В научно-исследовательской деятельности
Применение тех или иных методов в научном исследовании носит не случайный характер, но всегда обоснован как с точки зрения предме- та исследования, так и в контексте философско-мировоззренческих и теоретико-методологических оснований, т. е. определённых принци- пов, установок, норм познавательной деятельности. Последние задают системный характер научного метода. Гегель отмечал, что объективное обоснование принципов и правил метода находит своё отражение, в ча- стности, в процессе, при котором «метод расширяется в систему». Ме- тод реализует свои функции построения, проверки и приращения зна- ния только в том случае, если он не просто базируется на некотором аб- страктном принципе, но имеет в своей основе теоретическое знание как предпосылку правил и норм деятельности субъекта. Разновидностью такого теоретического, а также мировоззренческого знания выступает философия. Поэтому следует особо остановиться на выявлении её функций в процессе развития научного познания. Говоря о роли философии (независимо от ее формы) в научном познании, следует указать на две крайние модели, которые сложились в решении этого очень сложного вопроса. 1. Умозрительно-философский подход (натурфилософия, филосо- фия истории и т. п.), суть которого – прямое выведение исходных прин- ципов научных теорий непосредственно из философских принципов, помимо анализа специального материала данной науки. Такой подход был характерен для концепций Шеллинга и Гегеля. 2. Позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия». Роль философии в частнонаучном познании либо абсолютизируется, либо принижается или даже вовсе отвергается. И хотя в обоих случаях были достигнуты определенные позитив- ные результаты, однако указанная проблема не была решена. История познания и самой философии показывает, что ее воздей- ствие на процесс развития науки и ее результаты выражаются в сле- дующих основных моментах: 1. Интегративная (синтетическая) функция философии – систем- ное, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм познания, практики, культуры – всего опыта человечества в целом. Фи- лософское обобщение – это не просто механическое, эклектическое со- единение частных проявлений этого опыта, а качественно новое, всеоб- щее и универсальное знание. 2. Критическая функция философии, которая в этой своей функ- ции нацелена на все сферы человеческой деятельности. При этом кри- тика должна быть конструктивной, «с удержанием в старом положи- тельного», предлагающая новые решения, а не тотально отрицающая все и вся. При этом критика мысли должна быть тесно связана и пере- растать в критику социальной действительности. Отсутствие конструк- тивно-критического подхода неизбежно оборачивается апологетикой – предвзятой защитой, безудержным восхвалением чего-либо вместо объ- ективного анализа. 3. Философия разрабатывает определенные модели реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования. Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально- объективных характеристиках, представляет материальную действи- тельность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундамен- тальных законов. 4. Философия вооружает исследователя знанием общих законо- мерностей самого познавательного процесса в его целостности и разви- тии, в единстве всех его уровней, моментов, сторон, форм и т. п., чем специально и непосредственно не занимается ни одна частная наука или научная дисциплина. Кроме того, философия поставляет ученому кон- кретную историческую сетку логических категорий и т. п., с помощью которых он строит концептуальные модели реальности или самого по- знания. 5. Философия дает науке наиболее общие методологические принципы, формулируемые на основе определенных категорий. Прин- ципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих ре- гулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности ме- тодологическую программу самого верхнего уровня. 6. От философии ученый получает определенные мировоззренче- ские, ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые иногда в значительной степени (особенно в гуманитарных науках) влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты. 7. Существенное влияние на развитие научного познания филосо- фия оказывает своей «умозрительно-прогнозирующей» функцией. Речь идет о том, что в рамках философии вырабатываются идеи, принципы, представления и т. п., значимость которых обнаруживается лишь на бу- дущих этапах эволюции познания через сотни, а то и через тысячи лет. Таковы, в частности, были идеи античной атомистики, гегелевский ап- парат диалектики, предвосхитивший определенные положения синерге- тики. 8. Философия влияет на научное познание так или иначе на всех его стадиях, но в наивысшей мере – при построении теорий (особенно пфундаментальных). Это наиболее активно происходит в периоды крутой ломки понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, ука- занное влияние может быть как позитивным, так и негативным, в зави- симости от того, какой философией – «хорошей» или «плохой» – руко- водствуется ученый и какие именно философские принципы он исполь- зует. Влияние философии на процесс специально-научного исследова- ния и построение научной теории заключается, в частности, в том, что ее принципы, при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследованию, выполняют своеобразную селективную (отборочную) функцию. 9. Философско-методологические принципы в их единстве вы- полняют в ряде случаев функции вспомогательного, производного от практики критерия истины. Они не заменяют практику как решающий критерий, но дополняют ее, особенно когда обращение к ней в силу ря- да обстоятельств невозможно, а порой и нецелесообразно. Воздействие всеобщих философских принципов на процесс науч- ного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путем – через методы, формы и концепции нижележащих методологических уровней. Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе ис- следования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобще- го значения (например: законы, категории, понятия, причины и т. д.), которые и делают всякую науку «прикладной логикой». Реализация философских принципов в научном познании означа- ет вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Тем самым путь реализации функций философии есть не только способ решения фундаментальных проблем развития науки, но и способ развития самой философии, всех ее идей, воззрений и методологических принципов.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |