Измерение сопротивляемости
Исследования, проводимые до сих пор, доказали, что сопротив- ляемость — многомерный концепт с множеством граней, которые проявляются по-разному в зависимости от контекста, возраста, пола и культуры. Это утверждение позволяет предположить, что измерение сопротивляемости является комплексным вопросом и было бы трудно утверждать, что единственный инструмент мог бы дать удовлетвори- тельный ответ. Первые работы, касающиеся создания инструмента измерения сопротивляемости, осуществлялись с 1988 г. Gail Wagnild et Heather Young, представителями школы de Nursing de университета Сиэтла. Первая публикация их шкалы сопротивляемости датируется 1993 г. В создании этого инструмента Wagnild et Young отталкивались от опро- са 24 женщин, которые хорошо адаптировались, в соответствии с их моралью и уровнем социальной принадлежности, после того, как они пережили события жизни, квалифицируемые как «мажорные». В ме- тодологическом плане речь идет о первой попытке создания инстру- мента измерения сопротивляемости. Анализ полученных данных позволяет Wagnild et Young иденти- фицировать пять составляющих сопротивляемости: ясность мыслей, упорство, уверенность в себе, способность придать смысл жизни и «экзистенциальному одиночеству» (которое соответствует присутст- вию чувства свободы и уникальности, возможности реализовать их в жизни, когда есть ситуации, которым нужно противостоять в оди- ночку). Начиная с публикации бесед, проведенных с этими женщинами, которые рассматривались как носители сопротивляемости, Wagnild et Young отобрали еще 25 шкал для градации высказываний, которые соответствуют каждой из пяти составляющих сопротивляемости, на- званных выше. Градация, созданная таким образом, состоит из 25 шкал. Человек, которого опрашивают, должен быть согласен с семью пунктами этой шкалы. Общая тотальная шкала составляет от 25 до 125 баллов, самые высокие баллы соответствуют более сильной со- противляемости. Изучение конкурентной способности (Wagnild et Young, 1993) указывает, что люди, которые проявляются как более стойкости, больше удовлетворены своей жизнью, имеют хорошую мораль, неде- прессивны _______и имеют хорошее умственное здоровье. Статистические анализы, осуществленные по этой шкале Wagnild et Young, делают очевидными два главных фактора. Первый фактор, обозначенный как «персональная компетентность», включает 17 при- знаков, среди которых вера в себя, независимость, определенность, профессионализм, возможность противостоять трудным ситуациям, упорство. Несколько примеров могут хорошо проиллюстрировать этот фак- тор: — «Я рассчитываю на себя больше, чем на кого-либо другого» (признак 3); — «Я крепко стою на ногах» (признак 10); — «Когда я оказываюсь в трудном положении, я обычно нахожу выход» (признак 23); — «У меня достаточно энергии, чтобы сделать то, что мне нужно делать» (признак 24); — «Когда я строю планы, я всегда иду до конца» (признак 1). Второй фактор, обозначенный как «принятие себя и жизни», включает восемь признаков, которые касаются адаптационности, уравновешенности, гибкости и уравновешенной перспективы жизни. Эти восемь признаков отражают принятие жизни и чувство мира во- преки превратностям судьбы. Следующие примеры позволяют проил- люстрировать этот второй фактор: — «Я принимаю вещи сразу» (признак12); — «Я обычно нахожу что-нибудь, что меня заставляет смеяться» (признак 16); — «Я не упорствую, когда вижу, что не могу сделать что-нибудь» (признак 22); — «Моя жизнь имеет смысл» (признак 21). Исходя из факта, что шкала была применена (внедрена) в юноше- скую среду, и особенно в среду женщин, Hunter et Chandler (1999) применили ее к 51 юноше (28 девушек и 23 юноши). Полученные ре- зультаты показывают, что в юношеской среде сопротивляемость мо- жет являться процессом, основанным на таких стратегиях, как изоля- ция, одиночество, агрессия, которая позволяет выжить, вере в то, что можно найти средства, необходимые поддержать самого себя, если эти средства могут причинить зло тому, кто их использует. В этот пе- риод жизни, как подчеркивают Hunter et Chandler, было бы лучше рассматривать сопротивляемость в континууме: от наименьшей со- противляемости к оптимальной. На одном конце континуума сопро- тивляемость осуществляется на базе стратегий выживания, исходя- щих из силы, поступков с высоким риском, социальной и эмоцио- нальной деградации. На другом конце континуума сопротивляемость (на этот раз оптимальная) исходит из гибких стратегий, дистанцион- ной адаптации, базируется на таких характеристиках, как уважение к себе, персональная эффективность, доверие и общительность. Humphreys (2003) использует шкалу Wagnild et Young, чтобы оце- нить группу из 50 избитых женщин, которые скрывались 21 день в одном из приютов бухты Сан-Франциско. Полученные результаты указывают на относительно хорошую сопротивляемость этих женщин (средний балл 143,1). Избитые женщины, имеющие более высокие баллы, которые проявляют себя как стойкие, показали меньше психо- логических симптомов, а симптомы невзгод были менее интенсивные. Отметим также, что шкала Wagnild et Young стала объектом двух адаптаций: одна на русском языке, чтобы оценить эмигрантов, при- бывающих в Израиль из Советского Союза (Aroian et al., 1997), вторая — на японском (Araki, 2000). Другая попытка создать инструмент измерения сопротивляемости была осуществлена в докторском исследовании Cynthia Jew, проведен- ном в Денверском университете (Jew, 1991; Jew et Green, 1998; Jew et al., 1999). В этом случае отправной точкой является теория сопро- тивляемости. Речь идет о теории познавательной оценки Mrazek и Mrazek (1987). Согласно этим авторам, на ответы на стресс влияют оценка ситуации, способность человека анализировать, придать ей смысл и поставить ее в зависимость от собственной системы верова- ний. Люди с высокой сопротивляемостью лучше встречают стресс, по- тому что они используют определенные знания, могут дать некоторые характеристики — их двенадцать, согласно Mrazek и Mrazek (1987): — способность ответить быстро на стресс; — опережающая зрелость; — умение дистанцироваться от сильных аффектов; — поиск информации (особенно касающейся рисков, исходящих из окружения); — умение создать и использовать отношения поддержки, помощи во времена кризиса; — позитивная проективная антиципация (способность проекти- ровать себя в будущее и фантазировать, какова будет жизнь, когда трудности пройдут); — способность принимать решения, даже если они содержат пер- сональные риски; — убеждение в том, что ты любим, потому что этого заслуживаешь; — способность идентифицироваться с некоторыми аспектами компетенции агрессора; — позитивная переоценка печальных событий (способность их переоценить, чтобы сделать их более приемлемыми, конгруэнтными своей точке зрения); — альтруизм — способность испытывать удовольствие, давая его другим; — оптимизм и надежда (способность адаптировать позитивную точку зрения, касающуюся будущих событий). В теоретическом контексте, предложенном Mrazek и Mrazek (1987), сопротивляемость возникает из специфической системы веро- ваний человека (касающихся его способностей и взаимоотношений, так же как и «доброта мира»), который взаимодействует с окружаю- щими стрессорами, чтобы определить копинг-стратегии индивиду- ума. Люди, обладающие сопротивляемостью, имеют комплекс веро- ваний, который делает их способными приобретать и использования знания, чтобы встретить лицом к лицу ситуацию стресса эффективной стратегией. Шкала измерения сопротивляемости Jew et al (1999) имеет 35 признаков и состоит из трех подшкал: — ориентация на будущее (19 признаков); — активное приобретение знаний (10 признаков); — независимость (принятие рисков) (6 признаков). Введение измерения «принятие риска» базируется на том факте, что это принятие может играть роль в процессе сопротивляемости, особенно в ситуациях серьезной угрозы. Третья попытка создания инструмента измерения сопротивляемо- сти исходит из описания характеристик носителей сопротивляемости, которые описаны в публикациях, посвященных этому вопросу. При- мер составлен профилем аттитюдов и знаний Hurtes et Allen (2001), а затем заполнен характеристиками, установленными Wolin et Wolin (1993): интуиция, независимость, креативность, юмор, инициатива, чувство отношения с другими людьми и ориентация на моральные ценности (начиная со своей собственной оценки мира, люди, обла- дающие сопротивляемостью, идентифицируют то, что им близко, адаптируют свои собственные моральные ценность, имеют мужество защищать свои убеждения). Другой пример представлен в статье «l’Echelle de Résilience de Connor et Davidson» (2003), написанной на материале экспедиции в Антарктику Sir Edward Schackleton (Alexander, 1998), который делает очевидной духовную составляющую сопротивляемости, и характери- стик людей, обладающих сопротивляемостью, описанных Kobasa (1979), Rutter (1985) et Lyons (1991). Последняя попытка, которую мы процитируем, является попыт- кой, используемой в работе Strümpfer (2001) из университета Rand Afrikaans de Johannesburg. Этот исследователь настаивает на необхо- димости развивать инструментарий оценки сопротивляемости проек- тивного типа, позволяющий _______изучать интрапсихическое функциониро- вание. Strümpfer предлагает «упражнения на сопротивляемость» для того чтобы создать климат участия, более пригодный для этого типа психологического тестирования, и уменьшить тревогу. Эта система упражнений состоит из 6 фраз, представленных последовательно, ко- торые описывают различные ситуации угрозы (несчастья). Например, «Marion (ou Martin) потеряли своего единственного ребенка в возрас- те 16 лет». Для каждой ситуации изучаемый должен ответить на три серии вопросов, и ответы начинать с указаний, фигурирующих в учебнике, составленном Strümpfer: — Что думает, что чувствует этот человек, что он хочет?; — Что случится? Каков выход?; — Что будет думать этот человек по поводу того, что случилось, спустя время, возвращаясь назад?; — Какое значение будет иметь для него ситуация, которую он пережил? Оценка сопротивляемости ставит вопрос об эквивалентности при- знаков при переводе инструментов измерения на другой язык. Дейст- вительно, трудности были отмечены при адаптации на русский язык шкалы Wagnild et Young, осуществленной, чтобы оценить тип эмиг- рантов, прибывших в Израиль из бывшего Советского Союза (Aroian et al., 1997). В этом случае фактическая структура шкалы была по- ставлена под сомнение так же, как и при переводе на японский (Araki, 2000). В заключение хочу сказать, что главное значение культуры для оценки сопротивляемости подчеркивается работой Long et Nelson (1999), которые создали в США шкалу, предназначенную для оценки сопротивляемости американских индейцев. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002. 2. Брушлинский А. В. Субъект безопасности и безопасность субъекта // Проблемы информационно-психологической безопасности: Сборник статей и материалов конференции. М., 1996. 3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000. 4. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреж- дении: практическое руководство / Под ред. И. А. Баевой. СПб., 2006. 5. Психологическая культура и психологическая безопасность в образова- нии: Материалы Всероссийской конференции. СПб.; М., 2003. 6. Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Сборник науч- ных статей по материалам Первого международного форума / Под ред. И. А. Ба- евой, Л. А. Регуш, Ш. Ионеску. СПб., 2006. 7. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности: Учебное пособие. М., 2002. 8. Волков Е. Н., Сарычев В. В. Проблемы психологической безопаснос- ти личности в современном российском обществе. evolkov.iatp.ru/rpec/descult/ grpthnk1.html.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (575)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |