Методологические функции философии
Понятие метода научного исследования И его классификации Метод в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», спо- соб социальной деятельности субъекта в любой её форме, а не только познавательной. Специфика научной деятельности в значительной мере определяется общенаучными и специальными методами. Метод позна- ния – это искусственная, не существующая в природе система правил и операций, которые, однако, обусловлены объективными свойствами познавательной системы «субъект – объект». Метод не есть нечто внешнее по отношению к субъекту или нечто, стоящее между субъек- том и объектом, он включен в содержание понятия «субъект познания», выступает как его свойство, возникает и развивается в результате твор- ческой, активной деятельности субъекта по преобразованию и позна- нию мира. Являясь открытой системой, метод постоянно развивается вслед за развитием производственной и информационной техники, в за- висимости от постановки новых проблем и задач. Формы и методы познавательной деятельности, вырабатываемые субъектом познания, не только не исключают возможность получения достоверного знания об объекте, но являются единственно возможным способом воспроизведения в познании реальных характеристик объекта. Метод познания, по Гегелю, «поставлен как орудие, как некоторое стоящее на субъективной стороне средство, через которое оно соотносится с объектом» [20; с. 299]. В том случае, когда мы переходим к анализу внутренних отношений в методе, в частности его содержания, структуры, то обнаруживаем элементы, определяемые свойствами не только субъекта, но и объекта познания. Именно на этом уровне анализа обнаруживается внутренняя связь методов познания с объектом, тот факт, что метод, по Гегелю, «не есть нечто отличное от своего предмета и содержания», но возникает на основе этого содержания и свойств, законов самого объекта. Сам метод не содержится в объекте познания, методом становятся выработанные субъектом приемы и операции для получения нового знания, но деятельность субъекта по созданию этих приемов с необхо- димостью обусловлена закономерностями и свойствами объекта. Субъ- ект, следуя своим целям, может достичь их, лишь разработав операции и процедуры, адекватные свойствам объекта, его содержанию. Таким образом, в самом общем виде метод может быть определен как система регулятивных принципов и правил познавательной, практической или теоретической, деятельности, выработанных субъектом на основе изу- чаемого объекта. Определение метода научного исследования должно отражать как роль метода в системе субъектно-объектных отношений, адекватность его объекту исследования, так и механизмы достижения соответствия метода объективным законам, а также предусматриваемые им операции. В этом случае метод понимается либо как совокупность логических и предметно-орудийных операций, зависящих от объекта исследования и используемых для решения определенного класса задач, либо как раз- работанная учеными целеполагающая схема определенных последова- тельных операций. В конце ХХ в. в зарубежной философии науки появилась тенден- ция, получившая название «философское обесценивание научного ме- тода». Обращение к истории науки, выявление исторических форм ра- циональности привело, например, известного американского философа С. Тулмина к выводу о том, что развитие науки не отражает «внешний вечный диктат логики», что позиция ученого определяется в гораздо большей степени его способностью откликаться на проблемы, чем сле- довать общепринятому научному методу. Еще более радикально эту точку зрения сформулировал П. Фейерабенд, разрабатывавший «анар- хистскую методологию» и отрицавший эвристическую роль метода, ра- циональности в целом. Основание для этого он видел в том, что всякое новое знание, открытие, достижение в науке, например: коперниканская революция, квантовая теория, волновая теория света и др., предполага- ют именно отклонение от метода, от методологических правил и норм в целом, происходят вопреки им. Очевидно, что такая позиция направлена против абсолютизации роли метода и методологии в познании, она заставляет вновь задуматься над соотношением нормативного и творческого в научно- познаватель- ной деятельности. В то же время ясно, что такой подход, во-первых, ос- нован на некотором абстрактном представлении о научном методе, ус- ловиях его применения и, по существу, не учитывает, что в реальной науке нет общего «метода открытия», но есть множество частных мето- дов, дифференцированных по функциям, предметным областям и по- знавательным возможностям. Выполняя свои репродуктивные, система- тизирующие, конструктивно-организующие, обосновывающие и другие функции, методы служат основой и условием всей познавательной дея- тельности, в том числе собственно творческой. Во-вторых, «противни- ки» метода ошибочно исходят из некоторого стереотипа, по которому метод – это жесткие, неизменные и абсолютно обязательные принципы и правила научной деятельности. Однако возрастающее значение веро- ятностных принципов в реальной практике современной науки, а также признание не только объективной определенности, но и объективно су- ществующей неопределенности привели к новым представлениям о ме- тоде (что в дальнейшем будет показано на примере эксперимента). От- сутствие жесткой детерминации означает, что пользующийся методом исследователь четко осознает его познавательные возможности, не яв- ляется «механическим» исполнителем, готов в любой момент совер- шенствовать и менять приемы и методы исследования. Существуют различные классификации методов. Основные из них могут быть представлены следующим образом: деление по степени общности (общенаучные и специальные), по уровням научного позна- ния (эмпирические и теоретические), по этапам исследования (наблю- дение, обобщение, доказательство и др.). В дальнейшем изложении бу- дут использованы и соответственно проиллюстрированы все три клас- сификации. Методологические функции философии
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |