Задачи для самостоятельного решения. 5.1. Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций
5.1. Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций, приводящих к образованию малорастворимых осадков или газов: а) Pb(NO3)2 + KI; б) NiCl2 + H2S; в) K2CO3 + HCl; г) CuSO4 + NaOH; д) CaCO3 + HCl; е) Na2SO3 + H2SO4; ж) AlBr3 + AgNO3. 5.2. Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций, приводящих к образованию малодиссоциированных соединений: а) Na2S + H2SO4; б) FeS + HCl; в) HCOOK + HNO3; г) NH4Cl + Ca(OH)2; д) NaOCl + HNO3. 5.3. Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций нейтрализации: а) HCl + Ba(OH)2; б) HF + KOH; в) Fe(OH)3 + HNO3; г) CH3COOH + NH4OH; д) HNO2 + NH4OH; е) H2S + NH4OH. Указать, какие из этих реакций протекают обратимо, а какие – необратимо. 5.4. Составить в молекулярной форме уравнения реакций, которые выражаются следующими ионно-молекулярными уравнениями: NO2– + H+ = HNO2; Cu2+ + 2OH– = Cu(OH)2↓; Pb2+ + 2I – = PbI2↓. 5.5. Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций взаимодействия между водными растворами следующих веществ: а) NaHСO3 и HCl; б) FeCl3 и KOH; в) Pb(CH3COO)2 и Na2S; г) KHS и H2SO4; д) Zn(NO3)2 и KOH (избыток); е) Ca(OH)2 и CO2; ж) Ca(OH)2 и CO2 (избыток). Для каждого случая указать причину смещения равновесия в сторону прямой реакции. 5.6. В каком направлении будет смещено равновесие реакции AgI (к.) + NaCl (водн.) AgCl (к.) + NaI (водн.): а) в направлении прямой реакции; б) в направлении обратной реакции? 5.7. В каком направлении будет смещено в водном растворе равновесие реакции CH3COONa+CH2ClCOOH CH3COOH+CH2ClCOONa: а) в направлении прямой реакции; б) в направлении обратной реакции?
ВАРИАНТЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица 1 Константы диссоциации некоторых слабых электролитов в водных растворах при 25оС
Таблица 2 Произведение растворимости некоторых малорастворимых электролитов при 25оС
Таблица 3
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. - М.: Высшая школа, 2002.-743 с. 2. Глинка Н.Л., Ермаков А.И. Общая химия. - М.: Интеграл-пресс, 2004 - 728 с. 3. Карапетъянц М.Х., Дракин С.И. Общая и неорганическая химия. - М.: Химия, 2000 – 532 с.. 4. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. 2004, М. «Интеграл-Пресс», с. 240.
Задание №6 По теме: «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ»
Вопросы и задачи для самостоятельного решения 1. Написать ионно-молекулярные уравнения реакции гидролиза с указанием pH при растворении в воде следующих солей: сульфата цинка, нитрата калия, хлорида цезия, сульфата хрома (III). 2. Написать в ионно-молекулярной форме уравнения гидролиза следующих солей: K2S, K2CO3, Li2S, K3PO4, K2SO3. 3. Написать в молекулярной форме уравнение гидролиза гидросолей и определить pH среды их водных растворов: NaHSO3, NaHS, KHCO3, Na2HPO4, NaH2PO4. 4. Написать в молекулярно-ионной форме уравнение гидролиза солей и указать реакцию их водных растворов: ZnCI2, Cu(NO3)2, FeSO4, AICI3, CrCI3. 5. Написать молекулярно-ионные формы уравнений гидролиза (отдельно для катиона и аниона) и указать реакцию водных растворов солей: (NH4)2S, (NH4)2SO3, (NH4)3PO4, (NH4)2HPO4. 6. Написать молекулярно-ионные формы уравнений гидролиза и указать реакцию водных растворов солей: а) NH4HS; б) NH4HSO3; в)NH4H2PO4. 7. Написать молекулярно-ионные формы уравнений гидролиза и указать реакцию водных растворов солей: а) AI(CH3COO)3; б) Fe(HCOO)3; в) Cu(CH3COO)2. 8. Написать в молекулярной и молекулярно-ионной форме уравнения реакций и объяснить механизм их протекания: а) Fe2(SO4)3 + Na2CO3 + H2O ...... б ) AICI3 + (NH4)2S + H2O ...... в) Cr2(SO4)3 + (NH4)2S + H2O ...... 9. Написать в молекулярной и молекулярно-ионной форме уравнения реакций и объяснить механизм их протекания: а) AICI3 + CH3COONa + H2O AI(OH) (CH3COO)2 + ...... б) CuSO4 + Na2CO3 + H2O [Cu(OH)]2CO3 + ...... в) Na2SiO3 + NH4CI + H2O ...... 10. Указать, не производя вычислений, в каком из растворов двух солей равной концентрации pH больше или меньше (см. табл. ): а) NaCIO4 и NaCIO ; б) K2S и K2Se ; в) Na2CO3 и NaHCO3 . 11. Указать, не производя вычислений, в каком из растворов двух солей равной концентрации pH больше или меньше (см. табл. ). а) CH3COONa и HCOONa ; б) Na2CO3 и NaSO3 ; в) HCOONa и HCOONH4 . 12. Охарактеризовать поведение в растворе следующих солей и указать реакцию их водных растворов: HCOOK, NH4Br, K2HPO4, Cu(NO3)2. 13. Раствор NaH2PO4 имеет слабо кислую, а раствор Na3PO4 имеет сильнощёлочную реакцию. Объяснить эти факты, подтвердить уравнениями. 14. При сливании водных растворов Cr(NO3)3 и Na2S образуется осадок Cr(OH)3 и выделяется газ. Составить молекулярное и ионно-молекулярное уравнение реакций. 15. Какие из перечисленных солей подвергаются гидролизу: а) NaHCO3; б) NaCN; в) KNO3. Написать молекулярные и ионно-молекулярные уравнения гидролиза. 16. Вычислить константу гидролиза фторида калия, определить степень гидролиза этой соли в 0,01 М растворе и pH раствора. 17. Вычислить pH 0,02 н. раствора соды Na2CO3, учитывая только первую ступень гидролиза. 18. Сравнить степень гидролиза соли и pH среды в 0,1 М и 0,001 М растворах цинанида калия. 19. При 600С ионное произведение воды КH2O = 10-12. Считая, что константа диссоциации хлорноватистой кислоты не изменяется с температурой, определить pH 0,001Н раствора KOCI при 25 и 600С. 20. pH 0,1М раствора натриевой соли органической одноосновной кислоты равен 10. Вычислить К диссоциации этой кислоты. 21. Исходя из значений К диссоциации соответствующих кислот и оснований, указать реакцию водных растворов следующих солей: NH4CN, NH4F, (NH4)2S. 22. Почему раствор NaHCO3 имеет слабощелочную среду, а NaHSO3 слабокислую реакцию? Ответ обосновать. 23. Вычислить константу гидролиза карбоната натрия, степень гидролиза соли в 0,1 М растворе и pH среды. 24. Вычислить константу гидролиза ортофосфата калия. Каков pH в 2,4 М растворе Na3PO4? Определить степень гидролиза. 25. Вычислить константу гидролиза ортофосфата калия. Каков pH в 3н. растворе Na3PO4. Какова степень гидролиза? 26. Вычислить константу гидролиза сульфита натрия, степень гидролиза и pH 0,6 М раствора. 27. Вычислите pH 0,2 М раствора NaHCOO, если KHCOOH =1,7∙10-4. 28. Оцените pH раствора, полученного растворением 0,001г NH4CI в 10л воды. KNH4OH = 1,8∙10-5. 29. В чем состоит отличие реакций гидролиза AI(CH3COO)3 и AI2S3 ? 30. Объясните, почему при введении в раствор FeCI3 раствора соды в осадок выпадает не карбонат железа, а его гидроксид. Напишите уравнение процессов. 31. Составьте уравнение реакций, протекающих в водных растворах: а) AICI3 + H2O б) AICI3 + (NH4)2S + H2O в) AICI3 + (NH4)2CO3 + H2O 32. Предполагают, что гидролиз буры протекает в 2 стадии: B4O72- + 3H2O 2H3BO3 + 2BO2- BO2- + 2H2O H3BO3 + OH- Как рассчитать pH раствора буры известной концентрации ? 33. Вычислите pH раствора, в 5л которого содержится 20 г NH4CI, если KNH4OH = 1,8∙ 10-5. 34. У какого раствора pH больше: SnCI2 или SnCI4 (при одинаковых концентрациях)? 35. Отличается ли гидролиз AICI3 от AIF3? Ответ обосновать уравнениями. 36. Приведите возможные способы смещения равновесия реакций гидролиза вправо и влево. 37. Приготовлены растворы солей Na2CO3, FeCI3 и CuSO4. Напишите по-стадийно уравнения гидролиза. Как осуществить последнюю стадию гидролиза ? 38. Расположите соединения Na2CO3, NaHCO3 и NaOH в порядке увеличения pH их растворов одинаковой концентрации. 39. Напишите сокращенным молекулярно-ионным способом уравнения реакций гидролиза следующих солей: 1) FeCI3; 2) Fe2(SO4)3; 3) Fe(OH)CI2. 40. Напишите сокращённое молекулярно-ионное уравнение реакций гидролиза следующих солей: 1) NaNO3; 2) NH4NO2; 3) NH4NO3. 41. Напишите сокращённое молекулярно-ионное уравнение реакций гидролиза следующих солей: 1) Zn(NO3)2; 2) Cu(NO3)2; 3)Ca(NO2)2. 42. Напишите сокращённое молекулярно-ионное уравнение реакций гидролиза следующих солей: 1) Cu(CH3COO)2; 2) CuSO4; 3) Cu(OH)NO3. Укажите реакцию среды. 43. Укажите способы смещения равновесия реакций гидролиза вправо: CO32- + H2O HCO3- + OH- HCO3- + H2O H2CO3 + OH- 44. Какие соли железа гидролизуются сильнее: FeCI2 или FeCI3 и почему? Ответ обосновать. 45. Вычислите pH 0,1 М раствора NH4CI (KNH4OH = 1,8 ∙10-5). 46. Раствор, содержащий в 1л 3,81 г тетрабората натрия Na2B4O7 ∙ 10H2O (бура), имеет pH = 9,18. Напишите уравнение реакции гидролиза и вычислите константу первой стадии гидролиза, предполагая, что она обусловливает щёлочную среду раствора. 47. Вычислите константу диссоциации BeOH+ BeOH+ = Be2+ + OH- исходя из того, что pH 2 ∙ 10-2М раствора BeCI2 составляет 4,2. 48. Соли, образованные многоосновными кислотами и многокислотными основаниями, гидролизуются по ступеням. Докажите, что полная константа гидролиза равна произведению константы гидролиза всех ступеней гидролиза. 49. Вычислите pH 0,2 М раствора NaHCOO, если KНСООН = 1,8 ∙ 10-4. 50.Напишите сокращенное молекулярно-ионное уравнение реакций гидролиза следующих солей (если возможно): NaCIO4, NH4CIO4, Na2S. 51. При каких условиях можно ожидать (теоретически) нейтральную реакцию среды раствора соли ? 52. Реакция среды водного раствора MgCI2 нейтральна. О чём это говорит? 53. Напишите сокращенное молекулярно-ионное уравнение реакций гидролиза следующих солей: NaCH3COO, NH4CH3COO, Fe(OH)SO4. 54. Водные растворы HCI и FeCI3 показывают кислую среду. Это объясняется протеканием следующих процессов: HCI + H2O = H2O+ +CI- FeCI3 + 2H2O H3O+ + CI- + FeOHCI2 Укажите признаки сходства и различия этих процессов. Назовите процессы. 55. Разбавленные растворы LiJ и CsF нейтральны. По мере повышения концентрации раствор LiJ начинает показывать кислую реакцию, а раствор CsF - щёлочную. Как это объяснить ? 56. Предскажите реакцию среды (кислая или щёлочная) водных растворов Na3PO4, Na2HPO4 и NaH2PO4. 57. Напишите сокращенное молекулярно-ионное уравнение реакций гидролиза следующих солей: Fе(NO3)3, Fe(OH)2NO3, Cu(NO3)2. 58. Определите pH 0,1 М раствора ортофосфата калия. 59. У какого раствора рН больше: FeCl2 или FeCl3 (при одинаковых концентрациях)? 60. Определите рН 0,1 М раствора дегидрофосфата калия. Варианты контрольных заданий
Примеры решения задач
Пример 1. Вычислить степень гидролиза цианида калия при концентрации 0,1 и 0,001 г-экв/л, если константа диссоциации HCN=7,2∙10-10. Решение: 1) Запишем уравнение диссоциации HCN: HCN H+ + CN- KHCN =
2) Запишем уравнение гидролиза KCN в 3-х формах: а) молекулярной KCN + H2O HCN + KOH; б) ионно-молекулярной K+ + CN- + H2O HCN + K+ + OH- ; в) в краткой ионно-молекулярной форме CN- + H2O HCN + OH- . Подставляем данные значения в формулу определения степени гидролиза: h = = = 0.0118, % = 0.011∙8100 = 1.18%; h = 1,18 . Для с= 0,001 имеем h = = = 0.118 или 1,18%.
Пример 2. Вычислить К гидролиза, h и pH 0,1 моль/л раствора CH3COONa. Решение: Запишем уравнение гидролиза CH3COONа в 3-х формах: а) молекулярной CH3COONa + H2O CH3COOH + NaOH; б) ионно-молекулярной CH3COO- + Na+ + H2O CH3COOH + Na+ + OH- ; в) краткой ионно-молекулярной CH3COO- + H2O CH3COOH + OH- .
Kг = , KCH3COOH = 1,74 ∙10-5 , KH2O = 10-14 , Kг = = 5,7 ∙10-10 ;
степень гидролиза h определяем по формуле h = = = 7,4∙10-5 или h = 0,0076 % [OH-]- = c ∙ h [OH-] = 10-1 ∙ 7,6 ∙ 10-6 моль; ионное произведение воды [H+] ∙ [OH-] = KH2O , отсюда [H+] = ; pH = - Ig [H+], pH = - Ig ≈ 6,88 . Пример 3. Вычислить, чему равна константа гидролиза, h и pH 0,1 моль/л раствора фосфата натрия Na3PO4. Решение: Запишем уравнение гидролиза по 3-м ступеням в 3-х формах: I ступень: а) молекулярная Na3PO4 + H2O Na2HPO4 + NaOH; б) ионно-молекулярная 3Na+ + PO43- + H2O 2Na+ + (HPO4)2- + Na+ + OH- ; в) краткая ионно-молекулярная PO43- + H2O HPO42- + OH- . II ступень: а) молекулярная Na2HPO4 + H2O NaH2PO4 + NaOH; б) ионно-молекулярная 2 Na+ + HPO42- + H2O Na+ + H2PO-4 + Na+ + OH- ; в) краткая ионно-молекулярная HPO42- + H2O H2PO4- + OH- .
III ступень: а) молекулярная NaH2PO4 + H2O H3PO4 + Na+ + OH- ; б) ионно-молекулярная Na+ + H2PO4- + H2O H3PO4 + NaOH; в) краткая ионно-молекулярная H2PO4 + H2O H3PO4 + OH- .
Хотя ионы HPO42- и H2PO4- способны гидролизоваться, однако степени гидролиза ионов HPO42- и H2PO4- малы. Второй и третьей стадией гидролиза можно пренебречь. Тогда К гидролиза, h и pH раствора определяем для уравнения
PO43- + H2O HPO4 + OH- Из табл. 2 имеем: KH3PO4 = 7,6 ∙ 10-3, KH2PO4- = 6,2 ∙ 10-8, KHPO42- = 44 ∙ 10-13, Кг = = = = 0,023. Для определения h воспользуемся формулой h = = = 0.377, или в процентах 37,7%. Отсюда [OH-] = ch = 0,1∙ 0,377 = 3,77 ∙ 10-2, pOH ≈ 1,42 , pH = 10 – 1,42 = 12,6 .
Пример 4. Как будет изменяться pH при растворении в воде солей 1. CuCl2, 2. Na2SO3, 3. K2SO4 ? Решение: 1) Гидролиз соли CuCI2 проходит ступенчато (в основном по I ступени) по катиону Cu2+. Первая ступень гидролиза в 3-х формах: а) молекулярная CuCI2 + H2O Cu(OH)CI + HCI; б) ионно-молекулярная Cu2+ + 2CI- + H2O (CuOH)+ + CI- + H+ + CI- ; в) краткая ионно-молекулярная Cu2+ + H2O (CuOH)+ + H+ . Вторая ступень гидролиза практически не протекает: а) молекулярная Cu(OH)CI + H2O (CuOH)2↓ + HCI; б) ионно-молекулярная (CuOH)+ + CI- + H2O (CuOH)2↓ + H+ + CI- ; в) краткая ионно-молекулярная (CuOH)+ + H2O (CuOH)2↓ + H+ . 2) Гидролиз соли Na2SO3 гидролиз протекает по аниону. I ступень гидролиза: а) молекулярная Na2SO3 + H2O NaHSO3 + NaOH; б) ионно-молекулярная 2Na+ + SO32- + H2O Na+ + HSO3- + Na+ + OH- ; в) краткая ионно-молекулярная SO32- + H2O HSO3- + OH- . II ступень гидролиза: а) молекулярная NaHSO3 + H2O H2SO3 + NaOH ; б) ионно-молекулярная Na+ + HSO3-+ H2O H2SO3 + Na+ + OH- ; в) краткая ионно-молекулярная HSO3-+ H2O H2SO3 + OH- . 3) Соль K2SO4 образована сильным основанием (КОН) и сильной кислотой (Na2SO4). Гидролизу не подвергается, pH = 7. Пример 5. Закончить уравнение реакции с учётом возможности необратимого гидролиза образуемых солей. AI2(SO4)3 + Na2S + H2O ? Решение: Гидролиз в данном случае идёт до конца, так как образуются осадок AI(OH)3 и газ H2S. Уравнение гидролиза будет выглядеть следующим образом: AI2(SO4)3 + 3Na2S + 6H2O 3Na2SO4 + 2AI(OH)3↓ + 3H2S↑
Константы диссоциации некоторых слабых электролитов в водных растворах при 250С
Список рекомендуемой литературы
1. Карапетьянц М.Х., Дракин С.И.. Общая и неорганическая химия.- М.: Химия, 2001.- 632 с. 2. Зайцев О.С. Задачи и вопросы по химии.- М.: Химия, 1985.- 301 с. 3. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии.- Л.: Химия, 2004.- 270 с. 4. Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии.- М.: Высшая школа, 2004.- 224 с.
Задание № 7
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (739)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |