В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ТИПА
Дневное отделение ‒ 2 ч.; очно-заочное отделение ‒ 1 ч.* Учебные вопросы. 1. Система специальных (коррекционных) учреждений для детей, имеющих нарушения в развитии. 2. Определение понятия «нерезко выраженные отклонения в развитии». Психолого-педагогическая характеристика детей с отклонениями в развитии. Организация психолого-педагогической и лечебной помощи детям этой категории. 3. Основные организационные мероприятия при поступлении детей с отклонениями в развитии в образовательные учреждения общего типа.
Методические рекомендации к проведению занятия
Первый вопрос занятия обсуждается в форме собеседования преподавателя со студентами. Установка к этому дается на предшествующем лекционном занятии. При подготовке к собеседованию студенты пользуются материалами лекционного курса и литературными источниками (с.17, №№ 1-5 и др.). В частности, преподаватель напоминает студентам современную обобщенную модель системы специального образования и психолого-медико-социальной помощи детям с проблемами в развитии, ее основные компоненты: лечебно-профилактическое направление, диагностическое, коррекционно-развивающее, воспитательно-образовательное, социально-реабилитационное, интеграционное. Им соответствуют основные виды государственных учреждений: специальные (коррекционные) образовательные учреждения, лечебные учреждения по оказанию помощи детям с отклонениями в развитии, консультационно-диагностические учреждения (психолого-медико-педагогические комиссии и консилиумы, консультационно-диагностические центры и др.), центры реабилитации и коррекции. На практическом занятии преподаватель более подробно знакомит студентов с основными типами специальных (коррекционных) учреждений: (1) учреждениями системы гособразования (детские сады компенсирующего и комбинированного вида, коррекционные группы при ДОУ общего типа, логопедические пункты при общеобразовательных учреждениях, специальные школы, классы коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, центры психолого-педагогической помощи, центры развития ребенка с коррекционными группами и др.), (2) учреждениями системы здравоохранения (специализированные стационары, отделения и группы в детских больницах и Домах ребенка; система специализированных кабинетов при детских поликлиниках и др.), (3) системы социальной помощи населению (центры медико-социальной и психологической помощи детям и подросткам, специализированные интернаты для детей с глубокими нарушениями интеллекта). Преподаватель обращает внимание на социально-правовой аспект деятельности специальных образовательных учреждений, знакомит студентов с нормативными документами, регламентирующими их деятельность (с. 17, №№ 3-6, 9; Приложения, с.с. 291-312). Со студентами факультета дошкольного воспитания более подробно рассматривается вопрос: «Система специальных (коррекционных) учреждений для детей дошкольного возраста». При рассмотрении второго вопроса определяется, дети с какими отклонениями в развитии и при каких условиях могут находиться в ДОУ и школе общего типа. Преподаватель дает обобщенную клиническую и психолого-педагогическую характеристику детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии (нарушения развития легкой степени тяжести), приводит примеры таких нарушений при различных формах отклоняющегося развития. Категория детей с минимальными, либо парциальными нарушениямиразвитияполиморфна и представлена следующими категориями: – дети с минимальными (парциальными) нарушениями слуха; – дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косоглазием и амблиопией; – дети с нарушениями речи (дислалия, стертая форма дизартрии, закрытая ринолалия, дисфония, нарушения темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера; нарушения фонематического восприятия); – дети с задержкой психического развития легкой и средней степени тяжести (соматогенная, психогенная); – дети – носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, стойкие конфликтные переживания и др.) соматогенной или церебрально-органической природы (часто болеющие дети, посттравматики, аллергики, дети с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией, цереброэндокринными состояниями); – дети и подростки с психопатоподобными формами поведения (по типу аффективной возбудимости, истероидной психопатии, психастении и др.); – дети с девиантным поведением органического генеза (синдром гиперактивности, синдром дефицита внимания); – дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы; – дети, у которых наблюдается асинхрония созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции) и др.* В ходе занятия уточняется содержание терминов-понятий: «дети, испытывающие трудности в обучении», дети «группы риска» в образовательных учреждениях; проявления «школьной дезадаптации», «психической депривации» у детей и подростков, «дети с особыми социальными (образовательными) потребностями» и др. (с.17, №№ 2,5,8). Затем студенты знакомятся с необходимыми организационными мероприятиями в отношении детей с недостатками в развитии, поступающих в ДОУ и школы общего типа. (Практическая часть настоящего пособия, с.64-67.) Преподаватель дает необходимые пояснения и указания к данному методическому материалу, приводит примеры из практики коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы с детьми. Студентам вечернего отделения предлагается для конспектирования и самостоятельного изучения соответствующая литература и указанный методический материал (№№ 1-3, 11, 12; Приложения 1-3 и др.).
Л И Т Е Р А Т У Р А К Т Е М Е
1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А. и др. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2001. 2. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – Изд. 3-е. – М., 2003. 3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2001. 4. Дмитриев А. А. Специальная (коррекционная) педагогика. ‒ М.: Высшая школа, 2010. 5. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2001. 6. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под общ. ред. Б.П. Пузанова. – М., 2006. 7. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2005. 8. Новоторцева Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь. Изд. 4-е, перераб. и доп. ‒ СПб., 2006. 9. Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения / Сост. А.Ю. Исаков, О.Е.Грибова. – М., 2001. 10. Словарь-справочник по специальной педагогике / Сост. М.И. Никитина, Н.М. Назарова, Б.П. Пузанов и др. – М., 2004. 11. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – Изд. 2-е. – Кн. I-III. – М., 2006-2008. 12. Специальная педагогика. Хрестоматия / Н.М. Назарова, Г.Н. Пенин. – М.: Академия, 2008.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (437)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |