Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда Не слышит взрослый.
Вербальная: ругается; говорит обидные слова; говорит нецензурные слова.
В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.
В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.
Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от
агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.
Направленная на себя: кусает себя; щиплет себя; просит себя стукнуть еще раз
Вспыльчивость
В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может
разорвать пособие; плюнуть.
В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово
Негативизм
В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в
коллективную игру.
И отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.
Вербальный: говорит часто слова «не хочу или Не буду», «нет»
демонстратив-
В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии.
кость
Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить
на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает
за реакцией окружающих и т. п.
Обидчивость
Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре.
(эмоциональная
В мимике: недовольное выражение лица; плачет.
неустойчивости
реакция на оценку другим: болезненно реагирует на замечания; болезненно
реагирует на повышенный тон голоса
Конфликтность
Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на
конфликтные действия других.
Вследствие эгоцентризма: не учитывает желаний и интересов сверстников.
Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений.
Вследствие трудности переключения: не уступает игрушек.
Характер
нарушений
поведения
В чем конкретно проявлялось
данное нарушение поведения
Эмоциональная
Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться.
отгороженность
И эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и
сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих.
И особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения;
когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.
Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание
требований; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.
И особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику
Дурашливость
И реакция на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала или
порицание не вызывают значительного изменения в поведении ребенка.
В физических действиях и мимике: дурачится; передразнивает в движениях
Нерешитель-
В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на
ность
занятии; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей в играх.
Проявления в речи: использует слова: «не знаю, «может быть», «трудно сказать»;
ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.
В физических действиях: боится прыгнуть с возвышения.
И реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные
реакции; В новой ситуации менее вариативное поведение, ЧВМ в привычной
Реакция на новизну: боится входить в вовсе помещение.
Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления;
страх остаться одному
Тревога
В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.
В речи: ребенок не может объяснил причины избегающего поведения, тревоги.
В движениях: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит.
Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями, стремится быть
поближе ко взрослому
Скованность
В движениях: двигательно скован.
В речи: запинается в речи.
Реакция на новизну: неловок в новой ситуации
Заторможен-
В познавательной активности: не знает чем заняться.
ность
В зрительном восприятии: 6еЗДеятелыю смотрит по сторонам.
В речи: говорит слишком ТИХО.
Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу
запаздывает
3гоцентричность
Как отношение к себе: считает, что все игрушки, все конфеты для него.
Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям.
В речи: часто использует местоимение «Я»
Характер
нарушений
поведения
В чем конкретно проявлялось
данное нарушение поведения
Из6егание
В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики.
умственных
На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту
усилий
умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по о6разцу)
Дефицит
Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии.
внимания
И содержание помощи ребенку: приходится словесно повторять задание по
несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия.
В речи: условия выполнения задания и пр.
Двигательная
И особенности планирования действий: поспешно планирует собственные
расторможен-
действия.
ность (гипер-
И избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен;
активность)
количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); действует раньше
условленного сигнала и пр.
И длительность сдерживания гиперактивности :встает на первой половине
занятия, когда другие дети еще сидят.
И длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно
успокаивается от шумной игры
Речевая растор-
И громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса.
моженность
И темп речи: темп речи убыстрен; речь взахлеб.
В социальных отношениях: переговаривается на занятии, несмотря на замечания
взрослого и пр.
Непонимание
Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции
сложных словес-
ных инструкций
взрослого
Непонимание
Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на
простых словес-
ных инструкций
объяснение задания
Застреваемость
В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы.
Во взаимоотношениях: навязчив при общении; привлекает к себе внимание;
повторяет одну и ту же просьбу.
В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу.
На чувствах и эмоциях: застревает на обиде.
И трудности переключения: с трудом переключается и пр.
Работоспособ-
Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают
ность (умствен-
книжку; устает на первой части организованного занятия
ная)
‑
Работоспособ-
Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет
ность (физиче-
работоспособность на первой трети организованного занятия; требуется
ская)
варьирование сложности задания, не требующего умственных усилий;
работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и
пониженной работоспособности