МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
В последние десятилетия педагогика активно обращается к понятию культуры, рассматривая ее в качестве методологического основания педагогической науки и практики, развивая культурологический подход к образованию, его гуманизацию. На первое место выступают гуманитарные ценности: ценность человека, свободы его становления и самореализации. В связи с этим выделяют два аспекта в понимании культуры: человек одновременно является творцом и творением культуры.Человек как Культура рассматривается как продукт творец культуры человеческой активности, как совокупность достижений (материальных, духовных) и как высокий уровень этих достижений. Это обусловливает педагогическую стратегию: приобщить детей к этим достижениям, ввести их в мир культуры Человек как Культура здесь рассматривается как творение «среда, растящая и питающая индивида» культуры (П. Флоренский), как пространство, обеспечивающее становление человеческого в человеке и как норма деятельности Следствия для педагогики подобного понимания культуры: культура как источник целей и ценностей, предписание чем дети должны овладеть, какими должны стать. Поэтому фазцы культуры, нужно знать, понимать, беречь, творить, приобщаться к ним, овладевать ими, гордиться ими. И ориентация на ^еннсгсти "культуры, и к организация достойной человека культурной среды значимы для педагогических процессов воспитания, обучения, развития. Итак, понятие культуры несет следующие смыслы для музыкального воспитания: ■ понимание музыки как ценности; ■ самоценности ребенка; ■ приоритеты его творчества, свободы, самостоятельности; ■ диалогический характер педагогического взаимодействия. Искусство всегда занимало важное место в развитии культуры общества, поскольку с его помощью происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Оно в силу своей природы способно эффективно помочь ребенку: ■ построить целостную картину мира; ■ научиться принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций; ■ преодолевать негативные эмоциональные переживания. Задача приобщения дошкольников к музыкальной культуре вытекает из взаимодополняемости образования и культуры, трактовки образования как формы трансляции культуры и реализации ее креативного потенциала, а культуры, в свою очередь, как важнейшего условия развития личности и совершенствования образовательного процесса. Образование и культура — две сферы, через которые осуществляется процесс становления человека. Они тесно связаны друг с другом. Образование рассматривается как социокультурная система, • обеспечивающая культурную преемственность и развитие человеческой индивидуальности, как способ подготовки человека к успешному существованию в обществе и культуре. Отражая состояние, тенденции и перспективы развития общества и его культуры, образование укрепляет сложившиеся культурно-образовательные традиции своего народа и формирует в сознании подрастающего поколения отношение к нему. Именно образование обеспечивает преемственность культурных традиций. Традиция позволяет сохранить и передать посредством воспитания и образования культурные ценности от поколения к поколению. Культура является важнейшим условием развития личности • и совершенствования образовательного процесса, источником целей и ценностей воспитания детей. Видение образования сквозь призму понятия культуры, т.е. культурологический подход к нему, означает его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей. МУЗЫКАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА ДЕТСТВА Понятие детской субкультуры возникло в последние десятилетия в связи с ростом гуманизации и демократизации общественной жизни, ведущих к признанию самоценности детства в развитии общечеловеческой культуры. Детская субкультура (от лат. sub — под и cultura — возделывание, воспитание, развитие) — в широком значении — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Ю. Б.Алиев указывает на следующие составляющие детской музыкальной субкультуры: ■ внутреннее приятиеили неприятие определенных жанров и видов музыкального искусства; ■ направленность музыкальных интересов, вкусов и потребностей детского сообщества; ■ детское восприятие различных видов, жанров и образцов «взрослой» музыки; ■ детский музыкально-литературный фольклор; ■ правила и нормы поведения в процессе музыкальной деятельности. Взаимоотношения культуры взрослых и детской субкультуры носят сложный и неоднозначный характер. Детская музыкальная культура близка не музыкальной культуре взрослых, а устной традиционной, в которой музыка органично включена в повседневную жизнь. Ребенок не вычленяет музыку как отдельный феномен бытия. Спонтанные музыкальные проявления, характерные для детской культуры, считают ученые, значительно более соответствуют понятию «игра», чем традиционно «взрослое» представление о музыке
иия. Вариативность прослеживается практически во всех жанрах детской субкультуры (ребенок может предложить несколько версий одного текста), смена позиции каждого ребенка, упражнение в различных типах поведения. Зона вариативного развития — это зона открытости ребенка к восприятию других культурных традиций, общение с ними в режиме «диалога культур» (В. С. Библер). Какова же позиция педагога по отношению к детской музыкальной субкультуре? Некоторые специалисты полагают, что в процессе музыкального воспитания и развития следует учитывать ее особенности, что позволит ориентироваться на «реального» ребенка с его ценностями и предпочтениями, а не тиражировать педагогические стереотипы («слушать надо только художественную музыку», «произведение надо обязательно слушать очень внимательно и обязательно до конца» и т. п.). Воспитатель-музыкант, к сожалению, часто не воспринимается ребенком как лицо, приобщенное к детскому сообществу, т. е. прежде всего как человек, играющий вместе с ними, как эмоционально заинтересованный интерпретатор музыкальных событий окружающей жизни, с которыми ребенок постоянно сталкивается и которые его интересуют. Вместе с этим педагог должен занимать активную позицию по отношению к детской субкультуре, обучая детей жанрам детского фольклора, заботясь о качестве той музыки, которую дети слушают и исполняют. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ В музыкальном дошкольном образовании концепция музыкальной культуры разрабатывается О. П.Радыновой. Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, автор выделяет несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка: ■ музыкальную деятельность (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность); ■ знания, умения и навыки (исполнительские — пение, ритмика,игра на музыкальных инструментах; творческие — восприятие, выразительное исполнение, продуктивное творчество; опыт восприятия; общие знания о музыке); ■ музыкально-эстетическое сознание (эстетическая потребность, интерес к музыке; эстетические эмоции, переживания, чувства; эстетическая оценка, вкус) (схема 9). Основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка является его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. Элементы музыкально-эстетического сознания, проявляющиеся в дошкольном возрасте, носят пока ориентировочный характер и по содержанию не соответствуют полностью аналогичным элементам музыкально-эстетического сознания взрослого человека. Кроме того, такие элементы сознания, как идеалы, взгляды, теории, недоступны детям дошкольного возраста. Музыкально-эстетическое сознание на разных этапах жизни ребенка проявляется и развивается неравномерно. Компоненты его тесно переплетены между собой внешними и внутренними связями и составляют единую систему. Основное средство формирования, музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом — это сама музыка. Автор отмечает, что уровень музыкально-эстетического сознания зависит от развития музыкальных способностей и от общего развития детей. Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются рано. Примерно до 3 лет формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, появляются простейшие суждения. С 4-го года дети проявляют интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности. С 6-го года формируются способность мотивированной оценки, начала музыкального вкуса. Дети уже могут более сознательно контролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музыкального выражения, употребляя некоторые музыкальные и эстетические термины. Это создает предпосылки для осознанного восприятия музыки. Задачи воспитания начал музыкальной культуры решаются через формирование эстетического отношения детей к музыке и музыкальную деятельность. На раннем этапе жизни ребенка (примерно до 2—3 лет) закладываются основы музыкальной культуры. Музыкальная деятельность должна быть направлена на накопление музыкальных впечатлений и развитие некоторых навыков. Сознание ребенка в этом процессе еще почти не участвует и проявляется только интуитивной потребностью в музыкальных звуках, удовлетворение которой выражено эмоциональными реакциями. В этот период пока трудно выделить компоненты музыкально-эстетического сознания. Однако именно в этом возрасте (до 3 лет) важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности. Примерно на 4—5-м году жизни начинают выявляться не которые элементы музыкально-эстетического сознания ребенка — интерес к музыке и музыкальной деятельности, становятся устойчивыми эмоциональные реакции, переживания, более глубокими первичные оценки. Ребенок пытается музицировать уже сознательнее. Эстетическое начало сознания обнаруживается с первыми оценками музыкального произведения. Оценивание проявляется в ответах на вопросы, например: «Чем эта песенка (танец,пьеса) тебе нравится ? », « Какое настроение в ней преобладает ? » и т. д. Уже в 4 года ребенок может, хотя и наивно, ответить на эти вопросы,5-летний ребенок способен дать более аргументированный ответ. В процессе воспитания обогащаются знания о музыке, накапливаются музыкальные впечатления. При оценке музыкальных произведений дети опираются на свой опыт. Высказывания о прослушанных произведениях свидетельствуют о живости воображения, фантазии. Дети, которые накопили некоторые музыкальные впечатления, навыки исполнения, способны внимательнее слушать, глубже чувствовать не только общее настроение произведения, но и отдельные контрастные его части. Обладая некоторым словарем музыкальных и эстетических терминов, они могут характеризовать смену настроений в произведении, выделять его части, сравнивать и сопоставлять несколько произведений по сходству и контрасту и т. д. Таким образом, музыкальная культура ребенка связана с открытием ценностей произведений музыкального искусства и не мыслится вне ценностного параметра. I ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является народная культура. Воспринимаемая через колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки, она закладывает фундамент нравственного здоровья детей. Одна из отличительных черт фольклора заключается в том, что он является не столько искусством, сколько частью жизни народа. С древности музыка была для человека естественной необходимостью, формой выражения. Она создавалась не для слушанья и жила в действии: игре, обряде, труде. Именно потому музыкальное начало в фольклоре не было отделено от танца, жестов, возгласов, мимики. Отношения «ребенок и музыка» значительно отличаются от отношений «взрослого и музыки». Музыка, как никакое другое искусство, органична природе ребенка. Ребенок не вычленяет музыку как отдельный феномен культуры, она естественно включена в его повседневную жизнь, является выражением его «Я» в единстве слова, интонации, движения. По мнению исследователей детского творчества, различие между музыкальной культурой детей и взрослых сопоставимо с различием между письменной и устной культурой (Е. И. Николаева). Исследователи народного искусства В. Н. Василенко, М. А. Некрасова, Е. А. Флерина и другие отмечают, что оно имеет ряд характерных черт: ■ традиционность; ■ коммуникативность; ■ коллективный характер творчества; совершенство языка; человечность; связь окружающей жизнью; праздничность, как оптимистическое восприятие мира. Фольклор как художественная традиция народа совмещает в себе отношение индивидуального и коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется традицией. Вместе с этим устойчивость традиций не отметает вариативность и импровизационность его исполнителей. Музыкальный детский фольклор чрезвычайно разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Исследователи выделяют его группы: календарный, потешный и игровой. Специфика фольклора определяет особенности методики приобщения к нему детей. Основу методики задает идея традиционности: жизнь в русле народной традиции с ее обрядностью, ритуальностью, дающая человеку возможность приобретения опыта целостности бытия. Обучающие и воспитывающие влияния органично вплетены в жизненный уклад, в годовой цикл праздников, в обряды и традиционные способы работы и отдыха, в фольклорные формы и обязательно учитывают авторитет старших (И. А. Колесникова). Обучение детей фольклору опирается на: исполнительство; творчество; слушание; музыкально-образовательную деятельность детей. Их специфика — в слиянии исполнительства и творчества в музыкально-фольклорную деятельность, основанную на импровизации —поиск игровых, танцевальных движений, создание вариантов исполнения мелодии, игра на народных инструментах. При освоении народной культуры ставится задача не разучивания определенного количества произведений, а создание атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, становясь частью жизни ребенка. М. В. Хазова формулирует принцип «сквозного воспитания» при освоении музыкального фольклора. Взятый из жизни, он основан на повторяемости и периодичности обрядовых песен, танцев, за-кличек, которые дети имеют возможность проживать в течение нескольких лет, участвуя в них из года в год. Целесообразна одновременная работа с детьми разного возраста, в которой младшие, подражая старшим, осваивают все более сложный материал, а старшие передают усвоенное малышам, заботятся о них. Музыкальный фольклор является составной частью народной культуры, поэтому при его освоении следует опираться на традиции народной педагогики. В народном воспитании большое значение придается личности взрослого, организующего эту деятельность — особым этнопедагогическим качествам. Это культ ребенка, матери, предков, любовь к родному слову, родной природе, к родине (Г. Н. Волков), любовь к народному творчеству, уважительное отношение к народным традициям и духовным ценностям народа (М. Г. Харитонов). В народной педагогике издавна используются многообразные методы воспитания: пример, показ, приучение, благопожелания, моления, благословение, просьба, совет, проповедь, заповедь, одобрение, покаяние, раскаяние, упрек, уговор, запрет, принуждение и т. д. В целом народная педагогика, как определяет Г. Н. Волков, является педагогикой национального спасения, всеобщей мудростью воспитания, педагогикой всеобщей любви. Автор формулирует «золотое правило» народной педагогики: «Без памяти (исторической) — нет традиций, без традиций — нет культуры, без культуры — нет воспитания, без воспитания — нет духовности, без духовности — нет личности, без личности — нет народа как исторической личности». ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. В чем проявляется гуманитарная сущность музыкальной культуры? 2. Дайте характеристику детской музыкальной субкультуре. 3. Какова структура музыкальной культуры ребенка и логика ее формирования? 4. Охарактеризуйте особенности методики приобщения дошкольников к народной музыкальной культуре. 5. Напишите эссе на тему «Воспитатель как человек культуры». 6. Проанализируйте программу О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры» и сформулируйте особенности методики приобщения детей к мировой музыкальной культуре. 7. Соберите «педагогическую копилку» календарного, потешного и игрового фольклора. Дифференцируйте собранный материал с учетом возрастных возможностей детей. Спланируйте варианты его использования в детском саду. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе]. — Воронеж: НПО «МОДЭК». — 1998. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник. — М.: Академия, 2000. Народное искусство в воспитании дошкольников / под ред. Т. С. Комаровой. — М.: Педагогическое общество России, 2006. Рытов Д. А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: учеб.-метод. пособие. — М.: Владос, 2001.
ТРАДИЦИОННАЯ И ВАРИАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА I ТРАДИЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В течение многих десятилетий советская система дошкольного воспитания, отражающаяся в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой), была обязательной для всех детских садов. Программа имела как достоинства: ■ гарантию того, что каждый ребенок получит определенный объем педагогических воздействий; ■ комплексную подготовку специалистов для ее реализации; так и недостатки, ограничивающие развитие ребенка и охрану его эмоционального благополучия: ■ жесткую регламентацию деятельности и игнорирование индивидуальности детей и воспитателей; ■ ориентацию на умственное развитие ребенка, на формирование определенного набора знаний, умений и навыков; не учитывалась и специфика дошкольного возраста, так как на дошкольников переносился школьный тип обучения; не оставлялось свободы для самостоятельности, творчества ни ребенку, ни воспитателю. Эстетическое воспитание детей составляло важную часть программы, но все сказанное относится и к эстетическому, в частности музыкальному, воспитанию. Разработкой системы музыкального воспитания дошкольников в этот период занималась группа ученых под руководством Н. А. Вет-лугиной. Программа музыкального воспитания была построена с учетом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Приобщение к музыке осуществлялось как на занятиях, так и на праздниках, развлечениях, в играх, на прогулке, т. е. в разных формах детской деятельности. Музыкальные занятия должны были знакомить дошкольников с музыкальными понятиями и развивать музыкальные способности, но главное внимание уделялось формированию навыков пения и музыкально-ритмических движений. В программе раскрывалась динамика музыкального развития детей, приводилась характеристика его примерного уровня к моменту поступления их в школу, а также была заложена преемственность в воспитании и обучении. Материал программы распределялся по видам музыкальной деятельности в соответствии с семью возрастными группами и включал определенный объем практических действий, помогающих детям овладеть навыками и умениями при слушании музыки, пении, движении и игре на инструментах. Задача развития художественного воображения и детского твор чества, хотя и заявлялась в программе как общее направление в работе по музыкальному воспитанию, никак не была конкретизирована в методике. В программе выделялись музыкально-дидактические игры, связанные с задачей развития сенсорных способностей, и художественная самостоятельная деятельность. Музыкальный репертуар также определялся программой для каждой возрастной группы с учетом возрастных особенностей дошкольников. Основным критерием для отбора было его соответствие педагогическим задачам, требованиям художественности и доступности. Музыкальное воспитание осуществлялось главным образом на занятиях, но музыка пронизывала всю жизнь детского сада. Так, например, важную часть эстетического воспитания составляли общенародные праздники, для каждого из которых предлагался единый сценарий. Обобщая, отметим, что по своему всенародному охвату советская система дошкольного воспитания, отраженная в «Программе обучения и воспитания в детском саду», представляет собой уникальное явление, так как большинство детей огромной страны воспитывались по единой программе, реализующей задачи всестороннего развития, с учетом особенностей каждого возрастного периода.
ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ Дошкольные образовательные учреждения России, работавшие до 1989 г. по единой программе, сегодня имеют широкий выбор программ и педагогических технологий. Их появление связано с обновлением дошкольного образования в 90-е годы XX в., обусловленного изменениями в нашей стране в этот период. Эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ. Но большинство из них опирается на базовые принципы типовой программы. Реформирование дошкольного образования было связано с учетом специфики развития дошкольников, самоценностью этого периода жизни ребенка. При этом показателем эффективности образования стала считаться не «обученность» детей — сумма усвоенных знаний, а уровень их психического развития, наличие условий для полноценного проживания детьми этого уникального периода. Основное внимание при этом стало уделяться развитию субъектности ребенка, раскрытию его способностей, воспитанию чувства защищенности и уверенности в себе, а также приемам и методам общения ребенка и воспитателя, заключающимся в понимании, принятии личности каждого ребенка, в уважении его интересов и достоинства, умении установить доверительные партнерские отношения. Программа «Радуга»1 Первая инновационная программа дошкольного образования, рекомендованная Министерством образования и науки РФ. Она рассчитана на работу с детьми от 2 до 7 лет. Программа существенно не отличается от традиционной, однако в определении конкретных задач психического развития отличия значительны. Она построена по возрастному принципу и ориентирована на достижение гармонии интеллектуального и эмоционального в развитии ребенка. Программа называется «Радуга», поскольку включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, обеспечивающих их развитие и воспитание. Занятия музыкальным и пластическим искусством, направленные прежде всего на формирование эстетических переживаний, «окрашивает» голубой цвет. 1 Авторский коллектив под руководством Т. Н. Дороновой. В качестве задач музыкального воспитания выделяются: ■ обогащение музыкальных впечатлений; ■ развитие эмоциональной отзывчивости; формирование выразительных певческих и пластических способностей. Основная задача в младшем возрасте (2 — 4 года) вызывать интерес к музыке, регулировать с его помощью эмоциональное состояние детей. Слушать с ними короткие произведения с четко выраженной мелодической линией. Поощрять желание двигаться под музыку. В среднем возрасте (4 — 5 лет) создавать развивающую звуковую среду, знакомить с произведениями народной и классической музыки. В старшем возрасте (5 — 7 лет) воспитывать уважение к искусству, знакомить со средствами выразительности, признаками разных видов искусства, способствовать пониманию содержания произведений искусства. В программе также обращается внимание на необходимость проведения для детей праздников, развлечений, вечеров досуга, кукольных спектаклей, посещение театров. Этому, по мнению авторов, будет способствовать развитие музыкальных, драматических, художественных способностей воспитателей. В «Руководстве» к программе показано на конкретном материале как формируются эстетические переживания, интерес к музыке, развиваются музыкально-сенсорные способности ребенка: слуховые, интонационно-речевые, декламационные и певческие, элементарно-инструментальные и двигательные. При этом занятия с детьми должны быть радостными, отвечать потребностям ребенка. Вместе с тем следует отметить, что задачи музыкального воспитания представлены в программе как общее направление в работе по эстетическому воспитанию и практически не конкретизированы в методике обучения и воспитания. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ и продолжает обновляться. Программа «Детство»1 Комплексная программа обогащенного развития детей дошкольного возраста. В ней представлены три взаимосвязанные линии 1 Авторы В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Я. А. Ноткинаи др. развития ребенка: чувства — познание — творчество, пронизывающие все ее разделы. Линия чувств Эмоциональное развитие дошкольника (эмоциональной отзывчивости, сопереживания, гуманного отношения и обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка) через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре, ознакомление детей с эмоциональными переживаниями, эмоциональными состояниями людей Линия познания Развитие любознательности, стремления к самостоятельному познанию, умственных способностей и речи через развитие образных форм познания — наглядно-образного мышления и воображения Линия Пробуждение творческой активности детей творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, а также в математической, природоведческой, речевой сфере Реализация целей программы осуществляется в числе прочих с помощью раздела «Ребенок и музыка». Его авторы, А. Г. Гогоберидзе и Г. В. Курило, выделяют в качестве обобщенных целей музыкального развития и образования детей: ■ развитие музыкальной культуры; ■ накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведениями; ■ развитие позиции активного исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами ребенок мог выражать свои чувства, переживания. В связи с этим программа каждой возрастной группы (младший, средний и старший дошкольный возраст) содержит две части: ■ музыкальное восприятие: слушание — интерпретация; ■ музыкальное исполнительство: импровизация — творчество. В каждом возрастном периоде выделяются задачи, описывается содержание работы по музыкальному воспитанию, даются методические рекомендации по ее организации. Предлага-ютсяподробные характеристики возрастных возмож-н о с т е й дошкольников, уровней освоения;содержания, что поможет в диагностике музыкального развитая и в осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода. При этом авторы отмечают, что важно сохранить эмоциональный подъем и интерес к музыке как средству самовыражения и игры. Успешная реализация программы, по мнению авторов, становится возможной при создании развивающей предметно-пространственной музыкальной среды, организации доброжелательного взаимодействия взрослого и ребенка и тесного взаимодействия детского сада и семьи. В серии «Библиотека программы "Детство"» выпущено пособие «Детство с музыкой» (А.Г.Гогоберидзе, В. А. Деркунская, 2010), в котором представлены современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, состоящее из двух частей. Пособие содержит большое количество практических материалов: описание диагностического инструментария, подбор детского музыкального репертуара, конспекты игр и занятий с детьми. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ. Программа «Истоки»1 В Программе обозначены задачи развития ребенка в деятельности по четырем основным линиям: ■ социальное; ■ познавательное; ■ эстетическое; ■ и физическое развитие. Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, живопись). В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности. Достаточно подробно в ней разработан раздел «Музыка» (В. А. Петрова, Т. Г. Рубан, К. В. Тарасова). 1 Авторы Л.А.Парамонова, С.Л.Новоселова, А.Н. Давидчук, Л.Ф.Обухова идр. В программе представлены пять традиционных видов музыкальной деятельности детей: ■ слушание музыки; ■ движение; ■ пение; ■ игра на детских музыкальных инструментах; ■ музыкальная игра-драматизация. По каждому возрастному этапу (начиная с младенчества) и виду музыкальной деятельности дана характеристика возрастных возможностей, обозначены задачи и показатели развития детей, позволяющие судить об эффективности работы. В программе обращается серьезное внимание на музыкальное воспитание детей 1 — 3 лет, что отражено в методическом пособии В. А. Петровой «Музыка — малышам» (2001). Предусмотрена работа с воспитателями и родителями. С этой целью пособие содержит методические советы для родителей и педагогов. По разделу «Музыкальное воспитание» изданы методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки «Дети слушают музыку» К. В.Тарасовой и Т. Г.Рубан (М., 2001).Программа «Развитие» Программа построена по принципу разделения детей на четыре возрастные категории: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы. В программе не представлен раздел по музыкальному воспитанию как таковому, но предлагается раздел «Выразительное движение». Работа воспитателя по этому разделу нацелена на развитие у дошкольников творческих способностей, невербального общения и проводится по нескольким направлениям. Главное из них — развитие способности к образному перевоплощению, пластическому взаимодействию. Остальные направления работы включают развитие умения свободно двигаться, использование интонационной выразительности голоса при выполнении образно-пластических упражнений и др. В ходе обучения используются три выразительных языка. 1 Авторский коллектив под руководством Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко.
Движение Главное средство воплощение образа и развития творчества Слово Вспомогательное средство обучения, разъясняющее семантику движений и пр.; художественное слово: произведения литературного творчества зыка .Вспомогательное средство обучения, создающее (классическая на занятиях определенное настроение, и народная) активизирующее образное перевоплощение и поиск выразительных движений. В разделе «Выразительное движение» содержится характеристика основных направлений работы по формированию выразительных движений, перечень развивающих задач, описание средств и материалов, необходимых для их решения. В методических рекомендациях для воспитателей рассматриваются основы педагогической технологии программы, вопросы организации предметной среды, взаимодействия взрослого и ребенка и самих дошкольников в процессе занятий, по каждому разделу даются рекомендации по педагогической диагностике. Программа «Из детства — в отрочество»1 Комплексная программа для родителей и педагогов. Ее цель — создание в семье и дошкольном образовательном учреждении условий для здорового образа жизни, развития способностей детей, воспитания уважения к национальным традициям. Музыкальное развитие в программе рассматривается как особая область образовательной работы. Его содержание конкретизировано в программе Е. Дубровской «Раз ступенька, два ступенька — будет песенка» (1997), «Ступеньки музыкального развития» (2004, 2006). Основополагающим в программе музыкального развития является принцип художественности. Автор связывает результативность педагогической работы с хорошим знанием ребенка, взаимодействием педагогов и родителей, тесным контактом музыкального руководителя и воспитателя, осуществляющего преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями процесса музыкального воспитания.
1 Авторы Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева и др. В связи с этим выделяются цели и задачи, стоящие как перед музыкальным руководителем, так и перед воспитателем и родителями. В отличие от традиционной программы, где упор сделан на исполнительской деятельности дошкольников, в содержании данной программы заложен подход, при котором главным становится раз витие чувственно-эмоциональной сферы ребенка во взаимосвязи с нравственно-интеллектуальной. Обязательным видом деятельности на каждом занятии является игра на инструментах и ее включение в другие виды музыкальной деятельности как практического метода, помогающего осознанному восприятию музыки и т. п. Большое место в программе отведено концертной деятельно сти — развлечениям, совместным с родителями праздникам и т.п. При этом праздники — не отчет перед родителями, а средство музыкального развития детей. Для каждого возраста определены психофизиологические особенности музыкального разв
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4192)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |