Метод «фишек». Психологическая сущность метода
Он же – метод вынесения линейной схемы предложения, он же – метод экстериоризации схемы предложения. Суть метода: больной получает задание составить предложение по сюжетной картинке (или самостоятельно ответить на вопрос и пр.), под картинкой выкладывается ряд пустых карточек, фишек, каждая карточка обозначает одно (любое) слово, а все вместе они представляют собой вынесенную вовне линейную схему фразы. Фиксируя пальцем каждую карточку, больной ставится в условия, при которых он может восстановить схему предложения по внешним опорам. Пример: на картинке машина, везущая дрова. Больной показывает по фишкам: машина – везет – дрова. Чтобы этот способ стал достоянием самого больного, необходима длительная работа по его интериоризации. Для этого задания постепенно усложняются: вместе с педагогом, самостоятельно, с фишками, без фишек. Потом укрупняются единицы – теперь фишки обозначают не слова, а предложения или целые кусочки текста. Программа действий: 1. возьмите картинку 2. подумайте о ее содержании 3. разбейте картинку на смысловые части, обведите их карандашом 4. соедините стрелками те части, которые связаны между собой по содержанию 5. проверьте свою работу 6. выложите нужное количество карточек-фишек 7. скажите громко предложение 8. придумайте новый вариант предложения, скажите его громко. Психологическая сущность: фишки дают больному стереотип фразы. Механизм работы: материализация схемы предложения создает условия для активации речевой деятельности, и больной, который не может включиться в речь самостоятельно, при опоре на карточки оказывается способным произнести фразу. Внешние опоры (фишки) и последовательность операций (программа действий) замещают внутреннее программирование высказывания, которое нарушается при динамической и эфферентной моторной афазиях.
50. Сравнительный анализ методов восстановления речи при акустико-мнестической и сенсорной афазиях. В основе этих моторных нарушений лежат разные механизмы, соответственно должны различаться и методы восстановления.
Отличия(Специфика методов)
Обе афазии возникают при поражении задней речевой зоны. При поражениях задней речевой зоны в большей степени страдает грамматический план речи, психологический же сохранен и участвует в компенсации. Нарушается использование парадигматически организованных кодовых единиц языка, что проявляется в грубом нарушении лексики – нарушается многозначность слов, их взаимосвязи друг с другом внутри фразы, взаимосвязи с предметными образами-представлениями. Отсюда – сходства методов:
ü Методы направлены на восстановление понимания речи ü основа – использование метода включения в систему: o слово включается в систему смысловых связей o звук включается в систему образов разных модальностей + см №40
УДАЧИ!!!
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1906)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |