Общие и специфические особенности изобразительной деятельности детей с разным уровнем умственной недостаточности
Анализ полученных результатов производился нами с учетом выделенных критериев. Обобщая экспериментальные данные можно сделать следующие выводы: 1. По организации изобразительной деятельности испытуемых нами выделены 6 уровней сформированности процесса рисования: от хаотичности действий ребенка и дезорганизо-ванности деятельности в целом до полной и самостоятельной организации ребенком процесса рисуночной деятельности (см. таблицу 7). Таблица 7 Суммарные результаты по уровню сформированности изобразительной деятельности у испытуемых (%) На нулевом уровне, который характерен в основном для умственно отсталых детей и лишь для 4% детей с ЗПР, отмечается отсутствие интереса к орудиям деятельности, процессу и результатам рисования. Дети не понимают или отказываются от заданий, не понимают условий их выполнения, не могут использовать предметы - орудия по назначению. Предметный рисунок у таких детей отсутствует. Низкий уровень сформированности рисуночной деятельности отмечался у умственно отсталых детей (22%) и у некоторых дошкольников с ЗПР (18%). Нужно отме тить, что низкий и нулевой уровень в популяции нормально развивающихся детей не отмечается. 1.3. Недостаточный уровень сформированности рисуночной деятельности характерен в основном для детей с ЗПР (34%) и только для небольшой части умственно отсталых детей (16%), и для малого количества их нормально развивающихся сверстников (6%). 1.4. На удовлетворительном уровне сформированности изобразительной деятельности находятся 32 % детей с ЗПР и 28 % нормально развивающихся детей. Среди умственно отсталых детей данный уровень не встречается. 1.5. Хороший уровень типичен для нормально развивающихся детей (42 %), и отмечается у небольшой части детей с ЗПР (12 %). 1.6. Высокий уровень характерен только для нормально развивающихся детей (24 %). Изобразительная деятельность детей, находящихся на этом уровне, отличается целостностью, самостоятельностью, произвольностью. Изображения этих детей являются сюжетными, динамичными, многокрасочными и выразительными. Дети не нуждаются в помощи взрослого в процессе выполнения заданий, их речевые высказывания конкретизируют и вместе с тем дополняют замысел изображения. Дети стремятся в рисунке отобразить свой жизненный и социальный опыт, пытаются обыгрывать изображения, владеют техническими навыками его создания. Статистический анализ полученных результатов позволил выделить статистически достоверные критерии, которые могут использоваться в основе построения диагностических и коррекционно - развивающих методик. Такими критериями являются следующие оценочные показатели: «принятие или отказ от задания», «сформированность технической стороны рисования», «завершенность предметных изображений», «наличие или отсутствие искаженных фигур», «использование цвета», «мышечный контроль», «речевое сопровождение». По уровню сформированности графических образов и графических действий нами определены 7 уровней сформированности графических образов: от каракулей до диффренцированной схемы: • каракули; • головоноги; • фрагментарные изображения; • переход к недифференцированной схеме; • недифференцированная схема; • переход к дифференцированной схеме; • дифференцированная схема. Таблица 8 Уровнисформированности графических образов и графических действий у испытуемых (%) Как показывают данные, приведенные в таблице 8, уровень сформированности графического образа у всех обследуемых дошкольников весьма разный. Так, у большинства умственно отсталых детей отмечается низкий уровень сформированности графического образа. Многие из них воспроизводили каракули (18%), головоногов (24%) или фрагментарные рисунки (14%), и только у части детей изображения можно оценить как переход к недифференцированной схеме (28%). В то же время для большинства их нормально развивающихся сверстников характерен высокий уровень - переход к дифференцированной схеме 52%, дифференцированная схема (14%). Что же касается детей с ЗПР, то в их рисунках встречается как низкий уровень сформированности графических образов - головоноги (6%), так и высокий — переход к дифференцированной схеме (16%), дифференцированная схема (10%). Эти данные свидетельствуют, с одной стороны, о значительной зависимости умственного развития детей с ЗПР от условий воспитания и обучения, а с другой - о потенциальных возможностях познавательного развития детейэтойкатегории к коррекционному воздействию. При анализеотражения социальных представлений детей средствами изобразительной деятельности нами выделены 6уровней: ототсутствия в рисунке субъекта изображения до сходстваизо- браженного персонажа и реального субъекта, в изображении которого отражается эмоциональное состояние изображенного персонажа. Социальные представления испытуемых наиболее полно отразились в рисунке на тему «Моя семья». Но и рисование автопортрета и портрета друга предоставило дополнительную информацию об уровне сформированности у ребенка самопринятия, понимания ценности межличностных отношений, адекватности представлений ребенка о себе и о близких людях. Таблица 9 Уровни отражения социальных отношений в рисунках испытуемых (%)
Отражение социальных явлений оказалось для дошкольников самым сложным заданием. Но если нормально развивающиеся дети смогли изобразить свою семью в 80 % рисунков, то дети с разным уровнем интеллектуальной недостаточности испытывали серьезные затруднения при изображении людей и их взаимоотношений. При этом нормально развивающиеся дошкольники охотно дополняли изображения речевыми высказываниями, они могли не только прокомментировать нарисованное, но и обосновать свой замысел, лишь приступая к рисованию на заданную тему. У части детей созданные ими изображения являлись отражением их личного социального опыта, представленного в том или ином событии - семья на даче у бабушки, свадьба, день рождения. При создании подобных изображений помощь со стороны взрослого была минимальной или не требовалась. Лишь половина дошкольников с ЗПР смогли выполнить задание на тему «Рисунок семьи». При этом большая часть детей «забыли» нарисовать себя, многие из них пропустили того или иного члена семьи. В детских рисунках совершенно не были представлены эмоциональные состояния людей. Поэтому можно констатировать, что социальные отношения, представленные в их рисунках, носили фрагментарный характер и характеризовались бедностью и неразвернутостью.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1064)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |