвлекаясь, занимается чем-нибудь в течение хотя бы 5 минут;
• использует предметы-заместители, причем один предмет может
• занимается чем-нибудь, не
отвлекаясь в течение 15-20 минут;
• может дать несколько (хотя бы
2-3) ответов на вопрос: «На что
бражение, дополняет его деталями
материале (например, отбирает картинки,
где присутствуют красный цвет и
изображения домика);
• использует незаконченную фигурку как
s
"'
замещать разные о6ъектыI (палочка как ложка, градусник, карандаш
похожа фигурка?» - о6 изо6ражении
фигурки неопределенной
формы
деталь сюжетной композиции;
•может самостоятельно сочинить
erci
м
го
б
о
и др.)
(например, контурное изображение
куклы-невяшки
ал
-
небольшую сказку или историю по теме
Развиие
• достаточно успешно овладевает
• достаточно успешно овладевает
• достаточно успешно овладевает
• достаточно успешно овладевает сооб-
s
представле-
сообщаемыми воспитателем сведениями об
сообщаемыми воспитателем
сообщаемыми воспитателем
щаемыми воспитателем сведениями о6
ний об
окружающем (разделы
сведениями о6 окружающем
сведениями о6 окружающем
окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный
~
окружающем
«Я сам», «Рукотворный мир», «О6щество»,
(разделы «Я сам», «Рукотворный
(разделы «Я сам», «Рукотворный
мир», «Общество», «Живая
л
«Живая и неживая
мир», «Общество», «Живая и неживая
мир», «Общество», «Живая и неживая
и неживая природа»);
природа»);
природа»);
природа»);
• самостоятельно получает новую ин‑
• самостоятельно получает новую
информацию (задает вопросы,
экспериментирует)
• самостоятельно получает новую
информацию (задает вопросы,
экспериментирует)
• самостоятельно получает новую
информацию (задает вопросы,
экспериментирует)
формацию (задает вопросы, экспериментирует)
Развитие
речи
• может заниматься звукоподражательными упражнениями (ква-ква-
• правильно произносит все звуки
(исключение могут составлять
• правильно произносит все звуки,
замечает ошибки в звукопроизно-
• правильно произносит все звуки,
замечает ошибки в звукопроизношении;
ква, ду-ру-д1у и др.), возможны
дефекты звукопроизношения;
свистящие, шипящие и сонорные);
• употребляет все части речи,
шении;
• грамотно использует все част
• грамотно использует все части речи,
строит сложные предложения;
• согласовывает употребление
грамматических форм по числу,
времени и Т. д. (Отдельные ошибки
допустимы);
• отвечает на простые вопросы
взрослого
появляется словотворчество;
• самостоятельно рассказывает по
картинке, пересказывает небольшие
произведения (возможна помощь
взрослого)
речи;
• использует обобщающие слова,
синонимы, антонимы
• использует обобщающие слова, синонимы
антонимы, родовые и видовые
понятия;
• может объяснить значения знакомых
многозначны слов
Развитие
• может пройти по гимнастической
• может перешагивать через рейки
• может пройм по скамейке, перешагивая
• может бегать, преодолевая препятствия
моторики
скамейке;
гимнастической лестницы (горизонтально
набивные мячи;
обежать кегли, пролезть в обруч и
~с
(координа-
• ударяет мяч об пол и ловит его
установленной на высоте
• отбивает мяч о землю одной рукой
др.;
%
ция движе-
ний)
Двумя руками (3-4 раза);
• может перекладывать мелкие
20 см от пола);
• может подбрасывать и ловить мяч
4-5 раз подряд;
• может продеть шнурок в ботинок и
• подбрасывает и ловит мяч двумя
руками с хлопком (5-7 раз);
IW
У
а
прея меты (со стопа в коробку)
двумя руками 3-4 раза подряду
• может нанизывать бусины на леску
завязать бантиком
• может большим пальцем поочередно
прикасаться к кончикам пальцев той же
руки (от мизинца к указательному и
обратно)
Общение со
• проявляет интерес к действиям
• вступает в ролевое
• из6ирателыго и устойчиво
• избирательно и устойчиво взаимодей‑
s
сверстниками
других детей, может им подражать
взаимодействие с детьми
взаимодействует с детьми, может
сотрудничать на занятиях
ствует с детьми;
• участвует в коллективном создании
замысла в игре и на занятиях;
о
• дает как можно более точное сообщение
другому, внимателен к со6е-
седнику
°'
о
а
Усвоение
• ориентируется на просьбы и тре-
• проявляет социально одобряемые
• регулирует свое поведение в ооот-
• регулирует свое поведение усвоен-
s
о
v
социальны
норм и
правил
бования взрослого (убрать игрушки,
помочь сверстнику, поделимся игрушками и Т. п.);
• замечает несоответствие поведения других детей требованиям
взрослого
формы поведения (может сам у6ирать игрушки, выполнять элементарные
трудовые о6гнзаннати и Т. д.);
• замечает несоответствие
поведения других детей принятым
нормам и правилам
ветствии с усвоенными нормами
и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и Т. п.)
ными нормами и правилами (сдерживает
агрессивные реакции, справедливо
распределяет роли, помогает друзьям
и т. п.);
• отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми