ВЕРБАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 37 страница
378 Педагогическая социальная перцепция
Кондратьева С. В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга .// Психология межличностного познания. М., 1981. С. 158-174. Кондратьева С. В. Учитель — ученик. М., 1984. Кукосян О. Г. Профессиональные особенности межличностного познания /'/ Вопросы психологии межличностного поячгнил и общения Краснодар, 1985. С. 100-113. Майерс Л. Социальная психология. СПб, 1997. Панферов В. Н. Классификация функций человека как субъекта общения. // Психо-логоический журнал. 1987. №4. С. 51-60. Петровский А. В., Петровский В. А. «Я» в других и «другие» во мне. // Будущее науки. М., 1987. С, 238-255. Познание и общение /,/ Под ред. Б. Ф. Ломова, А. В. Беляевой, М. Коула. М., 1988. Психология межличностного познания// Под ред. А. А, Бодалева. М., 1982. Реет А. А. Профессионализм в межличностном познании. /'/ Региональная акмео-логическая служба в системе образования. Спб, 1995. С. 86-88. Реан А. А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994. Реан А. А. Психология -познания педагогом личности учащихся. М., 1990. Реан А. А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога. // Волр. пси? хол. 1990. №2. С. 77-82. Регуш Л. А. Наблюдение в практической психологии. СПб, 1996. Регуш Л. А. Тренинг, педагогической наблюдательности // Вопросы психологии. 1983. № 3. G. 86-93. Рождественская Н. А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии. 1986. №4. С. 69-76. Романов К. М, Межличностное познание и деятельность // Вопросы психологии. 1986. №4. С. 76-81. Трусов В. П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980. Трусов В. /7. Теории атрибуции в зарубежной социальной психологии /'/' Психология межличностного познания. М,, 1982. С. 139—157. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. М., 1986. Юсупов И. М. Вчувствование, проникновение, понимание. Казань, 1993. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ. ПРАКТИКУМ Практикум*, предусматривающий моделирование педагогических ситуаций, помогает осмыслить ошибки, наиболее часто встречающиеся у педагогов. Практикум включает 20 ошибок. Структура обсуждения ошибки следующая. 1. Обозначение ошибки. 2. Краткие иллюстративные примеры. 3. Неправильные убеждения. 4. Коррекция осмысления. 5. Коррекция повеления. Первые 10 ошибок мы предлагаем проработать вместе с нами. Вот их краткие формулировки: 1. «Не делать ошибок». 2. «Старайтесь делать вид, что все всегда знаете». 3. «Ничего страшного. Ну, сорвалось». 4. «Опять опоздание?!» 5. «Снова "двойка"». 6. «Тоже мне, Толстой нашелся!» 7. «Все видеть и все замечать». * Разработан Я. Л. Коломинским совместно с Н. Г. Оловниковой. .. -_ 380 В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ И ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ Приложение 1 381
8. «Отметка- "кнут и пряник" процесса обучения». 9. «Не в вопросах, а в ответах суть учения». 10. «Не сметь свое суждение иметь!» А затем, освоив структуру обсуждения ошибки, постарайтесь самостоятельно проработать следующие 10 ошибок. 11. «Пожалеть роягу — значит испортить ребенка». (В сопоставлении с тем, 12. «Работы — год, добычи — грамм». («Не всегда за воздействием следует по 13. «Пока не прозвенел звонок». («Учитель! Оставь свое плохое настроение 14. «Без руля и без ветрил». («Порядок на уроке— половина дела».) 15. «Не, хватает времени» или «Не успели — выучат дома». («Эффективность урока».) 16. «Кто ей поможет?» («Ошибки в обращении к ученикам».) 17. «Тянешь класс назад». («Попробуйте понять его... Ведь он один и дома, и 18. «Чем больше, тем лучше». \«К чему приводит многословие учителя на 19. «Как бы чето_не вышло». («Почему я боюсь приходящих в школу инспек 20. «Мы такими не были». Думайте, выбирайте, оценивайте, пробуйте... Ошибка 1. «Не делать ошибок», При выведении химической формулы учитель допустил ошибку. Ученик указал на нее. Учитель сконфужен. Он обеспокоен тем, что подумают о нем ученики. Его убеждения. 1. О тебе будут хуже думать, если ты будешь допускать ошибки. 2. Ошибаться — это признак слабости, 3. Если ты будешь ошибаться в присутствии учеников, то твою ошибку они 4. Если ты допустил ошибку, то постарайся это скрыть. .4. Коррекция осмысления. !. Подумайте о том, что нет ничего страшного, если вы ошиблись в присутствии учеников. Такие ошибки допустимы и приемлемы. Ошибиться может каждый. 2. Желание быть всегда правым ведет к внутреннему напряжению, к постоянной необходимости «быть настороже», заставляет скрывать свою «неправоту» и «ошибки». Это делает человека нервным и агрессивным.
3. Вы поставите под угрозу всю свою эрудицию, а в конце концов и свой 4. Большинство заметивших ошибку и увидевших, что вы не боитесь оши
же кто-то и осудит за ошибку, то это осуждение буди! вызнано уязвимостью «осуждающего». Б. Коррекция поведения. 1. Для продуктивного разрешения возникшей ситуации и поддержания определенного уровня самоуважения учитель мог бы использовать следующие приемы. «Молодец, что ты заметил ошибку. Я ее допустил умышленно. Хотел посмотреть, кто же все-таки внимателен». «Ошибка несущественная, я сделал ее случайно» (попытка оправдательного объяснения ошибки). «Извините, ребята, я ошибся. Исправьте у себя в тетрадях» или: «В этом случае мы действительно с вами ошиблись. Решается это так...»
2. Обратите внимание на допускаемые вами ошибки в ваших действиях и помните, что именно отсутствие стремления во что бы то ни стало «спасти свое лицо» позволит вам наиболее благоприятным образом разрешить возникшую ситуацию. 3. Кратко описывайте каждый случай, когда вы «ловили» сами себя на сокры- тии ошибки или на отказе выполнить что-либо из-за боязни ошибиться. В конце каждой недели подводите итог. Количественная запись и ее качественный анализ необходимы, так как, осмысляя свои действия, вы учитесь лучше ими управлять. Ошибка 2. «старайтесь делать вид, что все всегда знаете» Во время урока один из учеников задает учителю сложный вопрос. Ответ на него выходит за рамки компетентности учителя. Он не может на него дать правильный ответ. Один своим агрессивным поведением по отношению к спрашивающему пытается уйти от ответа. Другой игнорирует вопрос. Третий пускается в рассуждения, пытаясь уйти от прямого ответа. ' ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ И ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ Приложение 1 383
Их убеждения. 1. Мне нельзя показать свою некомпетентность в этом вопросе. Это при 2. Признаться, что ты, учитель, чего-то не знаешь, — это значит расписаться 3. Учитель должен быть всегда готовым ответить на любой вопрос учащегося,
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (809)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |