Действенно-практическая (Упражнения)
«Линия* Цель: выявление принятия — отвержения какой-либо точки зрения, принятого решения, выбора. Инструкция: займите, пожалуйста, на данной линии, у которой два крайних полюса, а середина обозначает нейтральную Позицию, свое положение, соответствующее вашей позиции. 5. Комбинированная «Забор» Цель: получение спонтанной обратной связи (эмоциональной, смысловой, поведенческой, мотивационной, деятельност-ной, коммуникативной). Инструкция: вывешивается нарисованный на большом листе ватмана «забор» с разными рубриками для заполнения. Участникам предлагается делать на нем записи, пометки, рисунки, знаки, символы, графики и др. в течение всего семинара. Примечания: «забор» может использоваться как на разовом мероприятии (семинар, педсовет, мастерская и др.), так и на продолжительных по времени занятиях (курсы, проблемные и творческие группы, конференции и др.). Записи и зарисовки на «заборе» ежедневно систематизируются, обобщаются и проговариваются в обратной связи на следующий день занятий. Анкета-таблица, анкета-график, анкета-образ Цель: получение системной обратной связи. Примечания: в анкеты могут включаться графические изображения, вопросы в табличной форме, цветовые комбинации или знаково-символические образы. Вопросы и задания 1. Какие существуют каналы получения обратной связи? 2. Какие функции выполняет обратная связь в межличностном взаи 3. В чем преимущество письменной обратной связи по сравнению с 4. В чем сходство и различие между текущей и итоговой обратной 5. Разработайте схему получения текущей обратной связи о самообра 6. Предложите свои варианты получения обратной связи с помощью ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы надеемся, что знакомство с данным пособием расширит методический инструментарий не только педагогов, работающих в системе повышения квалификации взрослых, но и преподавателей учреждений профессионального образования разного уровня: вузов, техникумов и колледжей, учреждений начального профессионального образования. Читатели, безусловно, отметили, что представленные в пособии способы активизации познавательной деятельности обучающихся, основанные на интеракции, вполне соотносимы с известными и описанными в литературе педагогическими технологиями, например, с коллективным подходом в обучении В.С.Дьяченко («все обучают каждого и каждый обучает всех»), технологией «погружения» и др. То есть идеи интерактивного обучения уже находили свое воплощение в педагогической теории и практике, но россыпь этих находок еще не сложилась в целостный системный подход и стройное технологическое описание целей, механизмов, оценки результатов. Описанные методы и приемы интерактивного обучения могут быть в значительной степени расширены. Во-первых, применение в различных формах обучения придает им дополнительные оттенки. Во-вторых, одни из них могут выступать частью других. В-третьих, многие из перечисленных методик составляют сложный комплекс действий, и их можно использовать не только целиком, но и частично. Иногда эти способы обучения воспринимаются как некое излишнее украшение, без которого можно и обойтись. Часто им отводится место лишь на практических занятиях, в экспериментальных (инновационных) программах и курсах. В действительности же интерактивные методики могут использоваться и во вполне традиционном учебном процессе. В практике профессионального обучения элементы этих методик могут включаться в разные формы занятий: лекции и семинары дополняются дискуссиями, дебатами, работой в микрогруппах, игровыми методами, тренинго-выми упражнениями и другими методами и приемами. Интерактивное обучение — несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики. Оно изменяет требования к работе педагога как на этапе подготовки к занятию, когда требуется подготовить большое количество материала (текстов, карточек), так и во время самого занятия. Если приоритетным становится процесс освоения материала самими обучаю- щимися в совместной деятельности, то информативность как критерий анализа деятельности преподавателя и оценки эффективности занятий становится не столь значимой. Наиболее важными качествами и умениями преподавателя, успешно работающего в интерактивном режиме, становятся: - коммуникабельность, развитые коммуникативные умения, - умение организовать учебное пространство, располагающее - быть фасилитатором, использовать «поддерживающие» при - сохраняя свой научный авторитет, помогать обучающимся не - умение создавать специальные ситуации, побуждающие взрос Владение интерактивными методиками и формами работы может пригодиться не только во время учебных занятий со взрослыми и студентами, но и непосредственно в профессиональной деятельности. При использовании интерактивных методик, основанных на обучении через взаимодействие, воспроизводятся ситуации, взаимоотношения и задачи, характерные для повседневной деятельности профессионалов, работающих с людьми. Те же приемы (техники разрешения проблем, работа в малых группах, моделирование ситуаций) можно использовать при проведении делового совещания, собрания сотрудников учреждения, заседания кафедры, методического объединения, активизируя тем самым деятельность участников и повышая их ответственность за исполнение принятых решений. ЛИТЕРАТУРА 1. Анисимов О. С. Развивающие игры и игротехника. — Новгород, 1989. 2. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие 3. Бардиер Г.Л., Никольский А. А. Социально-психологический тренинг// 4. Бельчиков М. М. Деловые игры / Под ред. М. М. Бельчикова, М. М. Бир- 5. Белова С. В. Диалог — основа профессии педагога: Учебно-методиче
6. Беловолов В. А. Психолого-педагогические аспекты внедрения актив 7. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод со
8. Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические 9. Большаков В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. — СПб., 1996. 10. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеря 11. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования 12. Братченко С. Л. Экзистенциальная психология глубинного обще 13. Вазина К. Я. Коллективная мыследеятельность — тип развивающего 14. Вачков И. В. Введение в тренинговые технологии // Психологическое 15. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехни 16. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М., 1991. 17. Вершловский С. Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. — 2003. - № 8. 18. Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей в США и Вели 19. Гейхман Л. К. Обучение общению во взаимодействии: интерактив 20. Гутников А. Б. и др. Живое право. Занимательная энциклопедия ж
21. Деркач А. А. Формирование и развитие профессионального мастерства 22. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем, дидакти 23. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — 24. Ермолаева М. Б. Творческая мастерская// Новые знания. — 2002. — № 1. 25. Жезлова С. А. Модерация как инновационная форма повышения 26. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: 27. Захаров В. П. Практические рекомендации по ведению групп соци 28. Захаров В. П. Социально-психологический тренинг: Учеб. пособие / 29. Захарченко Е. Ю. Становление педагогической культуры молодого 30. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. — 2-е 31. Змеев С. И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. 32. Игры — обучение, тренинг, досуг: В 4 кн. / Под ред. В. В. Петрусин-
33. Инновации в российском образовании: послевузовское и допол 34. Интерактивные формы в обучении менеджеров: Материалы семи 35. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподава 36. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы 37. Касаткин С. Ф. Техника обратной связи в аудитории // Новые зна 38. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педа 39. Кларин М. В. Интерактивное обучение — инструмент освоения но 40. Ковалев Г. А. Основные направления использования методов актив 41. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: 42. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Ека 43. Комплексный словарь русского языка / А.Н.Тихонов и др.; Под
44. Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в обще 45. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятель 46. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры: Опыт обучения хозяйствен 47. Кричевский Р. Л. Психология малой группы: теоретические и при 48. Кто меня научит? Руководство для тех, кто работает в образовании 49. Кулюткин Ю. Н. Психологические проблемы образования взрослых // 50. Ли Д. Р. Практика группового тренинга. — СПб., 2001. 51. Лизинский В.М. Диагностико-аналитические процедуры и актив 52. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. — М., 1989. 53. Марасанов Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в со 54. Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993. 55. Менте Морри ван. Эффективное использование ролевых игр в тре 56. Методический ларец: Практическое руководство по активным ме 57. Методы эффективного обучения взрослых: Учебно-методическое 58. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологиче 59. Мицкевич Н. И. Дидактические основы повышения квалификации: 60. Мюллер В. Нетрадиционные методики для образования взрослых / 61. Неверкович С. Д. Игровые методы подготовки кадров: Учеб. пособие / 62. Немое Р. С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. — М., 2003. 63. Никитин Э. М. Учимся учить: из номера в номер // Методист. — 64. Никитина Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятель 65. Павлючков Г. А. Кейс-стади. Новая активная форма бизнес-образова 66. Панфилова А. П. Технологии генерирования идей: мозговой штурм 67. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. 68. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов педаго 69. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим- 70. Психология: Словарь/ Под ред. А. В. Петровского, М. Г.Ярошевско- 71. Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психоло 72. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии / 73. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учебние для студ. высш. учеб.
74. Подобед В. И. Системные проблемы формирования образования 75. Проект Управления образовательных и культурных программ Го 76. Руднева Е.Л. Теоретические основы формирования жизненных и 77. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения 78. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подход в 79. Ситников А. П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Пси 80. Смирнов И. П. Человек — образование — профессия — личность: 81. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от 82. Смолкин A.M. Методы активного обучения. — М., 1991. 83. Современные технологии обучения: Методическое пособие по ис 84. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д, 1997. 85. Тепфер Й. Модерация как средство повышения эффективности ра 86. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. И. Ильиче 87. Хруцкий Е.А. Организация и проведение деловых игр. — М., 1991. 88. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. — М., 1982. 89. Щукина Г. Й. Активизация познавательной деятельности учащихся 90. Яценко Т. С. Социально-психологическое обучение в подготовке ОГЛАВЛЕНИЕ Введение....................................................................................................................... 3 Глава 1. Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся................. 5 1.1. Активизация обучения как педагогическая проблема............................. 5 1.2. Сущность интерактивного обучения............................................................ 7 1.3. Педагогическая эффективность интерактивного обучения.................. 12 1.4. Интерактивное обучение в образовании взрослых................................. 14 Глава 2. Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения.......................................................................18 2.1. Создание благоприятного психологического климата.......................... 18 2.2. Организация межличностного диалога...................................................... 22 2.3. Организация групповой учебной деятельности....................................... 26 2.4. Рефлексивное подведение итогов................................................................. 34 Глава 3. Дискуссия как метод интерактивного обучения......................39 3.1. Дискуссия как метод группового взаимодействия и ее использование в процессе обучения................................................... 39 3.2. Советы преподавателю по подготовке и проведению дискуссий....... 41 3.3. Современные виды групповых дискуссий и техники их организации.................................................................................................. 45 3.4. Возможные трудности при проведении дискуссий Советы и рекомендации ведущему.............................................................. 62 Глава4. Игровые методы обучения..................................................................67 4.1. Роль игры в профессиональном образовании........................................... 67 4.2. Деловые игры...................................................................................................... 69 4.3. Ролевые игры....................................................................................................... 75 4.4. Организационно-деятельностные игры в обучении взрослых............. 78 4.5. Общие рекомендации по использованию игр в обучении Глава 5. Кейс-метод — метод коллективного анализа ситуаций.........92 5.1. Понятие о кейс-методе, его возможности в профессиональном 5.2. Источники и этапы создания кейса.............................................................. 94 5.3. Работа над ситуацией в аудитории............................................................. 98 Гл а в а 6. Тренинг как форма комплексного использования интерактивных методов и приемов обучения....................................103 6-1. Тренинг как форма социально-психологической работы и групповая форма организации обучения.............................................. 103 6.2. Виды тренингов в обучении взрослых...................................................... 107 6.3. Подготовка и проведение тренинга........................................................... 115 Глава 7. Модерация — инновационная форма повышения квалификации специалистов..............................................................125 7.1. Понятие о модерации..................................................................................... 125 7.2. Основные этапы (фазы) модерации........................................................... 128 7.3. Содержание деятельности модератора.................................................... 141 7.4. Возможности, ограничения и трудности в использовании 7.5. Практические указания модератору по использованию Глава 8. Как подвести итоги. Техники получения обратной связи в аудитории.............................................................................................150 Заключение............................................................................................................... 169 Литература............................................................................................................... 171 Учебное издание
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (926)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |