Сущность и методика оценки конкурентоспособности товара и производителя
Решение о выходе на внешние рынки предполагает оценку соответствия самого предприятия и производимой им продукции требованиям этих рынков к конкурентоспособности, что проявляется на нескольких уровнях: товар – производитель – отрасль – страна. Конкурентоспособность товара – комплекс его потребительских и ценовых характеристик, определяющих успех на рынке (рис. 3). Упрощенно конкурентоспособность товара складывается из двух составляющих: цена и качество. Значение цены для потребителя определяется не только суммой денег, которую он должен заплатить при приобретении товара, но и условиями покупки (оплата в рассрочку и т.п.), а также оценкой расходов, которые он понесет в процессе потребления. В понятие «качество товара» входит способность производителя обеспечить длительное функционирование соответствующего товара. Качество товара, как правило, оценивается по следующим группам показателей: · назначение; · надежность; · экономичность; · эргономичность; · технологичность; · эстетичность; · стандартизация и унификация; · патентно-правовые; · безопасности применения; · сертификационные. На конкурентоспособность товаров оказывает влияние факторы внешней и внутренней среды предприятия-производителя. К внешним относятся: · уровень конкурентоспособности страны, региона, отрасли, самого предприятия, производящего товар; · сила конкуренции на входе, со стороны товаров-заменителей, среди поставщиков сырья, материалов и других компонентов; · появление новых потребностей; · активность контактных аудиторий; · уровень организации производства, труда, управления у посредников и потребителей товаров. Среди внутренних факторов присутствуют как непосредственно относимые к товару и его свойствам, так и к функционированию компании-производителя. Среди них: · новизна товара; · рациональность организационной и производственной структуры; · конкурентоспособность персонала системы; · прогрессивность информационных технологий, технологических процессов и оборудования; научный уровень менеджмента; · обоснованность миссий и целей системы. Рис. 3. Типовая схема оценки конкурентоспособности продукции Одновременно конкурентоспособность фирмы определяется и организацией ее деятельности, способной обеспечить производство и реализацию конкурентоспособной продукции на мировых рынках. В результате цепочка ценностей фирмы, ориентированной на поддержание и повышение конкурентоспособности, может рассматриваться как система взаимозависимых видов деятельности (см. рис. 3.1).
Рис. 3.1.Цепочка ценностей фирмы
Оценка конкурентоспособности предприятия производится в несколько этапов. 1. Анализ экспортного потенциала предприятия включает: · анализ и оценку собственных экспортных (исследовательских, проектных, конструкторских, производственных, сбытовых и проч.) возможностей; · определение реальных возможностей поставщиков сырья и материалов, партнеров по научно-технической и производственной кооперации; · оценку возможностей и выявление слабых мест транспортных организаций и других объектов инфраструктуры; · определение потенциальной способности внешнего рынка «поглощать» предлагаемые ему товары и выявление условий их прибыльной реализации. Если предприниматель собирается использовать инвестиционные модели интернационализации круг вопросов, подлежащих тщательному изучению, значительно расширяется. 2. Изучение финансового положения и финансовых ресурсов, в том числе валютных. Развитие ВЭД, особенно организация зарубежных предприятий с полным производственным циклом, требует значительных средств. Уже на первой стадии налаживания зарубежных контактов предприниматель сталкивается с необходимостью расходовать средства на зарубежные поездки, организацию деловых встреч, рекламных кампаний и т.д. 3. Примечание: устойчивые пассивы – приравненные к собственным оборотные средства, не принадлежащие предприятию, но постоянно находящиеся в его пользовании, в его хозяйственном обороте, распоряжении. Например, задолженность персоналу по зарплате, резерв предстоящих платежей и др. Оценка технологических преимуществ, ноу-хау, патентов, а также оборудования, машин, инструментов, приборов, которые, в частности, могут стать вкладом предприятия в уставный капитал при создании совместного предприятия. Кроме того, за рубежом широко развита сеть лизинговых компаний, предоставляющих в долгосрочную аренду различное оборудование, что значительно снижает первоначальные расходы на организацию производства.
Рис. 3.2. Группировка финансовых ресурсов предприятия 4. Оценка маркетинговых позиций предприятия на зарубежных рынках, т.е. способности противостоять конкурентам и удерживать определенную часть рынка. 5. Оценка кадрового потенциала, которая позволяет определить, имеется ли у предприятия достаточно квалифицированный персонал, способный грамотно и эффективно работать в непривычных условиях. Для адекватной оценки потенциала ВЭД и конкурентных позиций предприятия на внешнем рынке необходимо использовать комплексную систему показателей конкурентоспособности предприятия (табл.1). Таблица 1. Система показателей оценки конкурентоспособности предприятия во внешнеэкономической деятельности
Продолжение 1
Продолжение 2
Окончание таблицы
На конкурентоспособность предприятия также оказывают влияние внешние и внутренние факторы. В качестве внешних факторов выступают: · уровень конкурентоспособности страны, региона, отрасли; · государственная поддержка бизнеса, экспорта; · правовое регулирование на национальном и региональном уровнях; · открытость общества и рынков; · научный уровень управления экономикой страны, отрасли, региона; · национальная система стандартизации и сертификации; · национальная система стандартизации и сертификации; · государственная поддержка научно-технической и инновационной деятельности; · налоговые и процентные банковские ставки; · наличие доступных и дешевых природных ресурсов; · система подготовки и переподготовки кадров в стране; · климатические и географические условия положение страны и региона; · уровень интеграции страны, региона в мировую экономику. К внутренним факторам конкурентного преимущества организации относятся: 1) Структурные, образуемые при проектировании организации. Среди них: производственная структура, миссия, организационная структура, специализация и концентрация производства, уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции и производства, персонал, информационная и нормативно-методическая база управления. 2) Ресурсные: поставщики, доступ к качественному и дешевому сырью, учет и анализ по стадиям производства потребностей в сырье и комплектующих; оптимизация эффективности использования ресурсов; 3) Технические: патентная защита, оборудование, качество производственных процессов; 4) Управленческие: менеджеры, анализ выполнения законов организации, формы коммуникации, стиль управления, системы управления качеством, маркетингом, рисками на предприятии; 5) Рыночные: доступ к рынку ресурсов, технологий, положение на рынке, каналы распределения, коммуникационная политика, система сбыта и послепродажного обслуживания, прогнозирование рынка; 6) Эффективность функционирования организации: показатели доходности (рентабельность продукции, производства, капитала, продаж), финансовая устойчивость, доля экспорта наукоемких товаров. Каждый из приведенных факторов внешней и внутренней среды по-разному влияет на конкурентоспособность предприятия и может осуществляться в деятельности в различных комбинациях. Однако всесторонний анализ факторов, воздействующих на конкурентоспособность предприятия и его продукции, является составляющей стратегического планирования и позиционирования фирмы на рынке. Учитывая, что современный мировой рынок ориентирован на способность производителя обеспечить постоянное повышение качественных характеристик, необходимо знать требования, предъявляемые к системам управления качеством на основе стандартизации и сертификации.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1789)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |