Понятие о межличностных отношениях
Межличностные отношения – субъективно переживаемые, объективно существующие связи между людьми. 1) гармоничные 2) противоречивые Механизмы социальной перцепции: Социальная перцепция – это социально обусловленное восприятие социальных объектов. Аттитюды – устойчивые установки людей в отношении друг к другу. Установка – неосознанная готовность человека определенным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа сложившейся ситуации. 1) когнитивные измерения – мнение, убеждение, которых придерживается человек в отношении какого-либо субъекта 2) аффективное – положительные или отрицательные эмоции отношения к конкретному человеку или информации 3) поведенческое измерение – готовность к определенной реакции поведения, соответствующие убеждениям человека. Рефлексия – осознание действительности личностью того, как воспринимается партнером по общению. Факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей:1) установки, оценки, убеждения. 2) сформировавшиеся стереотипы. 3) стремление сделать преждевременное заключение о личности до того, как о нем получена исчерпывающая информация 4) безотчетное структурирование личности другого человека 5) аффект ареола – первоначальное отношение к одной стороне личности переваливается на всю личность 6) эффект переоценивания 7) аффект проецирования 8) аффект первичности 9) отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей 10) эффект последней информации Предубеждение – эмоциональная оценка людей, не зная их мотивов и поступков. Виды межличностных отношений: 1) официальные 2) неофициальные 3) эмоциональные 4) рациональные 5) личные
Общение, его функции, структура. Общение – сложный, многоплановый процесс установления контакта между людьми, порождающий потребность совместной деятельности. Функции: 1) общение является формой существования и проявления человеческой сущности 2) оно выполняет коммуникативно-сверочную функцию 3) формирующая 5) играет подтверждающую психотерапевтическую роль в жизни человека 6) самоутверждение 7) организующая функция 8) прагматическая функция 9) внутриличностная функция Виды средств: 1) вербально-речевые 2) невербальные – мимика, жесты, пантомимика, поза, осанка, походка и т.д. В структуру речевого общения входят: 1) значение и смысл слов, фраз, точность употребления слов, выразительность, доступность, правильность построения фразы, смысл интонации 2) речевые, звуковые явления: темп речи, высота голоса, его тональность, ритм, интонация, дикция 3) выразительность качества голоса, смех Стороны общения: 1) коммуникативная – обмен информацией между людьми 2) интерактивная – организует взаимодействие между людьми3) персептивное – восприятие партнеров по общению Этапы: 1) потребность 2) ориентировка в целях общения в ситуации 3) ориентировка в личности собеседника 4) планирование содержания своего общения 5) выбор конкретных средств по манере поведения 6) восприятие и оценка ответной реакции собеседника 7) корректировка направления, стиля и методов общения
Виды общения. 1. По содержанию: - Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности) - Когнитивное (обмен знаниями) -Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями) - Мотивационное (обмен побуждениями, целями) - Деятельностное (обмен умениями и навыками) 2. По целям: • Биологическое – необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. • Социальное – расширение и укрепление межличностных контактов. 3. По средствам: • Непосредственное – с помощью естественных органов (руки, голова, голосовые связки). • Опосредствованное – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (печать, радио, телевидение). • Прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом партнеров по общению в самом акте общения. • Косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди. 3. Выделяют и другие виды общения: - Межличностное общение (отлич-ся эмоц-ным характером, т.е. отношения между людьми строятся на основе эмоц-ой привлекательности, сходства ценностных ориентаций и мало зависят от соц. рангов и ролей). - Ролевое (деловые) общение (отношения, построенные на деловых, формально-эмоц-ных контактах). Роли участников определяют как будет воспринят партнёр. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии поведения (начальник–подчинённый, милиционер–нарушитель). - Ритуальное общение (пролог к общению, но может выполнять и сам-ую функцию). Особенность закл-ся в его безличности, т.е. партнер воспринимается как элемент ритуала. - Монологическое общение (форма общения, кот.предполагает позиционное неравноправие). Одно лицо- автор воздействия, обладает актив-ю и осознанными целями. Второе лицо–пассивное.Видами монологического общения явл. императив и манипуляция. -Императивное общение (авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками). -Манипуляция (вид общения, который предполагает воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений). -Диалогическое общение (равноправное общение, цель которого и самопознание и познание партнёра по общению).
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (643)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |