Волоцкий М, 1981, с 47
Подробнее об этом см Стефанович Д Указ соч , с 218 Арбу и — языческие жрецы Вотской Чуди ло в празднествах монастырские деньги, рядовые монахи бедствовали и вынуждены были идти в «мир»: монахини живут при церквах как просвирни, а попы, постригшиеся в монахи, служат в приходских церквах Это было запрещено церковными правилами. Вопрос составлен так, что видно только желание ликвидировать такие явления. Вина же высшего монастырского духовенства в разорении монастырей, необходимость его наказания здесь не выдвинуты на первый план. Этот вопрос был, видимо, поднят нестяжателями и умело отредактирован митрополитом Макарием. Вопрос 10 Вопрос о полоняниках — пленных, казалось бы, совсем не относится к церковным проблемам. Тем не менее это один из важнейших вопросов, предложенных царем собору. Он затрагивал непосредственно интересы казны. Авторство здесь принадлежит царю. Государственная казна, истощенная Казанской войной, была пуста, а пленных нужно было выкупать. В свое время великий князь Иван III и иосифлянское большинство церковного собора 1503 года заключили молчаливое соглашение. За монастырями оставались их земли, но они должны были активно помогать из своих доходов неимущим, в их ведении сосредоточивалась благотворительность. Именно этот аргумент иосифляне приводили в обоснование своего права на эксплуатацию труда крестьян754. Из того, что царь обращался именно к церковным иерархам, видно, что он ждал от церкви в деле выкупа пленных материальной помощи. Вопрос 11 Вопрос относится к проблемам порядка богослужения и борьбы с языческими предрассудками755. Упоминание в вопросе об арбуях выдает автора, хорошо знавшего народы Севера России, каким мог быть митрополит Макарий. На него как автора вопроса указывает и выбор темы — неточное исполнение церковных служб. Вопрос 12 Вопрос посвящен обличению «черного» духовенства, в чьем распоряжении находились богадельни. Однако здесь четко просматривается и интерес казны. Если в вопросах об антиминсах или венечных знаменах были видны злоупотребления церковных служащих и жертвами их вымогательств было или «белое» духовенство (вопрос 2), или миряне (вопрос 4), то в 12-м вопросе появляется еще одна заинтересованная сторона — государственная казна. Из нее отпускались царем деньги на богадельни (к чему добавлялись также пожертвования мирян), а эти деньги тратились не по назначению. За взятки в богадельни помещали вполне здоровых людей, а больные и старые так и оставались без приюта. || ппы jYmVmi Автор вопроса — царь. Это видно не только из тематики. Российское „ .. ,,. законодательство но и из самои постановки вопроса. Иван IV предлагает духо-X — XX веков венству и светской власти совместно обсудить ситуацию, намереваясь, по-видимому, поставить дело в богадельнях под контроль если не государства, то прихожан или местных сословных учреждений. Строи — зд калеки, нищие Окуп — зд деньги, имущество Прикупа — 1) росты, барыши, имущества, 2) зд купленные села, земли «Ответ Макария митрополита всея Руссии от божественных правил святых апостолов, и святых отец седьми соборов, и поместных, и особо сущих святых отец, и от заповедей святых православных царей к благочестивому и христолюбивому и боговенчанному царю, великому князю Ивану Васильевичу, всея Русии самодержцу, о недвижимых вещах, вданных богови в наследие благ вечных» — Летописи русской литературы и древности, с 137—139 Вопрос 13 Попрошайничество монахов и монахинь приобрело в рассматриваемый период большое распространение. В вопросе говорится о попрошайничестве под видом сбора денег на строительство церквей. Такой обычай порицается, правда, косвенно: во-первых, самой постановкой вопроса и, во-вторых, ссылкой на иностранцев, которых это удивляет. Авторство здесь должно принадлежать нестяжателям. Царь же, видимо, не заинтересовался проблемой, а митрополит Макарий смягчил формулировку так, что предоставил собору возможность принять любое решение. Вопрос 14 Вопрос также имеет финансовую подоплеку. Однако здесь дело касается не интересов казны, а денежных интересов церкви. Передача отдельных церквей и монастырей из ведения епископского суда под юрисдикцию государства лишала церковь доходов от судебных пошлин. Поэтому в ликвидации практики передачи церквей и монастырей под юрисдикцию государства были заинтересованы высшие церковные иерархи. Автором вопроса являлся, очевидно, митрополит Макарий. Вопрос 15 В вопросе прослеживается попытка царя ограничить монастырское землевладение. Иван III, уступая иосифлянам, согласился в 1503 году с необходимостью существования монастырских земельных владений. Иосиф Волоцкий доказывал, что церковь должна быть богата. Попытка Ивана IV в 1550 году урезать монастырские имения не увенчалась успехом. Митрополит Макарий в послании царю в землях отказал, мотивируя свое решение не только и даже не столько экономическими соображениями, сколько ссылками на священную историю и моральную неправомочность митрополита распоряжаться тем, что принадлежит всей церкви756. В 15-м вопросе Иван IV поступил иначе: он показал, что монастырские земли дают доход не на пользу монастырей. Земли у монастырей прибывают, а монахов становится меньше, пища скуднее, монастырские здания ветшают, монахи скитаются по городам и селам. Кроме того, монастыри не выполняют свой священный долг, не поминают своих вкладчиков. Автор вопроса не предлагает готового ответа. Ясно одно, нужно что-то изменить. Вопрос этот, вышедший из среды нестяжа- телей, был составлен, видимо, самим царем. Возможно, он имел в виду уменьшить количество монастырских лемель в соответствии с размерами того или иного монастыря. Вопрос 16 Вопрос составлен в среде "нестяжателей, ответ на него подразумевается, так как 44 правило «святых апостол» запрещает взимание процентов. Вопрос 17 Во времена Стоглавого собора среди духовенства было сильно распространено пьянство. Оно охватывало все слои: от низших церковнослужителей до высших иерархов. 17-й вопрос утверждает, что вред от пьянства духовенства в первую очередь заключается в понижении авторитета церкви в глазах насе\ения, а также в дурном примере для прихожан. Порицание нравов священнослужителей не ново: об этом писал, например, Максим Грек. Судя по тексту вопроса, он исходил от светскою лица (а мы на них зря), скорее всего от Ивана IV. Если судить по речам царя, то роль моралиста ему нравилась, и он вполне мог предложить этот вопрос сам. Вопрос 18 Согласно 16 правилу «святых апостол», священнослужители не могли вторично жениться. Однако вдовый поп по существовавшим правилам не вправе осуществлять самую важную церковную службу — литургию. Такое положение было принято на церковном соборе 1503 года при Иване III, деде Ивана IV. Тем не менее, несмотря на то, что священник-вдовец мог служить только неосновные службы или должен был постричься в монахи, вдовые попы жили в миру, бражничали и подавали дурной пример мирянам. О недостойном поведении вдовых попов писал в своих «неисправлениях» Касьян (в 16-м «неисправлении> Касьяна говорится о том, что попы-вдовцы держат у себя наложниц и сл}жат, а другие — постригаются в монахи и тоже служат). Автор исследования о митрополите Макарий Н. Лебедев писал, что, будучи новгородским архиепископом, Макарий строго исполнял постановления собора 1503 года о попах757. Но это не дает оснований приписать авторство 16-го вопроса Макарию. Слова при деде моем, по маткин живот прямо указывают на авторство Царя. В. Бочкарев считал, что автором вопроса был царь с нестяжателями758. С этим, видимо, можно согласиться. Авторство Макария надо исключить еще по одной причине. Несмотря на то что ссылка на Новгород и Псков говорит о знакомстве с обстановкой в этих городах, что как будто указывает на Макария, дружба митрополита Макария с новгородским архиепископом Феодосией исключает возможность вопроса, явно направленного против Феодосия. Последний после собора оставил кафедру и удалился в Иосифо-Волоко- Стоглав Резоимство — ростовщичество. Хлеб в насыпы — давать зерно р до м с обязательством вернут! с добавкой
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (417)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |