Афферентная моторная афазия
Задача – восстановление артикуляторной деятельности. Цель – восстановление активной экспрессивной речи. a. Длительная работа по растормаживанию речи и невербальных форм коммуникации b. Центральный метод – метод смысло-слуховой стимуляции слова, который включает сохранный акустический анализатор (звучание слова) и семантический уровень организации слова (смысл, значении, предметная отнесенность): слово®предметный образ®артикуляторный образ®произнесение. c. Восстановление активного и пассивного словаря, работа с аграмматизмами. - смысло-слуховой метод - беседа - разные контексты - рисование d. Восстановление звуко-артикуляторного анализа слова и его кинестетической основы. - ритмическое выделение элементов слова путем отстукивания его слоговой структуры с напевным проговариванием - метод повторения фраз - метод составления фраз по заданным словам - метод диалога - работа с зеркалом - выделение отдельных звуков из упроченных уже слов Сенсорная афазия Центральная задача – преодоление дефектов дифференцированного восприятия звуков, развитие фонематического слуха с целью восстановления понимания речи. a. Торможение непродуктивной речи, логореи (многословия), переключение с речевой на неречевую деятельность. b. Работа над невербальными формами коммуникации. c. Обучение умению слушать и слышать текст: метод введения в контекст. Важно! методы, сужающие сферу поиска значения слова (его понимания): ü метод введения в контекст, ü метод классификации по заданному признаку, ü конфликтный метод (при классификации просят найти группу предметов, которой на самом деле нет в поле зрения ® активный поиск ® условия для дифференцированного восприятия отдельных слов из фразы). Методы восстановления процесса звукоразличения: ü программированный метод (последовательное выполнение операций по распознаванию сначала слов, затем звуков) Методы соотнесения разных модальностей слова с его семантикой: ü кинестетические афферентации®проговаривание®афферентация от артикуляторного аппарата. ü Оптические афферентации®опора на чтение по губам (своим в зеркале и чужим) ü Опора на смыслоразличительную функцию речи® опора на контекст ü Соотнесение звука с его артикуляцией посредством опоры на его оральный образ. Акустико-мнестическая афазия Задача – восстановление понимания речи, ее повторения и процесса называния предметов. Центральная задача – расширение объема акустического восприятия, преодоление дефектов слухоречевой оперативной памяти, восстановление устойчивых зрительных образов-представлений. a. Невербальные методы (рисование, конструирование, классификация и пр.) – восстановление номинативной функции речи. b. Восстановление повторной речи: - метод разбивки слова (предложения) на части - метод соотнесения слов с картинками - метод зарисовывания соответствующих предметов - метод записывания отрабатываемого материала - придумывание предложений, составление сочинений c. Восстановление понимания речи (текста): ü «прием письменного изложения» по сюжетной картинке ü прием сопоставления планов к пересказу сюжетных картинок ü метод реконструкции текста, поделенного на части d. Работа по восстановлению многозначности слова, устойчивости его значения, связи слова с его чувственной основой. Семантическая афазия Центральная задача – преодоление дефектов пространственного гнозиса с целью восстановления понимания речи. Стадия 1: Понимание левого и правого, умение ориентировать в реальном пространстве - Воспроизведение пространственно ориентированных различных геометрических фигур - Конструирование по образцу различных фигур, проводится их сопоставление, словесный анализ пространственных характеристик - Схема тела: восстановление осознания роли правой руки (в правую руку вкладывается какой-либо рабочий предмет, от ощущения этого предмета восстанавливается ведущая роль правой руки). Правая рука- это точка отсчета в окружающем пространстве. - Реальные перемещения в пространстве (затем их схематическое отображение). Затем наоборот. - Необходимо правильно по образцу пространственно расположить какой-либо предмет Стадия 2. Формулирование пространственных отношений с помощью синтаксический конструкций. Стадия 3. Восстановление понимания конструкций с предлогами. Необходимо довести до сознания больного фактор относительности (пространственного расположение предмета можно установить только с помощью другого предмета , один предмет главный (центральная точка отсчета), а другой относительный). 1. Даются картиночные изображения, необходимо подписать предлоги 2. Упражнения с сюжетными картинками. 3. Затем от конкретных предметов необходимо перейти к абстрактными пространственным изображениям (геометрические фигуры) Восстановление понимания логико-грамматических конструкций идет по этому же пути, через предметы, конкретные пространственные отношения – к речи. 1. Больного учат разбору предложений по частям речи 2. Необходимо правильно задавать вопросы к предложению. построение предложения по набору синтаксических связей и т.д.
Восстановительное обучение при всех формах афазии наиболее эффективно в случаях применения не отдельных приемов, методов, упражнений, а системы методов с обеспечением ее определенными приемами и упражнениями. В отличие от изолированных методов система методов обеспечивает системное воздействие на дефект.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (865)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |