ВОПРОС 6. Методика обоснования управленческих решений на основе маржинального анализа
1. Значение и задачи маржинального анализа 2. Анализ связи между издержками и объемом производства продукции 3. Анализ связи между затратами, объемом продаж и прибылью
1. Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Разработан он в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода. Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль. Основные возможности маржинального анализа состоят в определении: • безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат; • зоны безопасности (безубыточности) предприятия; • необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли; • критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода; • критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат. Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий: · необходимость деления издержек на две части — переменные и постоянные; · переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции; · постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию; · тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются; · эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода; · пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции. 2. Все затраты предприятия, которые связаны с производством и сбытом продукции, можно подразделить на переменные и постоянные. Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.). Отдельные элементы переменных расходов в свою очередь в зависимости от темпов их изменения подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные. Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого и обслуживающего персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая - с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников и т.д.). Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации продукции, для которого определялись эти расходы. Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени:
где У- сумма затрат на производство продукции; а - абсолютная сумма постоянных расходов за анализируемый период; b - ставка переменных расходов на единицу продукции (услуг); х - объем производства продукции (услуг). 3. Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений. Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты - объем продаж - прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.
Рис. 1.Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - зона безопасности. Полученную зависимость можно представить по-другому. Получим на линии X точку критического объема продаж. Аналитический способрасчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели. Для вывода формул используем следующие обозначения: МР – маржинальная прибыль, определяемая как рзаница между объемом реализации (S) и переменными затратами (VC); FC – постоянные затраты; МРед. – маржинальная прибыль на единицу продукции – это превышение продажной цены за единицу продукции (р) над переменными затратами на единицу продукции (у); КМР – коэффициент маржинальной прибыли – это отношение маржинальной прибыли к объему продаж в процентах; КМР(ед) – коэффициент маржинальной прибыли на единицу продукции; ВЕР – точка безубыточности. Точку безубыточности можно рассчитать как в стоимостном (руб.), так и в натуральном выражении (шт.): ВЕР (в стоимостном выражении) = FC/KMP ВЕР(в натуральном выражении) = FC/MPед
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (588)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |