Шениями в развитии из-за своего первичного дефекта оказывается в
специфических социальных условиях. Все его воспитание и обучение протекает искаженно. Те воздействия окружающих, которые были бы вполне адекватны по отношению к нормальному ребенку, становятся неадекватны, если он не может их правильно воспринять в силу своей слепоты, глухоты или умственной отсталости [137]. Исторически выработанную и зафиксированную в культуре систему отношений ребенка определенного возраста с обществом Л.С.Выготский определял как социалы\ую ситуацию развития в данном возрасте. Для каждого отдельного ребенка она воплощается в его конкретных отношениях со своим окружением (родителями, воспитательницей детского сада, другими детьми). Эти отношения в совокупности образуют межличностную ситуацию развития ребенка. «Вклад» самого ребенка в межличностную ситуацию своего развития определяется особенностями его поведения и деятельности. Изобразительная деятельность, относясь к типичным видам детской деятельности, оказывает существенное влияние на все стороны психического развития ребенка. Исследования доказывают,что детское рисование является синтетической деятельностью, где, с одной стороны, проявляются разные стороны психического развития: «особенности зрительного восприятия и представлений ребенка, его двигательного развития, его мышления и отношения к действительности» [200; с.56]; а с другой стороны, используется опыт, приобретенный в других видах детской деятельности [149, 159, 252]. Следовательно, рисование, рассматриваемое как форма усвоения ребенком человеческой культуры и как способ присвоения социального опыта, занимает в жизни ребенка дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, одно из ведущих мест. Рассмотрим влияние изобразительной деятельности на складывающиеся новообразования детского возраста, на развитие личности, мотивационной, когнитивной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Как уже было показано, все виды деятельности ребенка - дошкольника как представителя рода человеческого (см. 1 -и параграф данной главы), мобилизуют его познавательные возможности, а, следовательно, развивают его и учат не только ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать ее. И в этом состоит главная роль изобразительной деятельности как важнейшей продуктивной деятельности ребенка. Чтобы стать и продуктом, и орудием деятельности, изобразительная деятельность должна быть специальным образом организована [54, 73, 74, 79, 89, 93]. Чтобы стать осознанной и целенаправ- ленной деятельностью,а не оставаться доизобразительным черкани-ем, деятельность должна иметь цель и способы ее достижения, определенную последовательность умственных и моторно-перцептивных действий, ребенку необходимо научиться контролировать себя во время работы, уметь оценить полученный результат, соотнести его с собственным замыслом, внести необходимые коррективы, снова сопоставить замысел и результат и так далее. Чтожеприобретает психика, моторная, эмоциональная и речевая сфера ребенка в процессе выполнения всей этой сложной цепочки? В наибольшей степени в научной литературе прослежена связь изобразительной деятельности с развитием у ребенка восприятия. Как показали исследования, проведенные Б.Г.Ананьевым, А.Н.Леонтьевым и Б.М.Тепловым, процессы восприятия, развиваясь в зависимости от деятельности, сами представляют собой особые перцептивные действия, посредством которых осуществляется обследование предмета и формирование его образа [8, 178, 284]. Экспериментальные данные, полученные в лаборатории А.В.Запорожца, свидетельствуют о том, что в ходе возрастного и функционального развития перцептивные действия претерпевают своеобразные изменения. «Если первоначальноони носят внешний, развернутый характер,то затем свертываются,их эффекторные звенья оттормажи-ваются, и в конечном счетеони превращаются во внутренний, психический, акт непосредственного усмотрения свойств воспринимаемого объекта» [137, с. 47]. Уже У.Вундт показал, что прикосновение к предмету даже наиболее чувствительного участка кожи не в состоянии само по себе вызвать у испытуемого целостный образ этого предмета [69]. Для возникновения такого образа необходима последовательная работа руки по обследованию, ощупыванию, «прослеживанию» данного предмета. Таким образом, это не прикосновение, а целостное действие по отношению к данному предмету. Выдающимся отечественным психологом А.В.Запорожцем опытным путем было доказано, что такое действие не может быть сведено к простому механическому передвижению по предмету. Например, движение по предмету неподвижными пальцами, которые ощущают его тактильно, не приводит в возникновению целостного образа восприятия. Последний не возникает даже в том случае, если действие испытуемого относительно предмета осуществляется вслед за движением руки экспериментатора, или его руку перемещают механически. По мысли А.В.Запорожца, необходимо складывание «системы операций, которые охватывают собой весь предмет и объединены общей предметной формулой» [137, с.61]. Так возникает тактильный образ предмета, лежащий в основе изображения. Но, чтобы изобразить предмет, необходимо и его зрительное восприятие. Здесь мы наблюдаем подобную же картину. Должна быть проведена активная целенаправленная работа глаз по обследованию предмета. Как показали Работы А.Р.Лурия [187], М.С. Лебединского [176], при «апраксии взгляда» возникает стойкое нарушение зрительного восприятия, связанное не с поражением коркового конца зрительного анализатора, а с нарушением интеграции движений глаз и головы, нужных для сложного предметного восприятия. Именно в процессе активного восприятия возникает сложный перцептивный образ, а он по мысли А.В.Запорожца, «являясь формой предметного отражения, значительно более динамичен и более адекватно воспринимает объекты и ситуацию в целом, несмотря на постоянно изменяющиеся условия восприятия. Поэтому он в принципе способен к регулированию значительно более сложных форм поведения, чем допсихические, чисто физиологические модели» [137, с.127]. «Чувственные данные ..., - писал С.Л.Рубинштейн, -тотчас приобретают предметное значение, т.е. относятся к определенному предмету» [245, с. 243]. Другие важные свойства восприятия, такие как целостность, осмысленность, константность, являются производными от предметности, от способности субъекта соотносить получаемые впечатления к целостным предметам, обладающим «относительной инвариантностью, несмотря на постоянно меняющиеся условия наблюдения. Это свойство качественным образом отличает восприятие от допсихических форм сенсорной регуляции поведения» [137, с. 128]. Как было показано в исследованиях советских ученых, на различных генетических ступенях меняется предметное содержание перцептивного образа [8, 136, 138, 178, 284]. Если на ранних стадиях развития ребенка происходит отражение непосредственно воспринимаемых объектов в виде «схематичного целого», то далее восприятие последовательно переходит к отражению образов, основанных на простых единичных свойствах объектов, затем и к синтезированию целостных образов, которые в дальнейшем учитывают уже не только внешние, но и внутренние свойства объектов. При этом меняется и само перцептивное действие, а сам процесс восприятия уточняется и совершенствуется. Следует отметить такое важное свойство перцептивного образа как его субъективность, т.е. зависимость от мотивации, эмоционального состояния, установок. Это подчеркивает значение среды для развития ребенка, которая может стимулировать как позитивное, так и угнетенное его эмоциональное состояние, закреплять как созидательные, так и деструктивные мотивы поведения. Ведь именно среда активно формирует восприятие ребенка, предлагая ему, руками взрослого, предметы ближайшего окружения, ставя перед ним проблемные задачи. И от того, кто и что окружало ребенка в раннем и дошкольном детстве, существенно зависит активность перцептивно - моторной сферы ребенка, а в конечном итоге, и активностьего жизненной позиции.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (724)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |