Формирование у обучаемых системы знаний взглядов о теории и практике реализации либеральной стратегии реформирования государственного управления.
Освоение обучаемыми основных направлений деятельности по формированию и развитию в России: институтов гражданского общества; публично-правовых механизмов повышения уровня доверия населения к федеральным и региональным органам государственной власти в Российской Федерации путём развития и совершенствования форм (институтов) взаимодействия государства и гражданского общества в процессе правотворческой, правоприменительной и контрольной деятельности; форм и метод публичной оценки работы органов власти по реализации закрепляемых в законодательстве функций и полномочий.
Формирование у обучаемых комплекса знаний о системе и содержании основных институтов непосредственной демократии, публичных обсуждений и общественной экспертизы, которые следует рассматривать в качестве публично-правовых институтов (форм) взаимодействия гражданского общества и государства.
Место дисциплины в структуре магистерской программы
Учебная дисциплина «Публично-правовые институты (формы) взаимодействия государства и гражданского общества» относится к вариативной части профессионального цикла.
Содержание учебной дисциплины «Публично-правовые институты (формы) взаимодействия государства и гражданского общества» является логическим продолжением содержания учебных дисциплин базовой части профессионального цикла: «История политических и правовых учений», «История и методология юридической науки», «Сравнительное правоведение», «Актуальные проблемы конституционного права» и служит основой для освоения учебных дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Актуальные проблемы административного права и государственного управления», «Организация управления юридической деятельностью», «Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов», «Актуальные проблемы реализации и применения Конституции РФ в деятельности органов публичной власти», «Правовое регулирование государственной и муниципальной службы», «Нормотворческий процесс в РФ», «Правовое обеспечение реформирования в РФ государственного и муниципального управления», «Защита прав и свобод человека и гражданина в РФ», «Административно-правовые механизмы противодействия коррупции в сфере государственной службы», «Правовой статус органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и др.
Компетенции,
формируемые в
результате освоения дисциплины (модуля)
Тема 1. Теоретико - методологические и правовые основы взаимодействия государства и гражданского общества.
Тема 2. Публично-правовые формы (институты) непосредственной демократии, позволяющие выявить обязательную для исполнения волю гражданского общества.
Тема 3. Публично-правовые формы (институты) непосредственной демократии, позволяющие органам власти выявить мнение, интересы гражданского общества и учитывать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Тема 4. Формы (институты) взаимодействия гражданского общества и государства, направленные на развития российской общественной инициативы и совершенствования системы государственного управления.
Тема 5. Публично-правовой институт обращений граждан в системе взаимодействия государства и гражданского общества Тема 6. Митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и другие виды публичных мероприятий как форма взаимодействия гражданского общества и государства, призванная привлечь внимание власти к существующим проблемам.
Тема 7. Открытость, гласность разработки, реализации мероприятий по повышению эффективности взаимодействия государства и гражданского общества.
Структура
дисциплины
(модуля), виды
учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет для очной и заочной форм обучения 2 зачетных единицы или 72 часа.
Из них аудиторных занятий:
- для студентов очной формы обучения 20 часов (лекций - 8 часов, семинаров и практических занятий - 12 часов);
- для студентов заочной формы обучения 14 часов (лекций - 6 часов, семинаров и практических занятий - 8 часов).
Знания, умения и
навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные положения либеральной стратегии развития гражданского общества и государства, предусматривающей дальнейшее развитие различных форм и механизмов их взаимодействия, а также прозрачность и эффективность правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и организационно-управленческой деятельности органов публичной власти;
- базовые юридические понятия и дефиниции, характеризующие процесс взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества;
- основные тенденции и закономерности развития институтов гражданского общества в Российской Федерации, а также формы его взаимодействия с государством в процессе осуществления правотворческой, правоприменительной и контрольной деятельности;
- положения нормативных правовых актов, регламентирующие формы и методы публичной оценки работы органов власти, должностных лиц по реализации закрепляемых в законодательстве функций и полномочий;
- юридические основания и порядок публичного представления предложений граждан с использованием специализированного ресурса в сети Интернет;
- юридические процедуры публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов на всех стадиях их подготовки;
- юридические процедуры предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при федеральных и региональных органах исполнительной власти нормативных правовых актов и иных документов;
- юридические процедуры проведения публичных консультаций оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов;
- юридические процедуры оценки гражданами, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий, эффективности деятельности органов власти и должностных лиц;
- порядок формирования, полномочия и основные формы работы общественных советов при федеральных и региональных органах государственной власти;
- порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органы и к должностным лицам публичной власти;
- проблемы законодательного оформления и отнесения институтов непосредственной демократии к числу форм взаимодействия государства и гражданского общества;
- основные публично-правовые механизмы обеспечения открытости, гласности правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, организационно-управленческой деятельности органов власти и оценки их результатов.
- основные правовые характеристики, юридические процедуры организации и проведения выборов и референдумов с одной стороны в качестве важнейших институтов непосредственной демократии, с другой стороны – форм (институтов) взаимодействия государства и гражданского общества;
- основные правовые характеристики народных обсуждений проектов важных государственных и территориальных решений, нормативных правовых, петиций, народных инициатив, собраний (сходов) граждан по месту их жительства, опросов населения как институтов непосредственной демократии, позволяющих выявить общественное мнение и форм (институтов) взаимодействия государства и гражданского общества;
- особенности, преимущества и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, актуальные проблемы правового регулирования отдельных стадий избирательного процесса;
-теоретические концепциии содержаниепринципов выборов и избирательного права,
- проблемы правового регулирования различных стадий избирательного процесса,
- правовой статус участников избирательных правоотношений, действующее законодательство о выборах и тенденции его развития, основные правовые позиции Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ применительно к различным стадиям выборов, особенности судопроизводства по делам, возникающим из избирательных споров.
Уметь:
- толковать и применять нормативные правовые акты, регламентирующие различные формы взаимодействия государства и гражданского общества;
- самостоятельно анализировать сложнейшие процессы становления и развития в Российской Федерации различных институтов гражданского общества;
- осуществлять правотворческуюи правоприменительнуюдеятельность в соответствии с полученными знаниями об основных путях становления и развития форм (институтов) взаимодействия государства и гражданского общества;
- толковать и применять нормы права исходя из необходимости развития в Российской Федерации институтов гражданского общества, что является необходимым условием на пути совершенствования системы государственного и муниципального управления, повышения уровня доверия населения к органам публичной власти;
- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, связанные с непосредственным волеизъявлением и инициативами граждан;
- квалифицировать с позиций права анализировать факты правонарушений в деятельности органов власти и должностных лиц, осуществляемой в процессе взаимодействия с институтами гражданского общества, а также определять меры ответственности виновных, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав граждан;
- изучать развитие законодательства, регламентирующего формы взаимодействия государства и гражданского общества и практики его применения;
- на практике использовать результаты правового анализа организации и деятельности государственных органов и должностных лиц в целях, прежде всего, вскрытия и установления фактов правонарушений, определения правовых механизмов повышения эффективности, открытости и гласности деятельности органов и должностных лиц, повышения уровня доверия к ним со стороны населения.
Владеть навыками:
- системно-правового анализа и использования государственно-правовых механизмов правового обеспечения взаимодействия государства и гражданского общества;
- правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и организационно-управленческой деятельности в соответствии с полученными знаниями о правовом обеспечении основных форм взаимодействия государства и гражданского общества;
- оказания юридической помощи, консультирования по вопросам правового обеспечения взаимодействия государства и гражданского общества, а также осуществления правовой экспертизы нормативных правовых актов в целях юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств, прежде всего, с точки зрения обеспечения соответствии действий и решений органов публичной власти Конституции и законодательству, а также - соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина;
- подготовки заключений по проектам распорядительных актов и иных правовых актов, регламентирующих вопросы становления и развития основных форм (институтов) взаимодействия государства и гражданского общества на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства и публичным интересам;
- внедрения инновационных подходов в правовом обеспечении организации управленческой деятельности органов исполнительной власти, способах обеспечения их организационных взаимосвязей с институтами гражданского общества;
- управления, необходимыми для осуществления служебных обязанностей в системе государственного и муниципального управления в условиях их дальнейшей демократизации, модернизации и совершенствования, повышения гласности и открытости.
Технология
проведения занятий
Тема 1. Теоретико - методологические и правовые основы взаимодействия государства и гражданского общества.
Проблемная лекция, предполагающая неоднозначное решение поставленных преподавателем проблем путём активизации и развития поисковых и научно-исследовательских способностей студентов и обязательного диалога преподавателя и студента.
Тема 2. Публично-правовые формы (институты) непосредственной демократии, позволяющие выявить обязательную для исполнения волю гражданского общества.
Лекция-беседа, лекция-дискуссия по сформулированным преподавателем актуальным проблемам, в ходе которой обязательно определяются пути их решения на основе теоретических выводов и предложений по совершенствованию законодательства.
Семинарское занятие проводится в форме круглого стола с элементами деловой игры (проблемы и задание для участников разрабатываются преподавателем).
Тема 3. Публично-правовые формы (институты) непосредственной демократии, позволяющие органам власти выявить мнение, интересы гражданского общества и учитывать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Лекция-беседа, лекция-дискуссия по сформулированным преподавателем актуальным проблемам, в ходе которой обязательно определяются пути их решения на основе теоретических выводов и предложений по совершенствованию законодательства.
Семинарское занятие проводится в форме дискуссии по каждому вопросу темы.
Тема 4. Формы (институты) взаимодействия гражданского общества и государства, направленные на развития российской общественной инициативы и совершенствования системы государственного управления.
Семинарское занятие проводится в форме круглого стола с элементами деловой игры (проблемы и задание для участников разрабатываются преподавателем).
Тема 5. Публично-правовой институт обращений граждан в системе взаимодействия государства и гражданского общества.
В ходе семинарского занятия проводится тестирование студентов и решаются задачи.
Тема 6. Митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и другие виды публичных мероприятий как форма взаимодействия гражданского общества и государства, призванная привлечь внимание власти к существующим проблемам.
Лекция-беседа, лекция-дискуссия по сформулированным преподавателем актуальным проблемам, в ходе которой обязательно определяются пути их решения на основе теоретических выводов и предложений по совершенствованию законодательства.
Семинарское занятие проводится в формеделовой игры, в процессе которой происходит моделирование практических ситуаций. Для участия в семиранском занятии приглашаются судьи и сотрудники аппарата Верховного Суда Российской Федерации - квалифицированные специалисты в области изучаемой проблемы.
Тема 7. Открытость, гласность разработки, реализации мероприятий по повышению эффективности взаимодействия государства и гражданского общества.
Проблемная лекция, предполагающая неоднозначное решение поставленных преподавателем проблем путём активизации и развития поисковых и научно-исследовательских способностей студентов и обязательного диалога преподавателя и студента.
Обучение по всем видам учебных занятий проходит в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам.
В ходе самостоятельной работы (60 часов) студенты осуществляют подготовку эссе, докладов, презентаций. Кроме этого, ими осуществляется самостоятельное изучение и систематизация соответствующих нормативных правовых актов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет"; изучение рекомендованной учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации; формирование, усвоение содержания конспекта лекций, его доработка на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.); подготовка к семинарским и практическим занятиям, а также к текущему контролю.
Используемые
информационные,
инструментальные и программные
средства
Лекционные занятия: комплект электронных презентаций/слайдов, аудитория, оснащенная звукоусиливающей и презентационной техникой (проектор, экран, компьютер).
Практические занятия: презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук), пакеты ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы), справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» или их адекватные заменители, «Иформационно-образовательный портал ФГБОУ ВО «Российский университет правосудия», Система электронного обучения «Фемида», Индивидуальные периодические издания ЭБД ИВИС, Электронно-библиотечная система IPRbooks,электронно-библиотечная система издательского дома «ИНФРА-М» - «Znanium.com».
Формы текущего
контроля
успеваемости
Текущий контроль проводится в целях получения оперативной информации о качестве усвоения учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий, а также стимулирования самостоятельной работы студентов. К текущему контролю по данной дисциплине относится проверка их знаний и навыков на практических занятиях, тестирование по отдельным темам, выполнение аудиторных и домашних контрольных работ.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям учебной дисциплины “Публично-правовые институты (формы) взаимодействия государства и гражданского общества” созданы фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Фонды оценочных средств включают: контрольные вопросы по учебным дисциплинам; типовые задания для практических занятий, тесты, программы экзаменов и другие средства контроля.
При оценке качества выполнения контрольной работы оценивается уровень самостоятельного изучения студентом темы на основе рекомендованной литературы, уровень анализа и толкования нормативных правовых актов, научных подходов, общий творческий подход и глубина основания тем заданий.
При оценке качества работы студента на семинарских занятиях оценивается письменная работа, предусмотренная для самостоятельной подготовки к занятию, активность участия студента в семинаре-дискуссии и заседании круглого стола, творческий подход к решению новых задач, выполнению заданий, в том числе связанных с отсутствием общепринятых алгоритмов решения поставленных перед студентом вопросов, поиск необходимых знаний при помощи информационных, инструментальных и программных средств
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в форме тестирования, решения практических задач, выставления оценок за выполнение контрольных работ и работы студента на семинарских занятиях.
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...