Аналитическая химическая реакция
Е. В. Радион, Н. А. Коваленко
Химические методы Разделения И обнаружения
Учебное пособие по разделу курса «Аналитическая химия и физико-химические Методы анализа» для студентов Химико-технологических специальностей
Минск 2004
Е. В. Радион, Н. А. Коваленко
Химические методы Разделения И обнаружения
Учебное пособие по разделу курса «Аналитическая химия и физико-химические Методы анализа» для студентов Химико-технологических специальностей
Минск БГТУ 2004 УДК 543.061 (075.8) ББК 24.4 Р 15
Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом университета
Рецензенты: доцент кафедры аналитической химии БГУ, кандидат педагогических наук Н. А. Апостол; доцент кафедры биохимии и биофизики МГЭУ им. А. Д. Сахарова, кандидат химических наук Е. И. Плюгачёва
Радион Е. В. Р 15 Химические методы разделения и обнаружения: Учебное по- собие по разделу курса «Аналитическая химия и физико-химиче-ские методы анализа» для студентов химико-технологических специальностей / Е. В. Радион, Н. А. Коваленко. – Мн.: БГТУ, 2004. – 52 с.
ISBN 985-434-345-6
В пособии рассматриваются общие вопросы качественного химического анализа, а также методы разделения и обнаружения катионов и анионов, имеющих наибольшее значение в химической технологии. Предназначается для студентов химико-технологических специаль-ностей.
УДК 543.061 (075.8) ББК 24.4
© Е. В. Радион, Н. А. Коваленко, 2004 © Учреждение образования «Белорусский государственный ISBN 985-434-345-6технологический университет», 2004 ВВЕДЕНИЕ Предмет, методы и задачи аналитической химии Аналитическая химия – это наука о методах определения химического состава веществ. Предметом её является теория и практика химического анализа. Химический анализ – это совокупность действий, которые имеют своей целью получение информации о химическом составе объекта. Для проведения анализа необходимо, чтобы вещество обладало аналитическими свойствами (признаками) – химическими или физическими свойствами, которые позволяют обнаружить вещество или определить его количество. К ним относятся цвет, запах, способность вещества образовывать окрашенные и малорастворимые соединения, газы при взаимодействии с определенными реагентами и т. д. В зависимости от цели различают следующие виды химического анализа: ü качественный (обнаружение компонентов пробы, или идентификация); ü количественный (установление количества компонента в пробе). Теоретические основы качественного и количественного анализа являются общими, в обоих видах анализа используются одни и те же химические реакции или физические явления. Различия заключаются в том, что в качественном анализе только фиксируют аналитический эффект или аналитическое свойство, а в количественном основное внимание уделяют измерению аналитического сигнала. Качественный анализ обычно предшествует количественному. В зависимости от поставленной задачи методы аналитической химии классифицируются следующим образом: ü методы обнаружения – используются для качественного анализа; ü методы определения – используются для количественного опреде-ления веществ в пробе; ü методы разделения – используются и в качественном, и в количественном анализе для выделения определяемого вещества и отделения мешающих анализу веществ. Химический анализ широко используется на предприятиях химической промышленности для контроля хода технологического процесса, качества сырья и готовой продукции, промышленных отходов. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КАЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА Аналитическая химическая реакция Аналитическая химическая реакция (АХР) – это реакция, сопровождающаяся аналитическим признаком, по которому можно судить о наличии в пробе какого-либо компонента. В качественном анализе принята следующая классификация аналитических химических реакций по типам:
Общие реакции – это реакции, аналитические признаки которых одинаковы для многих ионов. Их применяют для разделения, при этом используют общий реагент. К общим реакциям относятся, например, реакции осаждения гидроксидов, сульфатов, сульфидов и т. д. Групповые реакции представляют собой частный случай общих. Их применяют для: ü выделения определённой группы ионов, обладающих близкими свойствами, в конкретных условиях; ü обнаружения присутствия данной группы. При этом используют групповой реагент, который избирательно осаждает группу ионов при определённых условиях проведения реакции. Например, AgNO3 является общим реагентом на ионы Cl–, I–, РО43– и многие другие, осаждая их в виде малорастворимых соединений. Однако в среде 2 н. НNO3 он избирательно осаждает только анионы II аналитической группы (Cl–, I– и др.), т. е. выступает как групповой реагент. Групповые реакции играют огромную роль в качественном анализе, поскольку именно на их основе разработаны все аналитические классификации катионов и анионов. Характерные реакции – это реакции, свойственные данному веществу. Их различают по селективности. Селективные (избирательные) реакции – это реакции, которые позволяют обнаружить в смеси ограниченное число ионов. Их применяют для обнаружения ионов в смеси без предварительного разделения. Специфические реакции – это реакции, аналитический эффект которых характерен только для 1 иона в присутствии других. Специфичность – это высшая степень избирательности, поэтому специфичных реакций крайне мало. Для проведения их необходим специфический реагент. По словам украинских учёных-аналитиков Пилипенко А. Т. и Пятницкого И. В., «специфический реагент – это мечта каждого аналитика, хотя достигается она очень и очень редко». Специфические реакции применяют для обнаружения ионов дробным методом. К таким реакциям относятся, например, реакции взаимодействия иона аммония со щелочами при нагревании, йода с крахмалом, нитрит-иона с реактивом Грисса и т. д.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2248)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |