Тема 6. Правовые нормы и этические принципы, регулирующие деятельность психолога
Профессиональная этика. Основные уровни рассмотрения этических проблем в психологии. Правовой уровень рассмотрения этических проблем в психологии. Моральный уровень рассмотрения этических проблем в психологии. Нравственный уровень рассмотрения этических проблем в психологии. Этическиепринципы. Этический кодекс. Этические принципы профессиональной деятельности психолога. Этические стандарты, принятые американской психологической ассоциацией. Этические проблемы в научно–исследовательской деятельности психолога.
1. Профессиональная этика l Профессиональная этика – это нормы, правила профессионального поведения. l Профессиональная этика, первоначально возникла как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп.
2. Основные уровни рассмотрения этических проблем в психологии l Правовой; l Моральный; l Нравственный.
3. Правовой уровень рассмотрения этических проблем в психологии l Правовой уровень, основанный на таких документах, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция (Основной Закон) РФ», «Закон РФ об образовании»,«Должностная инструкция педагога–психолога», и других нормативных документах, вплоть до «Уголовного кодекса РФ».
4. Моральный уровень рассмотрения этических проблем в психологии l Моральный уровень, отражен в этических «Кодексах», «Уставах» и даже «Стандартах», где отмечаются такие принципы, как «Не навреди!», «Принимай клиента таким, каков он есть», «Сохраняй профессиональную тайну (принцип конфиденциальности)»и т. п. l Опыт показывает, что многие из этих принципов нуждаются в уточнении и комментариях иначе часть психологов воспринимает их буквально, что нередко приводит к недоразумениям и даже к негативным последствиям.
5. Нравственный уровень рассмотрения этических проблем в психологии l Нравственный уровень, предполагает ценностно–смысловую зрелость психолога, сформированное ценностно–нравственное ядро личности. l Нравственный предполагает у психолога , с одной стороны, отсутствие стремления навязывать свою точку зрения клиенту, с другой стороны, предполагает и свою собственную точку отсчета (нравственный критерий) при отношении психолога к тем или иным событиям окружающего мира и к самому себе.
6. Этические принципы l Этические принципы представляют собойоценочные суждения позволяющие регламентировать и контролировать деятельность специалистов разных областей. l Этические принципы психолога описаны в этическом кодексе психолога и являются обязательными для всех психологов-практиков.
7. Этический кодекс l Этический кодекс - это ряд принципов и правил этического поведения, предназначенных для контроля за решениями и действиями профессионалов.
8. Этические принципы профессиональной деятельности психолога В психологии нет единой, общепризнанной системы этических принципов, хотя попытки создания таких систем неоднократно предпринимались и предпринимаются. Наиболее часто упоминаются следующие принципы: l Принцип конфиденциальности; l Принцип не нанесения ущерба; l Принцип компетентности психолога; l Принцип беспристрастности психолога; l Принцип социальной ответственности.
9. Этические стандарты, принятые американской психологической ассоциацией l Ответственность; l Компетентность; l Конфиденциальность; l Публичные заявления; l Ошибочные представления; l Моральные и правовые стандарты; l Благополучие клиента; l Взаимоотношения с клиентом; l Безличностное обслуживание; l Объявления об обслуживании; l Внутрипрофессиональе отношения; l Оплата; l Неразглашение теста; l Интерпретация тестов; l Публикация теста; l Меры предосторожности в исследованиях; l Значимость публикаций; l Ответственность перед организацией; l Деятельность по продвижению
10. Этические проблемы в научно–исследовательской деятельности психолога l Чрезмерное экспериментирование. l Вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей l Страх перед исследованием наиболее острых социально–психологических проблем. l Проблема недобросовестности исследования. l Некорректное соавторство и откровенный плагиат. l «Кастовость» и «семейственность» в науке. l Проблема «профессиональных секретов l Проблема необоснованного «продвижения» в науке. l Проблема излишней формализации научно–исследовательской деятельности. l «Подстраивание» под чей–то научный авторитет или прикрытие этим авторитетом далеких от науки целей. l Откровенная травля своих коллег по работе l «Научное обоснование» и участие некоторых психологов в глобальных общественных манипуляциях.
11. Основные этические проблемы и «соблазны» практической психологии l Проблема власти над сознанием клиента l Проблема самокрасования l «Соблазн» следования «методическим модам» l Проблема платности психологических услуг l Проблема близких отношений психолога с клиентом l «Соблазн» работать с полной отдачей, забывая о своих личных интересах и здоровье l Проблема «неинтересного» и «скучного» клиента l Проблема «раннего прозрения клиента» l Проблема «позднего прозрения» клиента l «Прозрение» самого психолога l Неверие в возможности клиента l Работа без должной теоретической и методической подготовки l Проблема критериев оценки эффективности психологической помощи
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1055)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |