Психодиагностика мышления
Диагностика видов, свойств и операций мышления. Репродуктивное и продуктивное внимание. Диагностика предметного, символического, зна- кового и образного мышления. Исследование критичности мышления. Выделение закономерностей. «Простые аналогии» и «Сложные аналогии» для оценки способно- стей устанавливать логические связи и отношения между понятиями. «Числовые ряды» для оценки логико-математических способностей. «Счет в уме» Крепелина для оценки скорости математических вычис- лений. «Выявление существенных признаков», «Исключение лишнего», «Четвертый лишний» (вербальный и невербальный варианты) для оценки способности к обобщению и абстрагированию, способности выделять су- щественные признаки. «Отношение понятий», «Сложные ассоциации» для оценки способно- сти к установлению логических взаимосвязей. «Количественные отношения» для оценки способностей к логическим умозаключениям. «Классификации» для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений. «Толкование пословиц и метафор» для оценки способности к абст- рактному мышлению, его уровня, целенаправленности, критичности. «Рассказ с пропущенными словами» для определения целенаправлен- ности мышления, контроля и критичности мышления. «Вербальный лабиринт» для оценки пластичности и переключаемости внимания. Тест Э. Вартегга «Круги» для исследования невербальных компонен- тов мышления и креативности. «Тест комбинаторных способностей» и «Кубики Кооса» для оценки уровня развития конструктивного мышления. Методика Выготского – Сахарова и ее модификации для исследования уровня сформированности понятийного мышления. Определение понятий. Методика А.С. Ланчиса для оценки уровня когнитивной гибкости мышления. Ассоциативный эксперимент для диагностики особенностей мышле- ния. Тест пространственного мышления (ТПМ) для выявления особенно- стей пространственного мышления в процессе создания образа (опериро- вание формой и величиной объекта) и оперирования образами (изменение пространственного положения, преобразование структуры образа, измене- ние положения и структуры образа одновременно). Тест на выполнение логических операций над геометрическими объ- ектами (ЛОГО) для выявления умения выполнять логические операции (аналогии, классификации, построения закономерностей) над геометриче- скими фигурами.
Психодиагностика воображения и представления Диагностика имажинитивных свойств: яркость, четкость представле- ний, манипулирование представлениями. «Кубы» для оценки способности к мысленному вращению объектов, мысленному анализу их формы и размера. Тест Масселона (метод трех слов) для оценки продуктивности вер- бального воображения. «Круги» Э. Вартегга для оценки продуктивности невербального вооб- ражения. Опросник Р. Гордона для определения яркости и контролируемости представлений путем самооценки. Опросник Шиана для оценки яркости (четкости) представления путем саморанжирования.
Диагностика когнитивного стиля познавательной Деятельности Когнитивные стили как предпочитаемые человеком и типичные для него способы восприятия, запоминания, мышления и решения задач. Диаг- ностика особенностей когнитивного стиля: полезависимость – поленезави- симость (тесты «Замаскированные (включенные) фигуры» и «Стержень и рамки» Г. Виткина (Уиткина), рефлективность – импульсивность (тест «Сравнения похожих рисунков» Кагана), аналитичность – синтетичность (вариант методики свободной сортировки понятий В. Колга), гибкость – ригидность когнитивного контроля (тест словесно-цветовой интерферен- ции Дж.Струпа), узкий – широкий диапазон эквивалентности (тест «Сор- тировка объектов» Гарднера), образность – вербальность, интерферируе- мость (помехозащищенность), толерантность к нереальному опыту. Опросник Г.С. Прыгина на предмет стиля учебной деятельности (в т.ч. «автономность – зависимость»).
Измерение интеллекта Две наиболее известные модели интеллекта, на которых строятся ди- агностические методики. 1) Чарльз Спирмен – Двух факторная теория интеллекта: Успех любой интеллектуальной деятельности определяют: (1) некий общий фактор (G- фактор) и (2) фактор специфический для данной деятельности (S-фактор). G-фактор – генеральный фактор – определяют успех любой интеллекту- альной деятельности. (В дальнейшем наличие генерального фактора было подтверждено при помощи факторного анализа.) 2) Луис Терстоун – Мультифакторная теория интеллекта: Каждый от- дельный интеллектуальный акт – результат взаимодействия множества от- дельных факторов. Джо Гилфорд – Модель «Структуры интеллекта». Построена на основе необихевиористской модели: стимул – латентная операция – реакция. Четыре стимула – «Содержание» – Природа материала: изображения, символы (буквы, числа), семантика (слова), поведение (сведения о людях); Пять операций – Способности испытуемого – Психические процессы: понятия, память, конвергентное и дивергентное мышление, продуктив- ность оценивания; Шесть реакций – Результат применения операций к материалу – Фор- ма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элементы, клас- сы, отношения, системы, типы преобразований и выводы. Всего 4 х 5 х 6 = 120 факторов интеллекта. Каждый фактор – это соче- тание категорий из трех названных измерений. Концепция Джо Гилфорда широко используется в США, особенно в работе с одаренными детьми и подростками. На ее основе созданы про- граммы обучения, которые позволяют рационально планировать и направ- лять развитие способностей детей. На основе своей теории им создан пер- вый тест на креативность и тест на социальный интеллект. Одним из главных достижений Гилфорда является разделение дивер- гентного (множество решений на основе однозначных данных – основа креативности) и конвергентного (ищется единственно верное решение – что диагностируется тестами на интеллект) мышление. Основные тесты интеллекта, применяемые в России в настоящее время: 1. Тест «Структуры интеллекта» Дэвида Векслера (США) для измере- ния уровня развития общего интеллекта, вербально-логического и наглядно- действенного интеллекта, уровня развития частных интеллектуальных спо- собностей (общего объема знаний, направленности и широты интересов, оперирования словарным запасом, сообразительности, способности к логи- ческому обобщению, внимания и памяти, арифметических способностей, пространственного воображения, зрительно-моторной координации и др.). 11 субтестов для возраста с 5 до 75 лет. Взрослый и детский варианты теста. 2. Тест «Структуры интеллекта» Рудольфа Амтхауэра (Германия) для оценки общего уровня развития интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года и выраженности его отдельных составляющих: вербального, числового и пространственного мышления, логических и комбинаторных способно- стей, внимания, памяти, объема знаний. 9 субтестов для возраста от 13 до 61 года. Предназначен для дифференцированного отбора кандидатов на раз- ные виды профессионального обучения и для профотбора. 3. Тесты интеллекта Ганса Айзенка (Великобритания). Концепция и принципы составления тестов Г. Айзенка. Каждый тест состоит из 40 зада- ний и ограничен 30 минутами выполнения. 4. Тест Прогрессивных матриц Джона Равена (Великобритания) и Словарные Шкалы для измерения двух главных компонентов общей спо- собности (фактор G по Спирмену): творческой способности, позволяющая выходить за пределы воспринимаемой ситуации, формировать стратегии и решать нестандартные задачи, включающие много зависимых переменных; и репродуктивной способности, обеспечивающей приобретение, запоми- нание и извлечение известных знаний или опыта. Три варианта теста. (1) Стандартные Прогрессивные Матрицы и Сло- варная Шкала Милл Хилл для возраста 6-80 лет. (2) Цветные Прогрессив- ные Матрицы и Словарная Шкала Кричтон для младших детей, пожилых и умственно отсталых людей. (3) Продвинутые Прогрессивные Матрицы и Словарная Шкала Милл Хилл для способных людей. Задания теста основаны на теории гештальта и теории интеллекта Ч. Спирмена. Построен по принципу возрастающей трудности. 5. Двухфакторная модель интеллекта Р.Кеттелла: «флюидный» и «кристаллизованный» интеллект. Свободный (флюидный, текучий интел- лект) – это способность к понятийному научению и к решению проблем, это общая «одаренность» и приспособляемость – относительно независи- мая от образования и опыта. Связанный (кристаллизованный) интеллект – производное опыта, состоящий из приобретенных знаний и развитых ин- теллектуальных навыков. Культурно-свободный тест интеллекта Р.Кеттелла (США) для измере- ния врожденного интеллектуального потенциала, определяющего возмож- ности адаптации человека и успешность любой деятельности. 6. В работе «Измерение интеллекта с помощью рисунка» (1926) Фло- ренс Гудинаф (США) впервые в истории психодиагностики практически обосновала гипотезу о том, что выполнение ребенком рисунка отражает степень овладения им ключевыми понятиями и таким образом свидетель- ствует об уровне развития интеллекта. Созданный ею тест «Нарисуй чело- века» отличался от существовавших ранее тестов интеллекта. Он позволял довольно точно оценить уровень умственного развития, причем в доста- точной степени независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том числе и навыков рисования. 7. Краткий отборочный тест (КОТ) Р.Вандерлика для диагностики общих способностей.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1537)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |