Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи
1. Анализ общего объема и структуры товарооборота.
Задача №1.
Проанализируйте выполнение плана товарооборота в действующих и сопоставимых ценах. Дайте оценку полученных результатов.
Задача №2.
Проанализируйте изменения в структуре товарооборота, сформулируйте выводы по результатам анализа.
3. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости.
Задача №3.
Проверьте состояние товарных запасов и товарооборачиваемости по магазину за 1 квартал. В ходе анализа рассчитайте фактическую товарооборачиваемость и товарные запасы в днях на 01.04.2003г. сравните их с оптимальным размером. Дайте оценку полученным результатам.
Товарные запасы составили (т.р.):
¨ на 01.01 – 204,0; ¨ на 01.02 - 208,1; ¨ на 01.03 – 230,1; ¨ на 01.04 - 246,0.
Фактически товарооборот за 1 квартал составил – 729 т.р. Оптимальный размер товарных запасов и товарооборачиваемости – 25 дн.
4. Анализ товарооборота с учетом факторов.
Задача №4.
Методом цепных подстановок определите влияние на изменение товарооборота трудовых факторов: численности работников и производительности труда.
Проверку правильности расчетов влияния факторов на объем розничного товарооборота выполните, используя прием разниц.
5. Анализ поступления товаров. Задача №5.
Дайте оценку поступления товаров в магазин. По результатам анализа разработайте мероприятия по улучшению работы с поставщиками.
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ ОПТОВОГО ТОВАРОБОРОТА.
5.1. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа оптового товарооборота.
Оптовая торговля, как и розничная, представляет собой часть сферы товарного обращения .
Она осуществляет посреднические операции между хозяйственными организациями (предприятиями) в целях сбыта (реализации) продукции – с одной стороны; приобретения (купли) товаров для последующего использования в производстве или продажи розничным организациям (предприятиям) – с другой стороны.
Осуществляя связь с промышленностью, она выступает как заказчик товаров народного потребления, т.е. воздействует на объем выпуска продукции, широту ассортимента, обновление ассортимента и качества товаров.
Следовательно, оптовой торговле присущи следующие функции:
· преобразование производственного ассортимента товаров в торговый ассортимент; · формирование запасов товаров; · сглаживание цен; · хранение товаров; · доработка, фасовка и упаковка товаров; · маркетинговые исследования рынка и рекламы; · осуществление импортно – экспортных поставок.
Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется объемом, составом, ассортиментом и структурой товарооборота.
Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупными партиями предприятиям розничной торговли и общественного питания для последующей продажи населению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям – для производственных целей и внерыночного потребления.
Оптовый товарооборот является одним из основных показателей хозяйственной деятельности оптовых предприятий.
Его объем и структура характеризует в известной мере степень развития производства и уровень народного потребления.
Хотя оптовому товарообороту и принадлежит определенная роль в развитии торговли, самостоятельного значения при оценке ее состояния этот показатель не имеет. Оптовый товарооборот не входит в систему народнохозяйственного плана, он применяется только на уровне оптового предприятия.
Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий:
· выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота; · улучшение обслуживания покупателей; · совершенствование товародвижения.
Задачи анализа оптового товарооборота:
Ø дать оценку выполнения планов оптового товарооборота и поставки товаров покупателям; Ø изучить их в динамике; Ø выявить и определить влияние факторов на развитие оптового товарооборота; Ø изучить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности (если они имеются); Ø разработать меры по устранению недостатков и их предупреждению; Ø определить стратегию и тактику маркетинговой деятельности оптового предприятия.
При анализе торговой деятельности оптового предприятия используют данные планов экономического и социального развития, бизнес – планов, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, первичных и сводных документов и т.д.
5.2. Методика и последовательность проведения анализа оптового оборота по общему объему, формам продажи, в разрезе товарных групп.
В процессе анализа товарооборота оптовые предприятия изучают следующие показатели:
1. Выполнение плана и динамику общего объема оптового товарооборота по видам продаж и товарным группам в действующих и сопоставимых ценах.
Основная доля в общей оптовой продаже приходится на складской товарооборот, и определенную часть составляет розничная продажа (реализация товаров со складов и через розничную сеть, созданную оптовыми базами).
Сегодня доля транзитного товарооборота незначительна, т.к. розничные предприятия предпочитают выходить на прямые связи с промышленными предприятиями самостоятельно.
Анализ по видам продаж дает возможность сконцентрировать внимание на основных видах продаж, покупателях (предприятия и частные предприниматели), а в дальнейшем определить прогнозы по расширению своей деятельности и изменению профиля специализации с целью развития товарооборота.
Следует при анализе учитывать общий (валовой) товарооборот, включающий оптовую и розничную реализацию товаров. В состав последнего не включают, а выделяют отдельно внутренний отпуск товаров своим розничным торговым и промышленным предприятиям.
Состав оптового товарооборота характеризуется абсолютными и относительными показателями, т.е. суммой и удельным весом отдельных видов оптовой реализации товаров в общем объеме товарооборота.
В процессе анализа оптового оборота важно определить соотношение складского и транзитного оборотов с учетом получаемых доходов, прибыли и рентабельности.
Целесообразность складской и транзитной поставки товаров изучают по каждому покупателю в отдельности (в разрезе партий товаров и товарных групп).
5. Долю розничных и других покупателей в общем товарообороте по основным товарным группам и оценивают возможность работы с ними в перспективе, т.е. изучают оптовый товарооборот по направлению реализации товаров (по рыночным и внерыночным фондам). Рыночный фонд - включает отпуск товаров предприятиям розничной торговли для продажи населению и предприятиям общественного питания – для производства пищи и реализации покупных товаров.
Внерыночный фонд – включает отпуск товаров предприятиям легкой и пищевой промышленности для производственных нужд.
В процессе анализа проверяют выполнение плана по отдельным направлениям реализации и изучают причины выявленных отклонений (нарушения поставщиками договоров поставки товаров по общему объему, ассортименту, качеству и срокам поступления, транспортные затруднения, недостатки в организации оптовой торговли и т.д.). Увеличение удельного веса рыночного фонда товаров в оптовом товарообороте положительно характеризует деятельность оптового предприятия.
Проводится анализ оптового товарооборота и по отдельным покупателям, особенно тем, с кем заключены договоры поставки товаров.
При анализе обращается внимание на равномерность отгрузки и реализации товаров с оптовых баз и способы оплаты за товар (предварительная, по мере отгрузки, с рассрочкой платежа).
6. отношение оптово – складского товарооборота к розничному и коэффициент звенности товародвижения. Коэффициент звенности товародвижения характеризует количество промежуточных баз на пути следования товара от производителя до потребителя.
Исчисляется он отношением валового товарооборота (всех видов оптового и розничного) к чистому (розничному) в динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по региону.
С этой целью оптовому предприятию необходимо исследовать положение дел по закупкам товаров в разрезе поставщиков, выгодности поставок.
Это дает возможность предприятию делать выбор таких поставщиков, которые позволят ему обеспечить получение прибыли, увеличить объем продаж, закрепить и расширить свою роль на товарных рынках, решить имеющиеся финансовые проблемы.
Для оптовых предприятий необходимо иметь большое количество надежных источников поставок, что позволит лучше формировать предложение и наращивать объемы торговой деятельности. А поэтому в процессе анализа нужно не только оценить долю каждого поставщика в общем объеме поставок, но и постоянно иметь информацию об объемах и сроках поставок, о количестве товаров, учитывать политику и стратегию промышленных предприятий и других поставщиков в ценообразовании и использовать ее в своих интересах.
С этой целью оптовое предприятие должно привести доказательства обоснованной ценовой стратегии и провести расчет ее влияния на конечные результаты – объемы товарооборота и прибыли.
Анализ оптового оборота проиллюстрируем на примере оптовой базы АП «Обувьторг» за 2003 год.
Табл. 14 Анализ выполнения плана по валовому (общему) товарообороту АП «Обувьторг» за отчетный год.
(индекс цен – 1,2) (тыс. руб.)
Расчеты.
1). Определяют фактический товарооборот в сопоставимых ценах
О соп. цен О действ. цен индекс цен
а) оптовый оборот с участием в расчетах
92400 7700 (тыс. руб.) 1,2
б) розничный товарооборот
41200 34333 (тыс. руб.) 1,2
в) валовой (общий) товарооборот
7700 + 34333 = 111333 (тыс. руб.) г) внутренний отпуск товаров
19800 16500 (тыс. руб.) 1,2
2). Удельный вес оборота с участием в расчетах
а) прошлый год 62400 * 100% = 66,3%
б) план 69900_ * 100% = 65,7%
в) фактически (в действующих ценах) 92400_ * 100% = 69,2%
3). Удельный вес розничного товарооборота
а) прошлый год 31700 * 100% = 33,7%
б) план 36455_ * 100% = 34,3%
в) фактически (в действующих ценах) 41200__ * 100% = 30,8% 4). Процент выполнения плана товарооборота
а) оптового оборота с участием в расчетах
92400 * 100% = 132,2% (в действующих ценах )
77000 * 100% = 110,2% (в сопоставимых ценах)
5). Отклонение от плана в сумме и по удельному весу, %
а) оптового оборота с участием в расчетах
92400 – 69900 = +22500 (тыс. руб.) – в действующих ценах
69,2% - 65,7% = +3,5%
77000 – 69900 = +7100 (тыс. руб.) – в сопоставимых ценах
69,2% - 65,7% = +3,5% и т.д. 6). Отклонение от прошлого года в сумме и по удельному весу, %
а) оптового оборота с участием в расчетах (в действующих ценах)
92400 – 62400 = +30000 (тыс. руб.)
69,2% - 66,3% = +2,9%
(в сопоставимых ценах)
77000 – 62400 = + 14600 (тыс. руб.)
69,2% - 66,3% = + 2,9% и т.д.
7). Отчетный год в % к прошлому году
В % к прош. году О факт. отч. год__ * 100% О факт. прош. год
а) оборот с участием в расчетах
92400 * 100% = 148,1% - в действующих ценах
77000 * 100% = 123,4% - в сопоставимых ценах и т.д.
Вывод (см. табл. 14)
По данным анализа выполнения плана по валовому товарообороту АП «Обувьторг» за отчетный год можно сделать вывод, что в целом предприятие добилось неплохих результатов. План валового оборота перевыполнен как в действующих ценах на 25,6% (125,6 - 100), так и в сопоставимых ценах на 4,7% (104,7 – 100), соответственно сумма увеличения товарооборота составила 27245 тыс. руб. (133600 - 106355) и 4978 тыс. руб. в сопоставимых ценах (111333 - 106355).
Изменился и состав товарооборота, увеличились не только сумма оптового оборота с участием в расчетах с 69900 тыс. руб. по плану, до 92400 тыс. руб. фактически за отчетный год, но и удельный вес с 65,7% до 69,2%. Одновременно сократился удельный вес розничной реализации товаров со склада и магазинах оптового предприятия на 3,5% (30,8% - 34,3%), хотя в сумме розничный товарооборот увеличился на 4745 тыс. руб. (41200 - 36455).
Увеличению оптовой реализации способствовало:
· обновление и расширение ассортимента кожаной обуви, поступающей от отечественных производителей и по импорту; · увеличение числа покупателей; · увеличение продажи товаров на ярмарке.
Наблюдается тенденция к снижению удельного веса розничной реализации в общем (валовом) товарообороте – 3,5% против плана - 2,9% против прошлого года, но это не говорит о недостатках в работе АП « Обувьторг».
В динамике темпы роста высоки, как в действующих ценах, так и в сопоставимых – соответственно по составу:
Ø оптовый товарооборот с участием в расчетах
48,1% (148,1% - 100%) и 23,4% (123,4% - 100%)
Ø розничный товарооборот 30% (130% - 100%) и 8,3% (108,3% - 100%)
Ø валовой (общий товарооборот) 42% (142% - 100%) и 18,3% (118,3 – 100%) Табл. 15 Анализ состава товарооборота АП « Обувьторг» за отчетный год. (индекс цен – 1,2) (тыс. руб.)
Расчеты:
1). Определяют удельный вес каждого вида оптовой реализации (формы товародвижения): складской, традиционной в общей оптовой реализации товаров с участием в расчетах базы (предприятия).
Уд. вес склад, % Σ О складского_______________ Σ О общ. с участием в расчетах
Уд. вес транз, % Σ О транзит_________________ Σ О общ. с участием в расчетах По плану (в действующих ценах)
а) Уд. вес склад, % 85084 * 100% = 80%
б) Уд. вес транз, % 21271 * 100% = 20% 106355
Фактически (в действующих ценах)
а) Уд. вес склад, % 111155,2 * 100% = 83,2%
б) Уд. вес транз, % 22444,8 * 100% = 16,8%
Фактически (в сопоставимых ценах)
а) Уд. вес склад, % 92629 * 100% = 83,2%
Результаты теже самые, т.к. индекс цен для всех видов оптовой реализации один и тот же – 1,2.
2). Определяют процент выполнения плана по видам оптовой реализации в действующих ценах:
а) складской оптовый товарооборот
111155,2 * 100% = 130,6%
б) транзитный оборот с участием в расчетах базы
22444,8 * 100% = 105,5%
3). Определяют процент выполнения плана по видам оптовой реализации в сопоставимых ценах:
а) складской оптовый товарооборот
92629 * 100% = 131,2%
б) транзитный оборот с участим в расчетах базы
18704 * 100% = 87,9% и т.д.
4).Определяют динамику (роста, снижения) товарооборота отчетного года по видам оптовой реализации
а) складского оптового товарооборота
111155,2 * 100% = 157,5% (рост 57,5%) – в действующих ценах
92629 * 100% = 131,2% (рост 31,2%, в сопоставимых ценах) и т.д.
Вывод: (табл.15)
Результаты анализа состава товарооборота АП «Обувьторг» за отчетный год характеризуют изменения в положительную сторону. Увеличился не только объем продаж со склада на 26071,2 тыс. руб. (111155,2 - 85084) против плана и на 40580,2 тыс. руб. против прошлого года, но и возрос удельный вес по данному виду оптовой реализации товаров соответственно на 3,2% (83,2% - 80%).
Данные изменения положительно сказались на конечных результатах деятельности оптового предприятия АП «Обувьторг», т.к. проводимые операции были наиболее прибыльными по сравнению с реализацией товаров транзитом с участием в расчетах.
На оптовую реализацию товаров положительно повлияли следующие изменения:
Ø в конъюнктуре рынка; Ø в финансово – экономических интересах как поставщиков, так и покупателей; Ø уровня цен и тарифов на складские и транзитные услуги; Ø степень специализации промышленного производства и предприятий розничной торговли, условий их снабжения и расчетов; Ø в ассортименте поставляемых товаров; Ø состояние материально-технической базы АП «Обувьторг» (введены в строй новые складские помещения).
Уменьшение транзитной реализации товаров в сопоставимых ценах произошло по причине выхода отдельных покупателей на прямые связи с промышленными предприятиями в середине отчетного года и своевременное расторжение договора поставки товаров с АП «Обувьторг».
Такое положение привело к тому, что в динамике транзитный оборот с участием в расчетах не растет, а снижается:
- на 4,6% против прошлого года в действующих ценах, что в сумме составило – 1173,8 тыс. руб. (22444,8 - 21271); - на 20,5% против прошлого года в сопоставимых ценах, что в сумме составило – 4871 тыс. руб. (18704 - 23525). Как уже было отмечено выше – в целом оптовая реализация товаров с участием в расчетах растет как против плана, так и в динамике в действующих и сопоставимых ценах.
Табл. 16 Анализ структуры товарооборота АП «Обувьторг» за отчетный период. (индекс цен – 1,2) (тыс. руб. )
Табл. 17 Анализ выполнения плана оптового товарооборота по направлениям АП «Обувьторг»
(в действующих ценах) (тыс. руб.)
В процессе анализа структуры товарооборота определяют: (см. табл. 16)
1. Удельный вес фактического оборота по каждой товарной группе в общем объеме товарооборота.
а) кожаная обувь
76820 * 100% = 57,5%
б) резиновая обувь
21643,2 * 100% = 16,2% 133,600 и т.д.
2. Абсолютную сумму отклонения фактического оборота за отчетный год от прошлого года по каждой группе товаров и в целом по предприятию.
Кожаная обувь
а) в действующих ценах
76820 – 51755 = + 25 065 (тыс. руб.)
б) в сопоставимых ценах
64017 – 51755 = +12262 (тыс. руб.)
и т.д. 3. Изменения в структуре фактического товарооборота отчетного года против прошлого года (по изменениям удельного веса товарооборота каждой группы товаров).
Кожаная обувь 57,5% - 55% = +2,5%
Резиновая обувь 16,2% - 20% = -3,8% и т.д.
4. Товарооборот отчетного года в процентах к прошлому году в целом по оптовому предприятию и по каждой товарной группе в действующих и сопоставимых ценах:
а) кожаная обувь
76820 * 100% = 148,4% - в действующих ценах
64017 * 100% = 123,7% - в сопоставимых ценах
б) в целом по оптовому предприятию
133600 * 100% = 142,% - в действующих ценах
111333 * 100% = 118,3% - в сопоставимых ценах
Вывод (табл. 16)
В структуре товарооборота за отчетный год по АП «Обувьторг» произошли значительные изменения.
Увеличился удельный вес реализации кожаной обуви на 2,5% и прочей на 2,8% и одновременно снизился удельный вес реализации резиновой обуви и валяной, по причине своевременного отказа покупателей из-за высоких цен.
Так закупив резиновую и валяную обувь на сезонное хранение, оптовое предприятие не учло возможного снижения цен на рынке, а оно произошло не в пользу АП «Обувьторг». Это привело к отказу покупателей и уменьшило реализацию резиновой обуви по сравнению с прошлым годом: в сопоставимых ценах на 784 тыс. руб. (18036 - 18820).
Уменьшились темпы роста реализации валяной обуви – они составляют 6,5%, хотя темпы роста общего оборота – 18,3% и оборота по другим группам товаров выше: - 23,7? (кожаная обувь), 51,4% (прочая обувь).
Товарооборот по реализации кожаной обуви увеличился в сопоставимых ценах на 12262 тыс. руб. (64017 -51755) за счет дополнительного согласования и поставки с промышленными предприятиями новых моделей и элитной обуви. Несмотря на высокие цены, обувь была реализована, что позволило увеличить товарооборот в действующих ценах по сравнению с прошлым годом на 37327 тыс. руб. (76820 - 51755).
Увеличилась поставка импортной не только кожаной обуви, но и прочей (комбинированной женской и детской обуви, обуви из новых синтетических материалов и т.д.), что также привело к увеличению товарооборота по прочей обуви. Выполнение плана оптового товарооборота по направлениям реализации товаров АП «Обувьторг» характеризуется следующими данными (табл. 17)
План оптового товарооборота выполнен по всем направлениям реализации, с опережающими темпами реализации товаров рыночного фонда – 27,4% (127,4 –100%), т.е. товаров в розничную торговую сеть продано больше на сумму 27211 тыс. руб. против плана и на 40552 тыс. руб. против прошлого года.
Это говорит о слаженной работе оптового предприятия с покупателями (розничными предприятиями) по заключению договоров поставки, согласованию ассортимента товаров, согласованию цен на товары и т.д.
Удельный вес реализации товаров по рыночным фондам в отчетном году увеличился против плана на 1,3% (94,8% - 93,5%) и на 3,3% против прошлого года (94,8% - 91,5%), при одновременном снижении удельного веса реализации товаров внерыночного фонда по причине закрытия ряда промышленных предприятий, с которыми ранее были заключены договоры на поставку товаров.
5.3. Особенности анализа товарных запасов и товарооборачиваемости на оптовом предприятии.
Заключительным этапом анализа товарооборота оптового предприятия является:
· расчет влияния на изменения складского товарооборота изменений поставок товаров и товарных запасов (путем использования балансовой увязки показателей товарооборота); · изучение показателей эффективности, исчисленных как отношение оптового товарооборота к совокупным или отдельным ресурсам (затратам); · разработка мер по использованию резервов увеличения товарооборота и прибыли на данном этапе развития и в предстоящем периоде.
Анализ товарных запасов позволяет определить: Ø степень обеспеченности оптового предприятия товарными ресурсами для бесперебойного снабжения покупателей; Ø наличие и размеры неходовых и залежалых товаров; Ø реальные размеры товарных запасов, которые могут быть вовлечены в товарооборот и учтены при расчете товарного обеспечения на планируемый период. С целью анализа товарных ресурсов в оптовой торговле, так же как и в рознице, составляют товарный баланс. В приходной части данного баланса отражаются:
· запасы товаров на складах оптового предприятия и в пути на начало года; · начальные остатки отгруженных товаров, если они оплачены покупателем до момента отгрузки.
В расходной части товарного баланса отражается: · оптовый товарооборот с участием в расчетах; · внутренний отпуск товаров своим розничным и промышленным предприятиям; · прочее выбытие товаров; · конечные остатки товаров на складах, в пути и отгруженных. С помощью товарного баланса рассчитывают влияние изменений показателей баланса на выполнение плана и динамику оптового товарооборота с участием в расчетах.
Табл. 18 Анализ влияния показателей товарного баланса на оптовый товарооборот в отчетном году АП «Обувьторг» (в действующих ценах) (тыс. руб. )
Вывод (табл. 18).
Данные товарного баланса АП «Обувьторг» свидетельствуют о том, что на выполнение плана оптового товарооборота положительно повлияло:
Ø увеличение остатков товаров на складах на начало года в сумме – 2542 тыс. руб. ; Ø увеличение поступления товаров на 28000 тыс. руб.; Ø увеличение остатков товаров отгруженных на начало года на 460 тыс. руб.
Отрицательное влияние оказали:
Ø увеличение товарных потерь, уценки и прочего выбытия на 35 тыс. руб.; Ø увеличение остатков товаров на складах на конец года на 3042 тыс. руб.; Ø увеличение остатков товаров, отгруженных на конец года на 900 тыс. руб.
Проверка (2542 + 28000 + 460 – 353042 - 680) = 27245 тыс. руб.
т.е. равно сумме увеличения фактического товарооборота против плана (133600 – 106355 = +27245).
Те же факторы повлияли на динамику товарооборота (табл. 18)
Проверка (7739 +37400 –13 –5266 +540 -900) = 39500 тыс. руб.
т.е. (133600 – 94100 = +39500).
Методика анализа текущих товарных запасов и товарооборачиваемости на оптовых предприятиях та же, что
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (828)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |