Качество как основа конкурентоспособности продукции на мировом рынке и способы его подтверждения
Качество – это совокупность характеристик объекта, относящаяся к его способности удовлетворять установленными или предполагаемым потребностям клиента. Для достойной конкуренции на внешнем рынке предприятиям необходимо добиться безукоризненного качества собственной продукции на основе внедрения принятых в международной торговой практике стандартов и использования процедур подтверждения соответствия продукции их требованиям. В современной мировой практике наиболее распространенными методами управления качеством являются: · система менеджмента качества на основе внедрения принятых в международной торговой практике стандартов и использования процедур подтверждения соответствия продукции их требованиям; · «Всеобщее управление качеством» (TQM) – система, предусматривающее управление качеством на различных участках: от НИОКР до сбыта продукции; · «Анализ рисков и критические контрольные точки» (ХАССП) – система управления качеством в пищевой промышленности на основе стандартов; · «Lean Manufacturing» – тотальная оптимизации производства - система выявления узких мест и потерь; · «Шесть сигм» – поиск и исключение ошибок и дефектов по параметрам, важным для потребителя; · научная организация труда (НОТ), ориентированная на согласованность действий каждого работника для достижения общего результата; · система производственного обслуживания с участием всего персонала (ТРМ). Естественно, в основе соответствия производства и продукции требованиям мирового рынка лежит соблюдение общепринятых требований на основе стандартов. Стандарт – официально признанный документ, отражающий оптимальный результат исследований или практического опыта, содержащий комплекс норма и требований отдельным объектам или повторяющимся действиям. Международный стандарт – стандарт, разработанный и рекомендованный к использованию соответствующей международной организацией по стандартизации: Международной организацией по стандартизации (ИСО), Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН), Международной электротехнической комиссией (МЭК), Европейской организацией по качеству (ЕОК) . Международные стандарты носят рекомендательный характер, однако сегодня более чем в 90 странах мира стандарты ИСО приняты в качественациональных. Наиболее используемых являются стандарты ИСО серии 9000 и 10000,включающие в себя 24 стандарта (табл. 1.1). Таблица 1.1
Продолжение 1
Продолжение 2
Продолжение 3
Окончание таблицы
15 декабря 2000 г. была выпущена новая версия стандартов (ИСО:9000:2000), содержащая пять базовых стандартов: • ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь»; • ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества» (содержит методические указания по созданию систем менеджмента, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности); • ИСО 19011:2000 «Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды»; • ИСО 10012 «Обеспечение качества измерительного оборудования». Принципиальными отличиями новой версии стандартов выступают следующие: 1) На первом плане находятся вопросы определения ожиданий клиента и его удовлетворённость: 2) В большей степени подчёркивается ответственность руководства за качество; 3) Стандарт направлен на реальные процессы в деятельности организации: 4) Улучшена возможность интеграции с другими системами (например, с системой управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартами исо 14000); 5) Улучшена возможность применения стандартов любыми организациями не зависимо от их размеров, отрасли и выпускаемой продукции; 6) Появилось требование изменения удовлетворённости клиента; 7) Выдвинуты требования, касающиеся управления ресурсами; 8) Устранена путаница с применением некоторых терминов. В новых стандартах термин «поставщик» заменён «организацией», «субподрядчик» - поставщиком, «потребитель» назван «заказчиком». Рис. 3.3. Структура международных норм по качеству
Международные стандарты выполняют особую роль в следующих случаях: · при построении системы качества на предприятии (как методический материал), что позволяет повысить конкурентоспособность предприятия на внешнем рынке и экономическую эффективность его деятельности; · при заключении внешнеторговых контрактов (как доказательство качества), в которых потребитель может оговорить условия, что бы определённые процессы предприятия-экспортёра и определённые элементы системы качества, влияющие на предлагаемую к экспорту продукцию, соответствовали нормам международных стандартов; · при оценке клиентами – системы качества предприятия-экспортёра должна соответствовать норме международного стандарта, и экспортёр может официально получить официальное признание этого соответствия; · при регистрации или сертификации системы качества зарегистрированным органом по сертификации. Экспортёр обязуется поддерживать соответствие системы качества нормам международных стандартов для всех клиентов. Важной в доказательстве экспортёром способности к качеству является документация системы качества (табл. 1.2) В рамках политики качества предприятия – участник ВЭД должно обеспечить баланс интересов пяти субъектов: 1) Клиентов, заинтересованных в максимизации соотношения качество/цена; 2) Персонала, заинтересованного в росте оплаты труда и удовлетворении работой; 3) Акционеров, заинтересованных в повышении финансовой устойчивости предприятия; 4) Поставщиков, заинтересованных в стабильности заказах и непрерывной предпринимательской деятельности; 5) Общества, заинтересованного в повышении собственной конкурентоспособности на мировом рынке. Соответствие продукции определённым требованиям – техническим, экологическим, безопасности и т.д. – подтверждается спецификацией. Сертификация – это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удовлетворяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Таблица 1.2 Документация системы качества
Продолжение
Сертификация осуществляется в целях: · создания условий для деятельности организации и предпринимателей на едином рынке Российской Федерации, а так же для участия в международной торговле; · соответствия потребителям в компетен6тном выборе продукции; · защите потребителя от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя); · контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни , здоровья и имущества; · подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Для реализации указанных целей предприятия – участники ВЭД проводят обязательную или добровольную сертификацию. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: · декларирования соответствия – путём принятия декларации изготовителя о соответствии на основании собственных доказательств либо с использованием дополнительных доказательств, полученных с участием третьих лиц (органа по сертификации, аккредитованной испытательной лаборатории), в порядке, установленном техническим регламентом; · обязательной сертификации – подтверждения уполномоченным органом – Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии - соответствия товаров, работ и услуг обязательным требованиям. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем и зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. В процессе осуществления сертификации продукции, являющейся объектом ВЭД, важное внимание уделяется документальному подтверждению качественных характеристик товара, работы, услуги (рис. 3.4). Сертификат соответствия (безопасности) подтверждает соответствие продукции установленным требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, состояния окружающей среды, выдаётся Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии России и может являться свидетельством признания зарубежного сертификата на территории Российской Федерации, заменяющей его. Рис. 3.4. Схема документального подтверждения соответствия ввозимой (вывозимой) продукции требованиям качества.
Гигиенический сертификат подтверждает соответствие товара санитарно-гигиеническим требованиям, которые одновременно являются и показателем безопасности. Поэтому гигиенический сертификат можно рассматривать как дублирующий документ, удостоверяющий, как сертификат соответствия, безопасность пищевых продуктов и сырья для потребителя. Выдача гигиенических сертификатов осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации: для отечественной продукции – на основании результатов гигиенической оценки продукции и экспертизы нормативной документации, определяющей требования к продукции, её производству и применению; для импортной продукции – на основании сертификата безопасности страны – поставщика, выданного уполномоченным на то органом, и результатов испытаний продукции, проведённых в России. Ветеринарный сертификат удостоверяет проведение ветеринарного контроля и соблюдение требований безопасности живых животных, животноводческой продукции, продукции растительного происхождения, выдаётся государственным ветеринарным врачом страны экспортёра. Вывоз товара из РФ производится в сопровождении фитосанитарных сертификатов по форме, предусмотренной Международной конвенцией ФАО, а ввоз – на основании импортного карантинного сертификата государственной инспекции по карантину растений. Оба документа подтверждают факт отсутствия различных заболеваний на ряд вывозимых (ввозимых) товаров, имеющих растительное происхождение. Сертификат качества удостоверяет соответствие качества фактически поставленного товара условиям внешнеторгового контракта. До недавнего времени выдавался на основании постановления Правительства РФ от 20 апреля 1994 г. на зерно колосовых, крупяных, зернобобовых и масличных культур, а так же на кукурузу, крупы, комбикорма, премиксы, белкововитаминные добавки, жмыхи, шроты и отруби Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ, а так же территориальными органами. Данное подразделение было ликвидировано к 1 апреля 2005 г. Вместо ГХИ был создан федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки, на которых возложена обязанность сертификации импортируемого и экспортируемого зерна. Сертификат радиологического контроля удостоверяет, что уровень радиации ввозимого (вывозимого) товара не превышает определённых допустимых показателей; выдаётся ветеринарной лабораторией испытательного центра пищевой и сельскохозяйственной продукции. Порядок сертификации продукции включает: 1) Подачу заявки на сертификацию; 2) Принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы; 3) Отбор, идентификацию образцов и их испытания; 4) Оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации); 5) Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия; 6) Выдача сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия; 7) Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации); 8) Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия; 9) Информирование о результатах сертификации. Сертификация отечественной и импортируемой продукции производится по одним и тем же правилам. Сертификация отечественной и импортируемой продукции производится по одним и тем же правилам. Таблица 1.3 Типы схем сертификации и их отличительные особенности
Продолжение
Окончание таблицы
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2623)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |