Виды и методы получения обратной связи 1. Графическая
График Цель: определение «проживания» каждого дня, динамики конкретных состояний участников; выяснение степени включенности в деятельность, уровня усвоения материала. Инструкциям конце каждого дня занятий участникам предлагается оценить степень своей усталости, активности, интереса по уровням: низкий (н), средний (с), высокий (в). Затем преподаватель обрабатывает полученные данные и по среднему показателю вычерчивает график, который на следующий день предъявляется слушателям. Каждый автономно сравнивает свое состояние (по данным критериям) с общей картиной в группе. ;. Уровень, Высокий 100-- 75-- Средний 50-- 25--Низкий 0 Параметры (критерии) занятия Примечания: уровень или степень выраженности может указываться в процентах, баллах или других характеристиках (например, практический, знаниевый, ознакомительный, мотивацион-ный уровень и др.). Параметры определяются темой, целью и содержанием занятия.
Шкалирование Цель: выяснение установок, позиций в группе по вопросу или проблеме; выявление предпочитаемой точки зрения на какой-либо вопрос; определение эмоционального фона; выявление значимости получаемых ЗУНов; определение способов общения; выявление направленности деятельности. «Линия»
Нейтральное Инструкция: участникам предлагается отметить на данной шкале свое мнение по определенному вопросу, например: «Необходима ли отметка при обучении ребенка?». «Версты» Инструкция: участникам предлагается разместить на данной «лестнице» какие-либо понятия, например: «Воспитание», «Обучение», «Знание», «Развитие», «Отметка». Примечания: «Лестница» может быть как индивидуальной, так и общегрупповой. Списки понятий могут предлагаться как преподавателем, так и участниками занятий. Областями явлений могут быть: воспитание, обучение, учение, методы и способы деятельности, педагогического воздействия, личностные и профессиональные качества. Векторная «Эллипс» Цель: выявление направленности личности во взаимодействиях; определение уровня притязаний; выяснение уровня освоения материла; выявление индивидуальных особенностей мышления и чувствования при восприятии информации.
Полезно (100%)
(о) Инструкция: участникам предлагается отметить точкой на каждой шкале степень выраженности для себя по обозначенным критериям. Примечания: шкала может быть общей на большом плакате, и каждый ставит на ней свою точку. Шкалы могут быть у каждого свои. Затем они вывешиваются на всеобщее обозрение, после чего определяется доминирующая позиция по заданному вопросу. При шкалировании в противостоящих полюсах могут располагаться эмоционально-чувственные состояния, смысловые критерии, стили или способы общения, характеристики самооценки, волевые качества, установки, ценностные позиции, суждения и др. «Лестница» Цель: определение значимости решаемых задач; определение ценностных оснований; выяснение приоритетов деятельности, профессии. Инструкция: оцените степень вашей удовлетворенности собой, коллективом и общей деятельностью, поставив соответствующие точки по 10-балльной шкале на трех разнонаправленных осях. Примечания: анализируется соотношение между тремя различными оценками и общей степенью удовлетворенности, ее рост или снижение. Векторы могут обозначать различные направленности личности (мотивы, цели и установки, перспективы), уровни притязаний (высокий, средний, низкий), практические действия (опыт, образы, знания), уровни отражения информации (ощущение, восприятие, представление), формы мышления (понятия, суждения, умозаключения), чувства, переживаемые при обучении (интеллектуальные, моральные, эстетические). Если возникает рассогласование в сторону «Я», то это сигнал К тому, что необходимо усилить коллективную и деловую направ-
ленность, иначе возможен уход личности через индивидуальную направленность в эгоистическую. Если гипертрофирована оценка «Мы», то это может предупреждать об уходе в беспредметное, бездеятельное общение или о недостатках в личностном, индивидуальном подходе. Чрезмерное увеличение оценки «Дело» сигнализирует об опасности формализма и ослабления демократических и гуманистических основ деятельности группы. В целом необходимо стремиться к определенной согласованности (равенству) по всем трем позициям и к общему увеличению «эллипса», т.е. к росту общей удовлетворенности всех участников группы. При рассмотрении иных параметров также анализируются перекосы или невостребованность каких-либо направлений, качеств, форм, уровней, чувств и др. (см. далее). « Снежинка» Цель: выявление ожиданий от общегрупповой работы; определение факторов притязаний в деятельности; выявление наиболее характерных черт деятельности группы и каждого; оценка использования эффективных навыков и их соответствия целям и виду деятельности. Инструкция: отметьте, пожалуйста, на каждом векторе свои ожидания (достижения) от прохождения курсов (участия в семинаре либо мастерской) повышения квалификации в интервале от О до 10 баллов. Примечания: после заполнения каждым «снежинки» ожиданий (достижений) заполняется общая «снежинка» с выведенным средним баллом, чтобы каждый мог сопоставить свои ожидания с групповыми. Внимание уделяется слишком высоким и низким притязаниям. При обсуждении происходит корректировка. Векторы могут обозначать параметры, определяющие факторы притязаний участников в деятельности группы: реальная трудность заданий; значимость заданий; потребность в этих заданиях; переживание успеха; отношение к заданиям; самооценка; приемлемость целей; действенность целей. Можно взять параметры, характеризующие деятельность: мотивированность; целенаправленность; плановость; процессуаль-ность; систематичность; личностное отношение; продуктивность; творчество. Возможно рассмотрение через векторы навыков, используемых членами группы: мнемические; мыслительные; речевые; волевые; сенсорные; моторные; эмоционально-экспрессивные; перцептивные. Образная «Образ лица* Цель: выявление эмоционального состояния. 12 3 4 Инструкция: участникам предлагается указать номер рисунка, соответствующего их эмоциональному состоянию на занятиях. Примечания: схемы рисунков могут демонстрироваться на отдельных листах или на одном. Могут быть использованы и заготовки для каждого. Вариантом данной методики может стать «Пустышка»: предлагается пустой круг, в котором каждый рисует свое настроение или эмоциональное состояние. « Схемы* Цель: определение внутригрупповых отношений и занимаемой каждым участником позиции.
Инструкция: выберите ту схему, которая наиболее точно отражает взаимоотношения в вашей группе, и отметьте свою позицию в ней. Примечания: первая схема символизирует принадлежность к определенной микрогруппе. Если человек выбирает центральную точку, то это означает, что он претендует на лидерскую позицию. Вторая схема также обозначает микрогруппу, но все точки, кроме верхней (лидерской), означают ведомость. Третья схема символизирует равные, партнерские отношения со всеми. 3. Вербальная «Свободное письмо* Цель: определение значимых действий, чувств, мыслей, реакций, моментов, вопросов, поднятых в течение дня. Инструкция: участникам предлагается в свободной форме дать обратную связь ведущему на прошедшее занятие. Примечания: преподаватель в своей обратной связи по поводу написанного выделяет общие тенденции, позиции, взгляды, состояния, суждения, наиболее интересные аспекты. «Незаконченные предложения* Цель: выявление личных проблем в деятельности группы и оценка значимости решаемых или рассматриваемых вопросов; определение уровня осмысления, осознания происходящих в группе процессов. Инструкция: участникам предлагается закончить (развернуть или завершить односложно) следующие предложения: 1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня, — 2. Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было... 3. Сегодня я понял(а), что... Примечания: преподаватель систематизирует главные вопросы и трудности слушателей и в зависимости от полученных результатов корректирует свои дальнейшие действия. Количество предложений не должно превышать 5, так как при большем количестве может исчезнуть суть, потеряться основной смысл и у слушателей пропадет желание отвечать неформально. Проекция « Определение» Цель: определение наиболее значимых характеристик деятельности группы. Инструкция: подберите семь определений, которыми вы могли бы охарактеризовать свою работу в группе. Примечания: полученные определения группируются следующим образом: 1) интеллектуальные; 2) эмоциональные; 3) волевые; 4) оценочные; 5) моральные; 6) эстетические; 7) прочие. «Новичок» Цель: оценка сплоченности группы, сильных и слабых ее сторон. Инструкция: представьте себе, что в нашу группу пришел новый участник. Каким бы ему представился наш коллектив? Примечания: рассматриваются доминирующие характеристики в общении, деятельности, взаимовлиянии, эмоциональный фон группы. « Театр» Цель: выявление личных особенностей, характеров членов группы. Инструкция: представьте себе, что наш коллектив решил поставить пьесу с вами в главной роли. Какое произведение следовало бы выбрать, чтобы оно соответствовало вашему характеру, личным особенностям? Примечания: по выбранным произведениям определяется наличие в группе «трагиков», «комиков» и«драматизирующих». Анкета Анкета « Обратная связь» Ф. И. О.______________ Дата_______________ 1. Степень моей включенности в работу: 012345678910 Что мешало мне быть включенным в работу_______________ Что помогало_______ 2. Мои основные ошибки в ходе занятия: а) по отношению к себе_______ б) по отношению к группе_____ в) по отношению к ведущему__ 3. Самыми значимыми для меня стали следующие эпизоды и упражне 4. Что раздражало, вызывало агрессию, напряжение, неприятие. 5. Я реализовал(а) себя на занятиях: - на эмоциональном уровне 12 3 4 5 6 7 - на интеллектуальном уровне 1 2 3 4 5 6 7 - на поведенческом уровне 1 2 3 4 5 6 7 6. Мои замечания, пожелания ведущему______ Цель: получение обратной связи о работе отдельного участника, группы в целом, ведущего. Примечания: анкета может быть представлена в более обобщенном виде, может касаться только определенного направления работы (например, формирования мотивации) или какого-либо субъекта деятельности. Анкета «Вхождение в тему» 1. Поделитесь, пожалуйста, тем, что вы услышали, находясь в круге. 2. Что нового вы узнали? 3. Что вас удивило? 4. Что заинтересовало? 5. Что вызвало недоумение, сомнение, отрицание? 6. О чем бы вы хотели продолжить разговор? Цель: выявление впечатлений после первичного ознакомления с проблемой, после начальной проработки вопроса. Примечания: обратная связь по данной анкете дает информацию об уровне (теоретическом, мотивационном, практическом, проблемном, смысловом) «продвинутое™» слушателей по предложенному вопросу. Анкетирование может проводиться как в устной, так и в письменной форме. Словесная метафора Цель: выявление личностных и профессиональных смыслов и ценностей. Инструкция: выберите понравившуюся вам метафору, высказывание и объясните свой выбор. Представленные ниже афоризмы сгруппированы по темам. Преподаватель может предлагать участникам тот или иной список в зависимости от того, по какой теме, вопросу он хотел бы получить обратную связь. Афоризмы I.О значении мотивации 1. Работать кувалдой можно заставить, заставить думать силой 2. Можно коня привести к воде, но нельзя заставить его пить 3. Желание — есть суть человека (Спиноза). 4. Было бы желание, а возможность найдется (пословица). 1. Кто не думает, куда направляется, очень удивится, попав не 2. Держитесь своей цели, но не намеченного маршрута. 3. Секрет успеха — настойчивость в достижении цели (Б.Диз-
4. У великих умов есть цели, у остальных — желания (В. Ирвинг). 5. Либо я найду путь, либо проложу его (Сидней). 6. Знание — орудие, а не цель (Л. Толстой). 7. Ни знание, ни мышление никогда не начинаются с полной 8. Самый медленный человек, не теряющий из виду своей цели, III. Установки на обучение 1. Я слышу — я забываю, Я делаю — я понимаю (китайская пословица). 2. Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить 3. Проявить мудрость в чужих делах легче, чем в своих соб 4. Никто не должен давать другим указаний, которым не следу 5. Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда IV. Поддержка успешности 1. Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую 2. Нельзя, да и не нужно всем выступать на первый план; делай 3. Иной на втором месте блестит, и его блеск отражается на 4. Если бы за нас не думали, мы жили бы своим умом (Ю.Ара- 5. Трудности должны будоражить, а не обескураживать (Чен- 6. Трудности так же закаляют ум, как труд — тело (Л. Сенека).
7. Никогда не знаешь, на что способен, пока в деле себя не 8. Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сде 9. Ошибки — это наука, помогающая нам двигаться вперед (Чен- V. Жизненные ценности 1. Я печалился от того, что у меня не было обуви до тех пор, 2. Идеалы — это основа выживания (В. Франкл, Дж. Глинн). 3. Тверже всего мы верим в то, о чем меньше всего знаем 4. Один верящий стоит девяноста девяти интересующихся 5. Лучше я буду ценить вещи, которые не могу иметь, чем иметь 6. Нельзя обладать тем, что не понимаешь (И. Гёте). 7. Тот, кто не понимает вашего молчания, вероятно, не сможет VI. Самооценка, самовосприятие 1. Уверенность в себе составляет основу нашей уверенности в 2. Господи! Я вам не пылинка в пыли. 3. Любой наш недостаток более простителен, чем уловки, на 4. Ситуация, как вы ее воспринимаете, рассказывает вам о вас 5. Ничто так не мешает естественности, как желание казаться 6. Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя 7. Лучше согнуться, чем сломаться (пословица). 8. У каждого человека, как у Луны, есть темная сторона, кото 9. Ни один человек не должен считать себя нулем и не верить в VII. Точность взаимовосприятия, взаимовлияния 1. Не приближайся ко мне. Не удаляйся от меня. Стань там, 2. Талант великих душ есть способность узнавать великое в дру 3. Друзей моих прекрасные черты появятся и растворятся снова 4. Лицо — зеркало мыслей. Что в сердце варится, на лице не 5. Иногда мы можем лучше узнать человека по его недостат 6. Каждый человек — это книга, надо только суметь прочитать 7. Мы судим о себе по тому, чего мы добились (Г.Лонгфелло). 8. Серьезность — это поза, принимаемая телом, чтобы скрыть 9. Мир состоит наполовину из людей, которым есть что ска VIII. Отношение к инакомыслию, чужому образу мыслей, вариативности точек зрения 1. Мы с тобой два берега у одной реки. 2. Общепризнанные мнения и то, что каждый считает делом 3. Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитни 4. Если все время гнуть свою линию, можно пойти по кривой 5. Как часто точка зрения не совпадает с точкой опоры (Ю. Ара 6. Нет человека более слепого, чем тот, кто не хочет видеть (С.Свифт). 7. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все 8. Не плачь из-за того, что мир меняется; плакать нужно, если 9. Ничто нам так не хочется изменить, как привычки других 10. Звон свободы слышен там, где сталкиваются мнения (Э. Сти 11. Серые умы обычно осуждают то, что выходит за рамки их 12. Не суди о человеке по тому, каких взглядов он придержи 13. Только глупец и мертвец никогда не изменяют своих взгля 14. Те, кто никогда не отказывается от ранее высказанных взгля 15. Разнообразие — та самая приправа к жизни, которая прида IX. Влияние слова, точность и ясность высказывания 1. Истинное красноречие — это умение сказать все, и не боль 2. Язык — одежда мыслей (С.Джонсон). 3. Истинное назначение языка — не столько выражать наши 4. Хорошо описанная жизнь такая же редкость, как и хорошо 5. У тех, кто пишет понятно, есть читатели; у тех, кто пишет 6. Чтобы были великие поэты, нужны еще великие слушатели 1. Не торопись сказать, спеши увидеть (С. Сервантес).165 8. Молчание глубоко, как Вечность, речь мелка, как Время 9. Умному достаточно одного слова (Б. Франклин). 10. Чем меньше сказано, тем быстрее исправлено (пословица). 1. Знанию всегда предшествует предположение. 2. Следует стремиться увидеть в каждой вещи то, чего еще ник 3. Пределы наук походят на горизонт: чем ближе подходят к 4. Разум и фантазия одинаково необходимы для наших знаний 5. Случайные открытия делают только подготовленные умы 6. Сила воображения увеличивается по мере роста знаний (К. Па 7. Мышление — служанка чувств (А. Франс). 8. Критерием истины является опыт (Т. Кампанелла). 9. Многие хотят обладать знаниями, но сравнительно немногие 10. Чем меньше мы знаем, тем больше подозреваем (Биллингс). 1. Ищите то, что вас сближает. 2. Пока люди любят, они прощают. 3. Плохой мир лучше хорошей ссоры. 4. Людские ссоры не длились бы так долго, если бы всявина 5. Такт — это разум сердца (К. Гуцков). 6. Уважение к людям есть уважение к самому себе (Дж. Голсуорси). 7. Если бы люди могли читать в сердцах друг друга, было бы боль 8. Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она — отдых 9. Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью. 10. Равные с равными сходятся крайне легко (Цицерон). 1. Поведение — это зеркало, в котором каждый демонстрирует 2. Человеку свойственно рассуждать мудро, а поступать глупо 3. Поступки человека — лучшие переводчики его мыслей 4. В серьезных делах люди выказывают себя такими, какими им
5. Поступки мудрых людей продиктованы умом, менее сообра 6. Поступки — плоды помыслов. Будут разумные помыслы — 7. Обсуждая поступки других людей, вспоминай свои (Л. Н. Тол 8. В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать само 9. Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедстви XIII.Неэффективность, непродуктивность действий 1. То, чего мы стремимся избегать, нас находит. 2. Следуй голосу ума, а не гнева. 3. Посредственность обыкновенно осуждает все, что превыша 4. Отчего это — хромой человек нас не раздражает, а умствен 5. Если дело мастера боится, значит, есть отчего (Ю.Аратов- 6. Это ужасно тяжелая работа — ничего не делать (О. Уальд). 7. Люди одиноки потому, что вместо мостов они строят стены 8. Есть два типа людей, которые никогда не будут цениться: те, 9. Поспешные решения подобны клятвам, и их точно так же не 10. Тревожные мысли создают маленьким предметам большие Примечания: применяя данный метод, можно использовать сказки, истории, басни, притчи, анекдоты, мифы, пословицы, поговорки, а также басни Крылова, Михалкова, сказки Пушкина, Салтыкова-Щедрина, мысли философов, писателей и поэтов, ученых, высказывания государственных деятелей, сатириков.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1043)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |