Эффективность автоматизированного рабочего места
В условиях информационной экономики успешное продвижение организации на рынке невозможно без представления результатов оценки ожидаемой эффективности автоматизации. Оценка эффективности применения АРМ – процесс неоднозначный и многокритериальный. Из-за огромного разнообразия предприятий и условий, в которых они работают, вариантов автоматизации деятельности невозможно определить стандарты, эталоны. Каждая организация решает этот вопрос самостоятельно, сравнивая с аналогами. Актуальность этой проблемы подчеркивает и тот факт, что затраты на разработку и внедрение АРМ, как правило, значительно более высоки, чем планируемые, АРМ Технические средства Программные средства Информационное обеспечение и методическая документация Общее ПО Функциональное ПО Управление ресурсами вычислительной системы, обеспечение работы в сети Средства для создания новых программных средств и руководители часто не решаются на создание АРМ без оценки эффективности. Поэтому мероприятия по оценке ожидаемого от внедрения АРМ экономического эффекта можно расценивать в качестве своеобразной «лакмусовой бумажки», демонстрирующей грамотную, целенаправленную работу менеджмента по повышению эффективности процессов управления. Практический опыт использования АРМ позволяет выделить следующие требования к эффективно и полноценно функционирующему АРМ: 1) открытость: своевременное удовлетворение информационных потребностей пользователя, адаптация к уровню его подготовки и специфике выполняемых им функций, простота обслуживания и дружественный интерфейс, возможность работы в составе вычислительной сети; 2) обеспечение единого телекоммуникационного пространства: функционирование АРМ в режиме реального времени, расширенные телекоммуникационные возможности, внутрисистемная информационная связанность; 3) надежность, защищенность, безопасность: система разграничения доступа к данным и функциям; многоуровневая система защиты данных; ведение журналов операций. Существует множество подходов к проектированию автоматизированных рабочих мест, но все они в значительной степени базируются на идеях, развиваемых сторонниками системного подхода. В их основе лежит мысль о том, что любое АРМ должно создаваться как естественный ответ на возникшую внутри организации потребность. Существует ряд принципиальных особенностей проектирования и внедрения автоматизированных рабочих мест на основе системного подхода: • проектирование ведется для конкретного предприятия; • АРМ создается в единственном экземпляре; • при разработке АРМ закладывается возможность его развития; • ввод в эксплуатацию производится поэтапно с наращиванием функциональных возможностей системы; • при создании системы важно учитывать, что она будет функционировать в условиях стохастических воздействий внешней среды. Эффективная эксплуатация АРМ должна быть построена на основе процедур, разработанных и утвержденных в качестве внутрикорпоративных или отраслевых стандартов. Выделяют следующие стандарты эксплуатации АРМ: • стандарты MDA (Model Driven Architecture); • стандарты серверного оборудования; • стандарт хранения данных; • стандарт электронной почты; • стандарт обмена документами; • стандарт внутренней технической поддержки (Help Desk). В настоящее время развивается концепция распределенных систем управления народным хозяйством, где предусматривается локальная обработка информации. Для реализации идеи распределенного управления необходимо создание для каждого уровня управления и каждой предметной области автоматизированных рабочих мест (АРМ) на базе персональных ЭВМ. Анализируя сущность АРМ, специалисты определяют их чаще всего как профессионально- ориентированные малые вычислительные системы, расположенные непосредственно на рабочих местах специалистов и предназначенные для автоматизации их работ. 8.1.2. Принципы создания АРМ Для каждого объекта управления нужно предусмотреть автоматизированные рабочие места, соответствующие их функциональному назначению. Однако принципы создания АРМ должны быть общими: • системность; • гибкость; • устойчивость; • эффективность. Согласно принципу системности АРМ следует рассматривать как системы, структура которых определяется функциональным назначением. Принцип гибкости означает приспособляемость системы к возможным перестройкам благодаря модульности построения всех подсистем и стандартизации их элементов. Принцип устойчивости заключается в том, что система АРМ должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних возможных факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устранимы, а работоспособность системы – быстро восстановима. Эффективность АРМ следует рассматривать как интегральный показатель уровня реализации приведенных выше принципов, отнесенного к затратам по созданию и эксплуатации системы. Функционирование АРМ может дать численный эффект только при условии правильного распределения функций и нагрузки между человеком и машинными средствами обработки информации, ядром которых является ЭВМ. Лишь тогда АРМ станет средством повышения не только производительности труда и эффективности управления, но и социальной комфортности специалистов. 8.1.3. Задачи, решаемые на АРМ Задачи, решаемые на АРМ, условно можно разделить на информационные и вычислительные. К информационным задачам относятся кодирование, классификация, сбор, структурная организация, корректировка, хранение, поиск и выдача информации. Часто информационные задачи включают несложные вычислительные и логические процедуры арифметического и текстового характера и отношения (связи). Информационные задачи являются, как правило, наиболее трудоемкими и занимают большую часть рабочего времени специалистов. Вычислительные задачи являются как формализуемыми, так и не полностью формализуемыми. Формализуемые задачи решаются на базе формальных алгоритмов и делятся на две группы: задачи прямого счета и задачи на основе математических моделей. Задачи прямого счета решаются с помощью простейших алгоритмов. Для более сложных задач требуется применять различные математические модели. В последнее время большое внимание выделяется разработке средств решения не полностью формализуемых задач, называемых сематическими. Такие задачи очень часто возникают в ходе оперативного управления экономическими объектами, особенно при принятии решений в условиях неполной информации. ТЕМА 8.2. КЛАССИФИКАЦИЯ АРМ В основу классификации АРМ может быть положен ряд классификационных признаков. С учетом областей применения возможна классификация АРМ по функциональному признаку: • АРМ административно-управленческого персонала; • АРМ проектировщика радиоэлектронной аппаратуры, автоматизированных систем управления и т.д.; • АРМ специалиста в области экономики, математики, физики и т.д.; • АРМ производственно-технологического назначения. Важным классификационным признаком АРМ является режим эксплуатации, по которому выделяются одиночный, групповой и сетевой режимы эксплуатации. В первом случае АРМ реализуется на обособленной ПЭВМ, все ресурсы которой находятся в монопольном распоряжении пользователя. Такое рабочее место ориентировано на решение нестандартных, специфических задач, и для его реализации применяются ЭВМ небольшой мощности. При групповом режиме эксплуатации на базе одной ЭВМ реализуется несколько рабочих мест, объединенных по принципу административной или функциональной общности. В этом случае требуются уже более мощные ЭВМ и достаточно сложное программное обеспечение. Групповой режим эксплуатации обычно используется для организации распределенной обработки данных в пределах отдельного подразделения или организации для обслуживания стабильных групп специалистов и руководителей. Сетевой режим эксплуатации АРМ объединяет достоинства первого и второго режимов. В этом случае каждое АРМ строится на базе одной ЭВМ, но в то же время имеется возможность использовать некоторые общие ресурсы вычислительной сети. Одним из подходов к классификации АРМ является их систематизация по видам решаемых задач. Возможны следующие группы АРМ для решения: • информационно-вычислительных задач; • задач подготовки и ввода данных; • информационно-справочных задач; • задач бухгалтерского учета; • задач статистической обработки данных; • задач аналитических расчетов. В зависимости от применения АРМ делятся на два больших класса: обслуживающие и интеллектуальные. И те, и другие могут предназначаться для различных пользователей. Но в то же время существуют такие пользователи, о которых можно сказать заранее, что они не могут быть пользователями того или другого АРМ. Например, обслуживающий персонал (делопроизводители, секретари) в силу специфики выполняемых ими функций не нуждаются в интеллектуальных АРМ в своей непосредственной деятельности. Обслуживающие АРМ в сферах организационного управления могут быть: • информационно-справочными; • вычислительными; • текстообрабатывающими. Информационно-справочные АРМ обслуживают какой-либо процесс управления. Вычислительные АРМ разнообразны по своему содержанию и могут применяться многочисленными категориями пользователей. С их помощью могут ставиться и решаться организационно-экономические задачи, связанные и не связанные друг с другом, поиск и обработка данных в которых заранее определены или определяются в процессе функционирования АРМ. Текстообразующие АРМ предназначены для обработки и генерации текстовой информации различной структуры и предположении, что текст семантически не анализируется. Интеллектуальные АРМ можно разделить на ориентированные на данные и ориентированные на занания (даталогические и фактологические). Интеллектуальные АРМ даталогического типа основаны на широком использовании баз данных и языков пользователей. При этом пользователь способен самостоятельно модифицировать базы данных и языки, варьировать диалоговые возможности. В этих АРМ отсутствует база знаний, т.е. невозможно накопление правил, обеспечивающих объяснение того или иного свойства управляемого объекта. База знаний как составной компонент входит в АРМ фактологического типа. Фактологические АРМ полезны там, где работа в условиях АРМ определяется преимущественно накапливаемым опытом и логическими выводами на его основе. ТЕМА 8.3. АРМ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ АРМ работника кадровой службы представляет собой автоматизированную систему управления и документооборота. Назначение этой системы – автоматизация функций управления кадровика. Программный комплекс по автоматизации кадрового учета предназначен для хранения и обновления информации о сотрудниках учреждения, обо всех перемещениях сотрудников, отпусках, получения типовых документов для внутреннего использования, а также формирования различных справок и приказов. Автоматизированное рабочее место кадровика – это рабочее место, которое оснащено вычислительной техникой и инструментальными средствами, обеспечивающими автоматизацию операций учетного процесса при выполнении специалиста по кадрам профессиональных функций. К инструментальным средствам относятся следующие виды обеспечения: • техническое; • информационное; • математическое; • программное; • технологическое; • лингвистическое; • правовое; • эргономическое. Техническое обеспечение – комплекс технических средств, необходимых для оборудования АРМ кадровика. Кроме средств вычислительной техники, АРМ кадровика оснащается оргтехникой. Техническая база АРМ пользователя непрерывно развивается и совершенствуется. Однако эффективность АРМ прежде всего определяется качеством программного обеспечения. Программное обеспечение АРМ кадровика включает следующие компоненты: 1) операционные системы; 2) языки и системы программирования; 3) прикладные программные пакеты (ППП): • общесистемные (базовые) ППП; • проблемно-ориентированные _______ППП профессионального назначения. Операционная система (ОС) представляет собой группу программ, которые обеспечивают управление ресурсами компьютера, поддержку работы всех программ, их взаимодействия с аппаратными средствами и предоставляют пользователю возможность общего управления компьютером. Операционная система управляет компьютером, периферийным оборудованием, запускает программы, обеспечивает защиту данных, выполняет различные сервисные функции по запросам пользователя и программ. Каждая программа пользуется услугами ОС, а потому может работать только под управлением той ОС, которая обеспечивает для нее эти услуги. Таким образом, выбор ОС для ЭВМ в составе АРМ чрезвычайно важен, так как он определяет, какие программы будут работать на АРМ, какие аппаратные средства будут включены в АРМ, какова будет степень защиты данных и насколько комфортными и безопасными будут условия работы для специалиста АРМ. Современная концепция АРМ предъявляет к ОС жесткие требования, направленные на соблюдение безопасности и комфорта (эргономичность) в работе на АРМ, на повышение производительности АРМ в целом, на расширение парка обслуживаемого периферийного оборудования, на возможность синхронизации выполняемых операций и процедур. Общесистемное (базовое) прикладное программное обеспечение (БППО) позволяет: • качественно создавать прикладные программы для решения задач кадровиков; • кадровикам – в диалоговом режиме создавать, обрабатывать файлы без участия разработчика; • расширять круг решаемых задач. В состав БППО АРМ кадровика включают пакеты, которые подразделяются на три группы: • функционально-ориентированные ППП; • многофункциональные (интегрированные) ППП; • типовые проблемно-ориентированные ППП общего назначения. Функционально-ориентированные ППП обеспечивают выполнение одной из функций обработки информации: обработка текстов; накопление и хранение, управление и манипулирование данными; графическая _______обработка, статистическая обработка, поддержка коммуникаций. Накопление и хранение, управление и манипулирование данными выполняются с помощью специальных программных средств – систем управления базами данных (СУБД). Специальные пакеты созданы для статистической обработки экономических данных, которые обеспечивают автоматизированное выполнение разнообразных расчетов и графиков, предоставляют кадровику широкий набор статистических методов: регрессионный, корреляционный, анализ временных рядов. Эти пакеты весьма эффективно могут использоваться при аналитических работах. Программные средства поддержки коммуникаций обеспечивают обработку и передачу данных в локальных и распределенных сетях ЭВМ. Интегрированные ППП реализуют несколько функций обработки информации: обработку текстов, создание и ведение базы данных, графическую обработку информации, поддержку коммуникаций. Типовые проблемно-ориентированные ППП общего назначения ориентированы на решение задач, присущих многим функциональным пользователям. К числу таких программных средств относятся: • вспомогательные ППП (программные средства форматирования документов, протоколирования ресурсов, сервисные средства и т.д.); • ППП оргтехники (электронные календари, средства планирования времени и организации работы); • ППП научного применения, среди которых следует отметить средства моделирования ситуаций, принятия решений, экспертные системы, которые должны применяться при создании АРМ кадровика. Проблемно-ориентированные ППП профессионального назначения включают два компонента: • типовые ППП для реализации задач кадрового учета и анализа; • локальные пакеты, которые создаются для нетиповых задач учета и анализа. Таким образом, ПО АРМ кадровика можно представить в виде двух компонентов: проблемно- ориентированные ППП кадрового учета (анализа) и базового (общесистемного) ПО, приспособленные к требованиям конкретных профессиональных пользователей каждого АРМ. Основным преимуществом такого подхода к созданию ПО АРМ является возможность расширения круга задач АРМ самим кадровиком без участия разработчика ПО АРМ путем освоения пакетов базового прикладного программного обеспечения, «дружественных» к непрофессиональному пользователю. Информационное обеспечение (ИО) АРМ кадровика подразделяется на: • внемашинное; • внутримашинное. Внемашинное ИО включает классификаторы учетной и технико-экономической информации, совокупность унифицированных документов первичного учета. Особенностью внемашинного ИО АРМ кадровика является то, что данные о хозяйственных операциях из подразделений предприятия и от других АРМ могут поступать как в документальной форме, так и в форме аналогов документов на магнитных носителях, а также передаваться по каналам связи в локальных сетях. Внутримашинное ИО – это единая централизованная информационная база данных, представленная совокупностью данных, организованных и хранящихся на магнитных носителях в виде информационных файлов и баз данных. Главной составляющей ее является информационный фонд учетных данных, который включает нормативно-справочную, условно-постоянную информацию, данные прошлых отчетных периодов, текущие учетные данные. Кроме него в информационную базу может входить база данных инструктивно-методических и других материалов, необходимых кадровику при работе. Контрольные вопросы Что такое АРМ?
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2866)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |