Российское законодательство X — XX веков 13 страница
Стоглав Российское законодательство X — XX веков водах не прибавливати, развее от отца детем или от тестя зя-тии, или от Ь76'братии выставливатися и своими дворы жи-ги"676. А опричным прихожим людем градским и сельским в тех старых слободах новых дворов не ставит . А в которых в старых слободах дворы опустеют, и в те дворы называти сельских людей пашенных и непашенных по старине, как преже сего было. А отказывати тех людей о сроце о Георгиеве дни осеннем по государеву указу по старине же. А с посаду людей вперед городских в слободу не называти и не приимати, развее казаков нетяглых людей. А из слобод из митрополичих и из архиепи-скоплих, и епископлих, и из монастырских, которые християне похотят итти в город на посады или в села жити, и тем людем итти вольно о сроце о Юрьеве дни с отказом по нашему царскому указу. ЦАРСКОЕ И СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ К БЫВШЕМУ МИТРОПОЛИТУ ИАСАФУ И ИЖЕ С НИМ. ГЛАВА 99 По совету благочестивого царя и митрополита, и архиепископов, и епископов царское предисловие соборному совету и о всяких потребах вопроси, и противу царского предложения ответы святительский, писанию преданы, по правилу святых апостол и святых отец и по прежних царских великих князей православных законов. И сия вся писания царских вопросов и святель-ских ответов посыланы в живоначальной Троице в Сергиев монастырь к бывшему Иасафу митрополиту и ростовскому архиепископу бывшему Алексею, чюдовскому бывшему архимариту ВасьянуЬ77, и троецкому бывшему игумену Ионе, и всем соборным старцем. Иасаф митрополит со всеми ими, выслушав царское и святительское уложение, и всему тому соборному уложению согласует вкупе, и о которых делех поразсудя и писанием согласуется со царем и святители. И приказывает с троецким игуменом Серапионом и о осифовским с соборным старцем с Герасимом с Ленковым, и с благовещенским попом Селиверъ-стом, и сий совет царю государю и святителем и всему собору предан бысть, еже есть сице. ОТВЕТ БЫВШАГО ИОСАФА МИТРОПОЛИТА О ЦАРЕВЕ И ВЕЛИКА ГО КНЯЗЯ И МИТРОПОЛИЧЕ ПРИСЫЛКЕ СОБОРНОЙ. ГЛАВА 100 О звону по уставу и по чину монастырскому писано. Тако в монастырех и предлежит чин. А в миру разсужати чины цар-ския и нужи людския. Болярин и дияк, и приказной человек, и служебники всякие, и торговый человек ранней обедни коли не послушает, ино ему николи обедни не слушати, также и больному и старому. А после шестаго часа обедни ь78"не служити попу, толко по Фаласаеве"67Й главе. Позовут попа к нужному болю, опоздает до седмаго часа, обедня заложити ли или служити. И тех нужных в миру и в селах по вся дни много. А в цар' ском чину якоже сам царь восхощет, тако тому и быти по уставу или по нужи. О антимисех молвлено. С болшей церкви полполтины, с теплой церкви и с придела пять алтын, а с выставки не молвлено, тоже бы пять алтын имать. А приговорили деся-тильником и недельщиком быти по городом со священники и с целовальники, а по волостем не посылати — то добро. А держали бы у себя десятильники из книг противни, у которых попов ставленые есть и подписаны, и которым священникам и старостам приказано сбирати пошлины владычни и мит рополичьи. И они бы им давали те противни, и они по тем противням у попов ставленых пытают и отпустных, у которого есть или нет, или не подписаны. И они уличат виноватого, да им срочат в том перед митрополита или перед владыки. А десятильником до того и дела нет, везде ему на ставленой не подписати и отпустные не дати, то дело духовное. А суд уложен по правилом: архиманри-тов и игуменов и всякого священнического и иноческого чина самем святителем судити, — и будет по правилом суд. Ино то достойно и праведно. А только одному таков суд, а иному не таков, ино то не по бозе. Якоже ныне слышим. Да на соборе приговорено, что во всех монастырех архиманритом и игуменом, и строителем, и соборным старцем вкупе в трапезе с братьею ясти и пити, а ества бы и питие всем равно было. А гости лучатся, ино им в трапезе же ясти за гостиным столом. А в ке-ларьской сети великому человеку приезжему по великой нужи. Ино так добре добро. Только Троецкий монастырь в приговоре не написан, тута так быти невместимо, безпрестани гость бывает день и нощь. Да в приговоре то неЬ79 написано, чтобы по кельям ества и питие не было. А будет ества и питие по кельям, ино то лицемернии столы будут в трапезе. А о старых и о больных, и которые 680 великие нужные 680 стриглися и великие вкупы давали и вотчины, и на собор в трапезу им ходити невозможно за стол, и тем архиманритом и игуменом не нудити и покоити их нужи, по разеужению и по человеку, как им возможно быти. Или у которого свой покой лучится, нужи для за немощь, или пришлет кто, ино о том не возбраняти, разеужаючи смотря по человеку. А в великих обителях всякие бы квасы были и старые, и черствые, и выкислые, и сладкие, и житные, и сыченые, и простые ', чье каково естество подмыет — таким бы и покоити по немощем'м[. Говорити государю о иконописцех, чтобы на Москве и по всем градом немастерское письмо в рядех иконы собирати, и допытыватися тех иконописцев и впредь им не велети икон писати, дондеже научатся у добрых мастеров. О Щстых церквах. Пригоже, государь, лгота им дати, а от дати бы им пошлина десятильнича и заезд и все мелкие пошлины ми-трополичи. А дань митрополича имати на попех да тем церковь сооружати. И збирали бы тот приход люди лутчие и сооружали тем церкви. А священники бы тех церквей жили о приходе да о Церковной земле. О искуплении пленных, чтобы682 не с сох имати тот откуп, имати бы откупы из митрополичи и из архие-ск°пли, и изо всех владычных казн, и с монастырей со всех, 0 чего достоин, как государь ты пожалуешь, положиш, на ком Стоглав Российское законодательство X — XX веков что велишь взяти. А християном государь царь и так твоей много тягли в своих податех. Государь, покажи иммз милость, как тебе государю бог положит на сердце. При отцы твоем има-ли с митрополита и со архиепископов, и со владык из казны владыке смоленскому пошлина для его недостатков, и они государь о том не тужили, а полоненики, государь, нужнее того. Не написано, государь, в спискех о молодых строех, которые волосаты ходят по миру. Кое бы их, государь, тебе велети их возве-стити — не ходили бы по миру молодые робята, се есть не бога ради скитаются, свою волю деют, а мир соблажняют. О скомо-росех. Бога ради, государь, вели их извести, кое бы их не было в твоем царстве. Се тебе, государь, великое спасение, аще бесовская игра их не будет. О мелких пустынях. Пригоже, государь, тебе велети их сносити в одну пустыню, где пригоже, или в монастыри упокоити, как им мочно питатися. А всего свыше того, государь, ведает бог да ты, о всем, как тебе бог положит на сердце. А то, государь, все добро, как в сем списке писано от божественнаго писания и от святых правил. О игумене Иосифе Волоцком. Написано, государь, в твоих спискех у деда твоего, государя нашего, у великаго князя Ивана Васильевича на соборе был игумен Иосиф Волоцкой, как, государь, соборовал дед твой и государь наш о вдовых священникех. И на том соборе у деда твоего были многих монастырей честные архимадриты и игумены, и старцы многие тех же монастырей пустынники, которые житием были богу угодны и святое писание известно разумели, потому же, государь, как ныне у тебя государя на соборе многие архиманриты и игумены, и многие старцы изо всех монастырей. И опричь, государь, игумена Иосифа никто не написан, кто у деда твоего был на том соборе. И будет, государь, тебе угодно деда твоего государя нашего тот собор, и ты бы, государь, бога ради и тех честных монастырей архиманритов и игуменов, и старцев велел написати в той статьи во своем списке. А спрашивай, государь, о том соборе боляр своих старых, те, государь, помнят, кто на том соборе был архиманритов и игуменов, и честных старцов. А о всем о том, государь, ведает бог да ты, государь, как тебе царю государю бог известит. ЛЕТА 7059-ГО МАЙЯ 11 ДЕНЬ. ГЛАВА 101 Царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии приговорил со отцем своим с Макарием митрополитом всея Русии и со архиепископы и епископы, и со всем собором, что впредь архиепископом и епископом, и монастырем вотчин без царева великаго князя ведома и без докладу не покупати ни у кого. А князем и детем боярским, и всяким людем вотчин без докладу им не продати же. А кто купит, или кто продаст вотчину без докладу, и у тех, кто купит, денги пропали, а у продавца — вотчина. А взяти вотчина на государя и великаго князя безденежно. А которые люди наперед сего и по ся места вотчины свои давали в монастыри по своих душах и родителей своих по душах в веч- ной поминок, или которые впредь учнут потому же вотчины да-вати в вечной же поминок, а тех вотчин у монастырей никому никак не выкупати. А которые люди вотчины свои в монастыри по ся места давали, да и впредь которые учнут вотчины свои давати в монастыри, а напишет кто в духовной684 в даных и во всяких крепостях, кому будет до их вотчины роду их и род их скуп дадут столко, сколко в духовной, или в иных в которых крепостех написано дати скупу. И те вотчины вотчичем выкупати по духовным и по даным, и по иным крепостем по старине, по тем же старинным указом, как было при великом князе м5~Иване Васильевиче 685 всея Русии. А которые царевы великаго князя поместные или черные земли задолжали у детей боярских и у християн и насильством поотнимали владыки и монастыри, или которые земли писцы, норовя, владыкам и монастырем подавали. А называют владыки и монастыри те земли своими, а иные и починки поставляли на государевых землях — и того сыскати, чьи земли были изстари, за тем те земли и учинити. А которые села и волости, и рыбные ловли, и всякие угодия, и оброчные деревни после великаго князя Василия бо-ляре подавали архиепископом и епископом и монастырем, и, того сыскав, учинити так, как было при великом князе Василии. А в которые будут монастыри или к которым церквам и нищим в ругах и в милостынях придача ново после великого же князя Василия, и те руги и милостыни новопридачные сыскав остави-ти, а учините по старине, по тому же, как где давали ругу при великом князе Иване и при великом князе Василье Ивановиче всея Русии. А которые милостыни будут наперед же сего в которые монастыри или к которым церквам времянем шли года в два или в три, или болили, или менши в приказ, а не ежегод, а они будут после великого князя Василия поймали грамоты, что имати им те милостыни ежегод, и того, сыскав, отставити же, а давати им милостыня в приказ по старине же в колко годов, как государь пожалует. А что из старины по уложению великого князя Василия Ивановича всея Русии во Тфери, в Микулине, в Торжку, в Оболенску, на Беле озере, на Рязани мимо тех городов людей иных городов людем вотчин не продавали и по душам в монастыри без докладу не давали. А суздальские князи и ярославские, да стародубские князи без царева и великого князя ведома вотчин своих мимо вотчинЬЙЬ не продавали же никому и в монастыри по душам не давали. А ныне де и в тех городех князи 687"ц бояре 687, и дети боярские в монастыри вотчины свои продавали и по душам давали, и впредь во Тфе-ри, и в Микулине, на Беле озере, и на Рязани, и в Оболенску иногородцем вотчин и купель не продавати. И суздальским и ярославским и стародубским князем вотчин никому без царева и великаго князя ведома не продавати и по души не дати. А кто вотчину свою без царева великаго князя ведома чрез сесь государев указ кому продаст, и у купца денги пропали, а вотчичи вотчины лишены. ЬЙ8'А кто без государева ведома в который монастырь вотчину свою даст по душе, и та вотчина у монастыря безденежно же имати на государя. А которые вотчины свои Стоглав Российское законодательство X — XX веков В списках №№ 3 и 4 гл. 99 соединена с предыдущей 98 главой, а гл. 100 идет как 99. В этих списках вместо 101 главы по основному списку следуют две грамоты, из которых первая отнесена к 99 главе (по списку № 3), а вторая составляет особую главу — гл. 100. Более исправные тексты этих грамот опубликованы вААЭ,т. 1,№229, с. 220—222 (см.: «Разночтения» в настоящем издании, с. 400—402). в монастыри по душам до сего государева приговору давали, и тем вотчинам впредь за монастыри и быти, потому что те вотчины даваны в монастыри до сего государева приговора ' . А кто без государева ведома в сих городех, во Тфери, в Мьч/ минском, Торжку, в Оболенском, на Беле озере, на Рязани, да суздальским князем, да ярославским князем, да стародубским князем, в который монастырь кто даст по души без государева ведома , и та вотчина у монастырей безденежно же на государи имати. А которые вотчины свои в монастыри по душам до сего государева приговору давали без государева докладу, и те вотчины имати на государя, да за них по мере денги платити, да те вотчины от-давати в поместья. Аминь. ПРИЛОЖЕНИЯ690 Соборные приговоры 26 мая и 11 июня 1551 г. ЛЕТА 7059 МАЙЯ691 В 26 ДЕНЬ 692~Преосвященный Макарий митрополит московский и всея Русии с сей грамоты дал наугородским священникам, архиепископу Великаго Нова града и Пскова Серапиону, что написано на него от наугородских попов про подводы, как ездил архиепископ к Москве и во Псков и с монастырей и у попов имал подводы. И митрополит приговорил ь92 про те подводы сыскати казенными книгами, да допросити игуменов и священников, по сколку у них подвод имал наперед сего, да потому и впредь подводы имати. А праздничнаго имати с попа по алтыну, а з дьякона по три денги693. А про тиунския алтыны обыскати, и будет та пошлина тиуну с попов и з дьяконов изстари шла, ино и впредь имать. А будет изстари тое пошлины тиуну не шло, и тое пошлины тиуном694 впредь не имати. А судити 6% по соборному уложению, и продажи в суде не учинити ни которыми делы, а неделыциков попов и подьяконов не посылати 695. А денег от поруки не имати. А бояром к полям и х крестному целованию попов не присужати. Обыскивати о всяких делех обыски, и вер-шити всякия дела вскоре безволокитно, и о всем потому чинити, как в соборном уложении писано. А на выход священникам на собор впредь ходити и за кресты по старине. А который священник или диякон на выход на собор и за кресты не приидет, и на том имати заповеди по новгородской гривне. А скажит которой поп, что на выход не поспел боля для, или родильницы, или которые иныя для нужи, ино про него послать в улицу обыскать в его приходе добрыми людми, и скажут прихожане, что он не был на выходе для нужи, и на тех священниках заповеди не имати, а которой священник 696 и диякон 69в солжет, и прихожане по нем не молвят, и на том священнике заповедь имати697, да хоженое. 698 А избирати по всем церквам попов и дияконов прихожаном 698 искусных и грамоте гораздых, и житием непорочных 6", и приходят с ними ао архиепископу. И архиепископ, их поучив и наказав, благословляет и не емлет с них ничего, разве благословенныя гривны. А от дияконов 70() и от дия-ков, и от понамарей, и от просвирниц по гривне же 70°. А который поп или диякон овдовеет, а будет у него сын, или брат, или зять, или племянник, °'"а грамоте 701 горазд и искусен, ино его в попы поставити на его место702. А коли попы и дияконы всеми соборы служат понахиду на память государей703, по великих князех, и на ту память дворецкому и дияком кормити их на цареве дворе по старине704. А котораго попа в его приходе зовут к болю или к родильницы ночью, и им ходити с фонари, по церковней705 заповеди. А поймают которого попа и диякона в нощи без фонаря, и вымут питие, и прикащики церковные706 емлют на них заповеди по церковному707 указу. А по другой 708 грамоте тех же новогородских попов и дьяконов °8, приговорил Макарий митрополит всея Русии со архиепископы и епископы: архиепископу Великаго Новагорода и Пскова Серапиону велети игуменам и попам, и дияконам градским, и ружным у соборные церкви, у Софеи премудрости божий, впредь недели служити по старине. А который игумен или поп недели не служит, и ему давати за службу за недели софеискому попу в собор 709 "710 по гривне постарине, а который гривны не принесет, архиепископу по того попа послати пристава да велети на нем гривну взяти, да приставу хоженое десять денег ", архиепископу два рубли промыто. А которыя церкви на посаде 712 " праздник, и к тем праздникам протопопу посылати софеи-скаго диякона служить на праздник, и что прихожане диякону сдают, то ему и есть, а из молебенных ему денег от праздничных попов не имать ничего. Да софейской протопоп Петр сказал, от праздника де им на собор праздничнаго по гривне, а имали де они не на попех, давали де им прихожане. И впредь им такоже на попех праздничный гривны'712 не имати. ЛЕТА 7059 МЕСЯЦА ИЮНЯ В 11 ДЕНЬ По государеву цареву и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии приказу, приговорил преосвященный Макарий митрополит всея Русии со архиепископы и епископы, и со всем освященным собором713, что били челом Великаго Новаграда со-фейские соборные попы Фома и Михей в протопопово место и во всех соборных попов и дияконов место, и грамоты свои жало-ванныя положили. И митрополит Макарий со архиепископы и епископы, по государеву цареву указу велел им по тем грамотам жити во всем по старине. Да что им идет из монастырей прос-фирная пошлина, и з градских с просфирняв, им те пошлины имати постарине. А которыя монастыри Макарий митрополит учинил общины, а прихожан у тех монастырей нет, а просфир-ница есть, и с того монастыря с просфирницы пошлин не имать. А в тех место имати им пошлина с новых церквей, с выставок и с ружных. А что у них псковской троецкой протопоп с своим собором емлют антимисы дают, а пошлин им имать за антимис по полуполтине. А челобитные новогородских попов и дияконов соборных за их руками в казне. А уставная грамота лежит в К-фьеве монастыре в казне за казеннаго дияка рукою, наказ всем попам и дияконам, и протопопам, архиморитам и игуменам. 379 Стоглав Российское законодательство X—XX веков 59 В № 4 нет оглавления 60—61 № 2 Глаголемая книга стоглавник лета 7059 — месяца февраля, в 23 глава Быша сии вопроси и ответи мнози о различных церковных чинех 61—61 № 2 И о всем о том предисловие сего собора имея написание сице Пре милостивый и милосердный бог прехитрый содетель всея твари — Аналогично ииз некоторых других глав выписаны их начальные слова, далее такие варианты не приводятся В№ 2 далее следует оглавление вопросов / Вопрос Отец мой Макарий митрополит всеа Русии 2 Вопрос О анътимисех А антимисы отдают продажу чинят великую 3 Вопрос О честных и святых иконах 4 Вопрос О знаменех венъчалных 5 Вопрос О божественых книгах 6 Вопрос О ученикох 7 Вопрос О святительских судиях 8 Вопрос О монастырех и иноцех 9 Вопрос О нищепитателстви 10 Вопрос О полоне никох 1 / Вопрос О про-скурницах 12 Вопрос О милостыни 13 Вопрос По миру скитаютца черньци и черници, и попы и миряне жонки и строи со святыми иконами 14 Вопрос О несудимых грамотах 15 Вопрос О монасътырех 16 Вопрос О церковных и о монастырских денгах 17 Вопрос О пьян-ственом питии 18 Вопрос О вдовствующих попех 19 Вопрос О выставъках, и о новых пустынях 20 Вопрос О попех и о диаконех и о игуменехи о ставленикох 21 Вопрос О иже во церквах стоят в шапъках и в тафьях 22 Вопрос О попех и о дьяконе х, иж во церквах поют безъчинно 23 Вопрос О попех и о дияконех, иж не облачаются во свя-щеные ризы 24 Вопрос О церков-нных пономарех и о дьяконех 25 Вопрос И же бреют главу и браду 26 Вопрос И же крестьяне рукою крестятся не по существу 27 Вопрос Иже крестьяна кленутца именем Бо-жиим во лъжу 28 Вопрос Иже скаредными речьми, еже не подобает християном упрекатися 29 Вопрос О непокаянии грехов наших 30 Во- РАЗНОЧТЕНИЯ прос О ружных попех 31 Вопрос О ружных церквах и о монастырех 32 Вопрос Иже крестьяне давле-нину ядят 33 Вопрос О иже на вечернях святы я славы не поют и на заутренях славословия 34 Во прос О иже на литургиях отца и сына и святаго духа не поют 35 Вопрос О животворящем кресте 36 Вопрос О иже не вносити убо во алтарь пьяньственнаго пития во святых церквах 37 Вопрос Иже иноци и инокиня в одном монастыри живут Г № 2 доб Москвы 64—64 № 3 относится к след главе 65—65 № 2 Последование ино Како подо бает блогословити и совокупити му-жескаго полу и женскаго, обоим сущим во въдовстве № 3 О том же венчании — 20, Последование ино о втором браце ев Иикифора патриарха Константина града — 21 66—66 №2 о отреченном браку и о третьем браку № 3 на лжи № 2 божественного и апостольских № 2 69—69 относится к след В № 2 следует оглавление самих вопросов Вопрос И о том убо ответ 1 Вопрос Иная же убо творитца И о том ответ 2 Вопрос Да на освящение церкви миряне приносят мыло И о том ответ 3 Вопрос О ставлениках о пошлинах И о том ответ ^ Вопрос Да в пьсковском чюдотворцы ЕФ~ росине да о смоленском чюдотвории Аврамии И о том ответ ' Вопрос Святая вода крестити И о том ответ 6 Вопрос На иконах пишут приидете людие трисоставному божеству поклонимся fj о том ответ 7 Вопрос На святых церквах кресты ставят по древнему закону И о том ответ 8 Вопрос Во уставе писано в суботу вечер, татоже и к праздником Христовым и к богородицыным и нарочитых святых И о том ответ 9 Вопрос Да во уставе же написано, пети по неделям от воздвижения честного креста до сырное недели многомилостивое хвалите имя Господне И о том ответ 10 Вопрос Предтечеву часть выимают малу, якоже и с приносимыя просъфиры, и кладут с приношением вкупе И о том ответ 11 Вопрос О отпусте после часов, и проскомидии во царских дверех И о том ответ 12 Вопрос В девичьих монастырех И о том ответ 13 Вопрос В Новеграде великом попы и дьяконы, идияки и пономари и проскурни-цы, и притворяне, а их уличане к церкви приимают и на них причетницех великие денги емлют И о том ответ 14 Вопрос Такоже и дворецькие и дьяки и во Пьскове наместник владычнь И о том ответ 15 Вопрос В мирьских свадьбах играют И о том убо ответ 16 Вопрос Да в нашем же православии тяжутца И о том ответ 17 Вопрос Да во Пскове граде моютца в банях мыжи и жены, и черньцы и черницы в одном мести без зазора И о том ответ 18 Вопрос Да по далним странам ходят скоморохи, совокупясе ватагами многими И о том убо ответ 19 Вопрос Д° и дети бояръекия, и люди Ьояръския, и всякия бражники зе- рнью играют, и пропиваютца, ни сълужбы служат И о том ответ 20 Вопрос Да по погостам ходят и по волостем лживии пророцы и народ смущают И о том ответ 21 Вопрос Злые ереси, кто их знает и держитца их И о том ответ 22 Вопрос В троицькую суботу, по селом и по погостом, сходятся мужы и жены на жалники и плачют по гробом с великим кричанием И о том отве 23 Вопрос Русальи о ивани дни и в навечерии рождества Христова и крещения и васильева дни кесарийскаго сходятца мужы и жены и девицы на нощное плищевание и на безчинный говор, и на бесовские песни, и на скакание и на плясание И о том ответ 24 Вопрос А о велицы дни окличьках на радунице и многое бесование в них, вьюнец творят И о том ответ 25 Вопрос А в великий четверток порану солому палят и кличют мертвых И о том ответ 26 Вопрос В первый понедельник петрова посту сходятца в розьщи и в наливки, бесовския потехи деяти И о том ответ 27 Вопрос Достоит же и о сем разъеуждати, что во уставе приписано на усекновение честны я главы Иоанна воздер-жатися в тот день от мяс и рыбы И о том убо ответ 28 Вопрос Да на заутренях, егда поется славословие великое по уставу И о том ответ 29 Вопрос И о том вопросити, подобает ли убо черьниц клахти в чернеческий монастыри и мирян И о том ответ 30 Вопрос Кое я ради вины архимандриты и игумены и нецыи священницы и дьяконы во своих обителех во церквах Божиих божественные литургия не служат И о том ответ 31 Вопрос И о сем достоит убо святителем советовати изъвестно, почему име-нуютъца честные великий монастыри и по градом убо святы соборныя церкви, у которых церквей протопопы и попы и дияконы, а индеже Стоглав Российское законодательство X—XX веков убо у церквей большие соборныя попы и дияконы отнюд собором не знают служити на владычьни празъдники, и за упокой по все-леньским понахидам, и литургия за здравие и за упокой. И о том ответ. Конец вопросом 32-м. № 3: доб. от священных правил апостольских 2-го правила. 72 № 2: доб. правило 74. № 3: московскаго. № 3: недоведомых. №2: доб. и по священным правилом. 76—76 № 2- о льготе о запустелых церквах. 77—77 № 2: о чернь цех и о черницах по городом и по селом, что скитаются в миру на соблазнь И о том соборное уложение. 78—78 № 2: полонениках и которых окупят царевы послы во ордах. 79—79 №2: попех. Поучение иже во святых отца нашего Петра митрополита московскаго и всеа Русии. О том же послания великаго Василья к Григорию прозвитеру; № 5: вдовствующих попех поучение Петра митрополита всеа Русии. № 2: 97 и 98 по оглавлению соединены вместе; 98 озаглавлена выдержкою из текста 98 главы: в новых слободах ведает бог, да ты царь и государь опричь суда. 81 № 3: 98 и 99 в оглавлении соединены. № 3: после оглавления сделана следующая приписка: память соборного уложения, что у митрополичьих бояр в суде сидети седми старостам поповским да седмь попов жа десяцких добрых, да седмь старост земских торговых людей добрых, да седмь целовальников земских, а седети им у митрополичьих бояр на всякую неделю по поповскому старосте полному, да по десяцкому попу же, да по земскому старосте да целовальнику, и всем на всякую неделю сидете у митрополичьих бояр по пяти человек 83 № 3 и 4. доб. вещех и 84 № 3 и 4 десятое. № 3 и 4: доб. имена властем, которыя были на соборе 86 № 3 и 4: монастырских. 87—87 № 3 и 4: нет. 88—88 № 3 и 4: и святителем и архимандритом и игуменом по честным монастырем детей своих и племянников у себя в монастырех. 89—89 № 3 и 4. человеком добрым нравом. № 2 и 5: доб. о солнце. 91—91 № 3 и 4: о солнцы и речем о (№ 4: в) сем писании, некто мудрый рече зело прекрасно. 92—92 № 3 и 4. солнце (№ 4 солнцы) светоносно бысть. 93—93 № 3 и 4: страстей наших и нечистоту от всех очищает. 94—94 № 3 и 4: разумно солнце праведное Христос бог наиг. 95 № 3 и 4. рече Господь. 96—96 № 2. иже словом и делом. 97—97 Nfc 3 и 4: царю седшу на царском своем престоле. 98 № 2: вданных. № 3 и 4: беседующыл. 100 № 2, 3 и 4- доб. вас. N° 2: О йарскол рукописании, иже. № 3 и 4: предлагаю; далее и другие глаголы даются в единственном числе. 103 № 3 и 4: доб. мои. 104 № 3 и 4: нет. 105 № 3 и 4: нем. 106—106 № 5. совокупитися. 107 № 3 и 4: нет. 108. № 5: поразсмотрим. 109 № 3 и 4. нет. 110 I' № 3 и 4: доб. затыкаяй уши своя. 111 3 и 4: нет. 112—112 № 3 и 4. беды и скорби. 113 № 2* вам помянуты. 114 № 2 и 3: гакоже. 115 № 2. доб. ибо я. № 2: доб. быша. № 2: межиусобныя брани ме-жиусобство. 118 № 3 и 4- нет.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (408)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |