ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПЕНИЕ 8.1.1. Певческая деятельность дошкольников Традиционно в отечественной системе музыкального воспитания певческая деятельность занимает ведущее место. Это объясняется рядом причин (М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова и др.): ■ песенным началом российской музыкальной культуры: все на ■ общедоступностью, ведь певческий голос сравним с музыкальым инструментом, которым обладает от природы каждый человек с рождения; ■ адекватностью пения, психолого-возрастным особенностям детей, их стремлению к активным формам освоения искусства, их деятельностной природой; ■ особой доступностью для восприятия в силу синтеза слова и музыки; ■ значимостью воспитания чувств человеческой общности в современном мире — пение объединяет людей, создавая условия для эмоционального общения. Значение певческой деятельности трудно переоценить и в лич ностном развитии ребенка. Пение развивает эстетическое восприятие, эстетические чувства, художественный вкус, музыкаль ные и музыкально-сенсорные способности и прежде всего музыкально-слуховые представления. Оно способствует формированию эстетического отношения к окружающему, обогащению переживаний ребенка, его умственному развитию. Расширяет кругозор, объем знаний об окружающем. Обогащает словарный за пас ребенка, совершенствует его артикуляционный аппарат и Пение рассматривают как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, влияющей на возникновение различных эмоциональных состояний. Традиционно в качестве задач обучения пению дошкольников выделяют следующие (А. Н. Зимина, О. П. Радынова и др.): ■ воспитывать основы певческой и общемузыкальной культуры: ■ развивать музыкальные способности и прежде всего различение интонационно точного и неточного пения звуков по высоте, длительности; ■ способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей. 8.1.2. Возрастные особенности развития певческой деятельности дошкольников Психологи и педагоги отмечают, что певческая деятельность возникает у ребенка в раннем возрасте (В.Петрова и др.). На первом году жизни появляются вокализации и голосовые реакции, связываемые учеными как с пением, так и с речью. К концу первого года ребенок может повторить простейший мотив из 2 — 3 звуков. Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив, у него появляются простейшие певческие интонации. От 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяцев наблюдается подпевание, пропевание отдельных слогов, а воспроизведение мелодии — от 1 года 10 месяцев до 2 лет. Большинство детей третьего года жизни поют мелодию неточно, передавая лишь общее направление. К трем годам дети точнее воспроизводят ритмический рисунок, могут узнать песню, рассказать о ее содержании, характере музыки. Дыхание детей короткое, большинство слов они произносят нараспев. Если работа по музыкальному воспитанию ведется систематически, к концу третьего года ребенок может петь несложные песенки, особенно с аккомпанементом. Дети четвертого года жизни уже могут петь несложные песни интонационно точно и эмоционально. Хотя слуховое внимание неустойчиво, они могут узнать знакомые песни. Они более работоспособны, но певческие голоса еще не сформированы, дыхание поверхностно и прерывисто. Поэтому используются песни, состоящие из корот ких музыкальных фраз в диапазоне квинты (ре —ля первой октавы). У детей пятого года жизни внимание становится более устойчивым, совершенствуется восприятие. Повышается способность откликаться на содержание песни, улавливать ритмический рисунок, тембр голоса, силу звучания. Дети узнают и запоминают песни, пытаются передать их выразительные интонации. Поэтому и музыкальный язык песен становится более красочным и разнообразным. Возрастают певческие возможности, дыхание становится более глубоким и продолжительным. Дети шестого года жизни уже имеют определенный музыкальный опыт. Появляются элементы творчества в пении, музыкальных играх, плясках. Развивается способность анализировать песни и инструментальные музыкальные произведения. Совершенствуется дыхание, расширяется диапазон голоса. Возникает система представлений о высоте, тембре, силе звука. Дети представляют поставленную цель, подчиняют ей способ и порядок выполнения действий. В пении, музыкальной игре дети сознательно стремятся к вырази тельности создаваемых образов. У детей седьмого года жизни восприятие более целенаправленно, более развитой становится восприимчивость к оттенкам музыкальной выразительности. Они могут различать направление движения мелодии, понижение и повышение звуков, звуки различные по высоте и длительности, смену темпов в пении. Возрастают певческие воз можности детей. Диапазон песен расширяется от до первой октавы до ре второй октавы. Формируется система оценок, и на этой основе начинает развиваться музыкальный вкус. Благодаря развитой речи дети свободно высказывают свои суждения о содержании песен. 8.1.3. Специфические особенности детского певческого голоса Несмотря на доступность певческой деятельности важно помнить о том, что возможности ребенка-дошкольника в области пения очень ограничены. Его очень хрупкий голосовой аппарат непрерывно растет, как и весь организм. Голосовые связки у детей короткие и тонкие, небо малоподвижное, гортань с голосовыми связками в 2— 3,5 раза меньше гортани взрослого. Детские легкие малы, что оказывает влияние на певческое дыхание ребенка, силу его голоса. В результате звук детского голоса, образовавшийся в гортани, особенно в младшем дошкольном возрасте, высокий, легкий, звонкий, но очень слабый. Голос усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полость глотки, рта, придаточные полости носа) и нижний грудной (полость трахей и бронхов). У детей дошкольного возраста преобладает головной резонатор, грудной же, дающий голосу насыщенность (что естественно для пения взрослых), развит слабо. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Фальцетное звучание бестембровое, лишено какой-либо насыщенности. Мышечная сила дошкольников еще очень слаба, и при пении значительная ее часть затрачивается на преодоление инерции окружающего воздуха. Поэтому нельзя требовать, чтобы ребенок пел громче. Напряжение голоса приводит к тому, что он теряет легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Кроме того, чрезмерно громкое пение, громкий разговор портят голосовые связки, ведут к срыву голоса, понижают слух. При естественном же звучании голоса (фальцете) он оберегается от перенапряжения и форсированного звучания. Что касается грудного звучания, благодаря которому голос приобретает большое количество обертонов и становится более сильным, его формирование в полной мере невозможно даже у старших дошкольников. Невелик и диапазон (расстояние между нижним и верхним звуками) детских голосов в дошкольном возрасте. По данным исследований (Н. А. Ветлугина, А. И.Катинене и др.) детские голоса звучат ненапряженно и естественно в пределах ре — си первой октавы. В этом диапазоне дети поют чище интонационно, естественно, свободно и красиво. Так, например, по данным Н. А. Ветлугиной: ■ в младшем дошкольном возрасте — это ми — ля (2 — 3 года), ре —ля (3 — 4) первой октавы; ■ в среднем дошкольном возрасте — ре — си первой октавы (4 — 5лет); ■ в старшем дошкольном возрасте до (ре) первой октавы — до (ре) второй октавы (6 — 7 лет). Исследования К. В.Тарасовой свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте голоса детей делятся на три природных типа: высокие, средние и низкие, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, звуковысотным диапазоном. Зона свободного звучания у высоких детских голосов охватывает диапазон ре — ля первой октавы, у средних голосов — до — соль первой октавы, у низких — до — фа {соль) первой октавы. В связи с этим автор отмечает, что работа по постановке детского певческого голоса должна начинаться уже в младшем дошкольном возрасте, но проводиться очень осторожно и постепенно, в соответствии с природными типами голосов. Сказанное позволяет утверждать, что первоочередной задачей педагога является охрана голоса ребенка, его слуха. Для этого необходимо создавать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка (Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина и др.): ■ удерживать детей от громкого (особенно длительного) пения,разучивания; ■ при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен; ■ следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, невизжали, добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях; не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2 — 3), на праздниках (не более 4 — 5, а в младших группах — 3); ■ не петь на улице при температуре воздуха ниже +18°С и влажности выше 40 — 60%. 8.1.4. Характеристика репертуара для пения Охране детского голоса содействует продуманный подбор музыкального репертуара, соответствующего певческим возрастным возможностям детей. Возможности выбора репертуара особенно ограниченны в пении вследствие выделенных выше особенностей детского голосового аппарата. Дети затрудняются в воспроизведении сложного ритмического рисунка мелодии, у них скромные фонетические и лексические возможности речи в младшем дошкольном возрасте (О. П.Радынова и др.). Помимо требований художественности и доступности к репертуару детских песен предъявляется еще ряд требований (Н.А. Ветлугина, А. Н. Зимина и др.): ■ мелодии песен должны быть простые, яркие и разнообразные по характеру, познавательные в отношении содержания текста; ■ тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям; ■ песни должны быть педагогически ценными, отвечать дидактическим требованиям: доступности, систематичности и последовательности, сознательности, активности. В частности, посте ■ песни должны способствовать решению воспитательных, образовательных и эстетических задач, соответствовать психическим и физическим особенностям ребенка. Это относится как к К песенному репертуару предъявляются также вокальные требования (Н.А. Ветлугина, А. Г. Гогоберидзе и др.): ■ мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей; ■ в младшей группе песня должна состоять из коротких музыкальных фраз. Предпочтительный размер 2/4, окончание фраз мелодии должно быть на длинных нотах, чтобы дети успели сделать вдох перед началом каждой следующей музыкальной фразы (чем младше ребенок, тем они должны быть короче). Это связано с особенностями дыхания ребенка, так продолжительность пения на одном дыхании составляет: в 3 года — 1 такт (2 с); в 4 года — 2 такта (4 с); в 5 лет — 3 такта (6 с); в 6 лет — 4 такта (8 с); ■ чем младше ребенок, тем медленнее темп песен, так как детям младшего возраста трудно произносить слова в подвижном темпе; ■ ритм мелодий должен быть простым — состоять из соединения четвертных, половинных и восьмых нот; ■ необходимо учитывать движение мелодии: с дошкольниками рекомендуют использовать мелодии с переменным, нисходящим и волнообразным направлением; ■ важен также интервальный состав песни. Дошкольникам доступны интервалы: секунда, терция, кварта, квинта. Более сложными для пения считаются секста, септима и октава, поскольку ■ текст песни должен быть удобным вокальным, т.е. включать в себя максимальное количество гласных, звонких согласных. Говоря о детском музыкальном репертуаре, А. Г. Гогоберидзе • и В. А. Деркунская отмечают, что музыкальная культура нашей страны обладает уникальной коллекцией музыкальных произведений для детей (песни В. Шаинского, Г. Гладкова, Е. Крылатова и др.), хотя этот репертуар долгие годы не обновляется. Музыкальные же произведения, предлагаемые современными авторами, часто трудны для детского пения. Педагоги-музыканты едины во мнении о том, что самый подходящий материал для занятий с детьми всех возрастов, отвечающий требованиям художественности и доступности, — народный фольклор — детские попевки, хороводные игры: ■ их мелодии просты и доступны дошкольникам: они написаны в диапазоне кварты, простыми мелодическими ходами (терция,секунда), несложны по ритму и тексту («Петушок», «Василек»,«Андрей-Воробей», «Котенька-Коток» и др.); ■ ритм несложных народных мелодий тоже очень простой — чередование восьмых и четвертей; ■ размер двух- и трехдольный; ■ музыкальные фразы оканчиваются четвертями, что удобно для детского дыхания; ■ куплетная форма с повторением мелодии соответствует склонности детей к повторению; ■ запев и припев, встречающиеся во многих народных песнях, дают возможность детям петь не все время, а с отдыхом: запев поют одни, припев — другие. Это связано с тем, что народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса, легко усваиваются и поются детьми чисто, без сопровождения. Для русской песенной культуры характерно синтетическое, импровизированное, игровое, творческое начало. Именно поэтому дошкольников приобщать к певческой деятельности в повседневной жизни лучше всего через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники. Поэтому песенные жанры русского фольклора становятся основой игрового творчества дошкольников. Они могут применяться как музыкальным руководителем, так и воспитателем в различных жизненных ситуациях — как на занятиях, так и в повседневной жизни: самостоятельной песенной деятельности, игровой драматизации в любой группе детского сада, что стимулирует певческую деятельность ребенка, прежде всего самостоятельную, и способствует приобретению опыта музыкальной деятельности. Для организации певческой деятельности в группе (как составной части игровой или самостоятельной деятельности и т. п.) могут успешно использоваться песни В. Шаинского, Г. Гладкова, Е. Крылатова и др. 8.1.5. Методика обучения пению детей дошкольного возраста Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Выделяют три возрастных периода развития певческой деятельности: до 3 лет, от 3 до 5 и от 5 до 6 (7) лет. В первом возраст ном периоде малыши накапливают музыкальные впечатления, опыт сенсорно-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Во второй возрастном периоде происходят координация слуха и голоса, музыки и движений, соединение знаний и умений. В третьем возрастном периоде от 5 до 6 — 7) лет практические действия подкрепляются и обогащаются знаниями о музыке, формируются и проявляются элементы эстетического отношения к пению и музыке вообще (О. П. Радынова и др.). Обучение ребенка пению предполагает постановку голосового аппарата с помощью освоения им певческих, или вокально-хоровых навыков. При этом отмечается, что работа над певческим голосом с самого начала должна быть подчинена музыкально-художествен ным задачам. Формирование певческих навыков должно осуществляться в определенной последовательности (схема 18). Вместе с тем отмечается, что все певческие навыки тесно связаны между собой. Так, правильное звукообразование, дыхание, дикция во время пения будут способствовать и развитию у детей чистоты интонации. Поэтому работа над ними должна проводиться одновременно (А. И. Катинене и др.). Необходимым условием правильного певческого звучания голоса считается певческая установка — правильная поза во время пения. Это связано с тем, что прямое положение корпуса и головы обеспечивает естественные движения (вдоха, выдоха) как в дыхательных органах, так и в голосовом аппарате. От дикции и артикуляции поющих (правильности и точности произношения слов) зависит как выразительность исполнения песни, так и интонационно точное пение, качество и красота звучания мелодии и голоса. А. Н. Зимина подчеркивает, что работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи в детском саду. При этом правила, которые применяются в речевом произношении, обычно употребляются и в певческой дикции. Вместе с тем при произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных, поскольку протяженность их пропевания является основой пения. Важно также в процессе пения активно, ясно, четко и быстро произносить соглас ные (особенно в конце слов), чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. При этом отмечается, что условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни. В вокальной педагогике говорится также о том, что отчетливость дикции зависит от качества работы, подвижности артикуляционного аппарата. Особенно валена работа по развитию дикции и артикуляции для младших групп, так как в них чаще встречаются дети с речевыми дефектами. При этом сначала рекомендуется использовать упражнения на преодоление дефектов речи, а затем — для выравнивания гласных и слогов с согласными (О. П. Радынова и др.). В пении большое значение имеет дыхание. От правильного дыхания (спокойного, но активного) зависят: ■ качество звукообразования; чистота интонации; правильная фразировка; выразительность исполнения; ■ слитность звучания. Важно следить за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова. Необходимо научить ребенка рационально использовать дыхание и управлять им в процессе пения. Звукообразование — это способ извлечения звука. Умение тянуть звук, его мягкая атака (первоначальный момент образования звука) в процессе пения является важнейшим условием звуковеде-ния. Дошкольникам, особенно младшим, свойственно отрывистое звукообразование, произношение слов говорком. Поэтому необходимо учить детей тянуть звуки, т. е. петь связно, напевно, без толчков, естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Чистота вокальной интонации зависит от интонационно точного воспроизведения мелодии. Это самый сложный певческий навык. Он связан с развитием музыкального слуха, ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка. Выделяют следующие причины плохой интонации: ■ небольшой диапазон голоса; ■ нелюбовь к пению; ■ стеснительность; ■ общую апатичность или чрезмерную активность; ■ отсутствие координации слуха и голоса; ■ заболевания голосовых связок; ■ физиологические расстройства слухового внимания; ■ мышечную зажатость. При этом отмечается, что если причины плохой интонации не связаны с физической патологией, для многих детей проблема чистого интонирования, как правило, разрешима при условии целенаправленной систематической работы. Чистота интонации определяется также развитием вокальных навыков, умением сосредоточиться на мелодии и музыкальным окружением ребенка. Чувство ансамбля (чистое, согласованное пение в унисон, слитность звучания) выражается в умении слушать себя и других и согласовывать свое пение с хором, следить, чтобы голос не выделялся среди других, что требует слухового внимания. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно, по мере накопления музыкального опыта ребенка, так Г. А. Праслова отмечет, что в младшей группе дети учатся петь вместе в одном темпе, включаясь в пение Вместе с педагогом, или с небольшим опозданием, стараться не отставать и не опережать друг друга, не выкрикивать отдельных слов песни. В средней и старшей группах должно быть сформировано умение детей одновременно начинать и заканчивать песню. В подготовительной группе навык ансамблевого пения проявляется в умении согласованно петь, ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звучание. Для развития вокально-хоровых навыков целесообразно применять приемы сравнения, показа исполнения, беседы о характере музыки, активизирующие музыкальное мышление ребенка, развивающие образное мышление и в результате помогающие овладеть этими навыками. Е. Дубровская предлагает некоторые методические прие-м ы, способствующие осознанному и выразительному исполнению, поддержанию интереса детей к певческой деятельности: ■ петь в различных построениях (традиционно, «по уголкам», в кучке, в кругу, врассыпную); петь по рядам, цепочкой, по музыкальным фразам, с солистами, с дирижером, без музыкального сопровождения; ■ обыграть вступление, проигрыш, заключение, запев, припев. Эти методические приемы могут быть использованы воспитателем в свободной, игровой деятельности детей, что будет оказывать существенную помощь музыкальному руководителю в развитии певческих навыков дошкольников. Так, например, воспитатель может организовать с детьми песенную игровую драматизацию «Паук и муха», способствующую развитию эмоциональности, песенного творчества, умения чисто интонировать мелодию: На паркете в восемь пар мухи танцевали. Увидали паука, в обморок упали. В ходе задания дети учатся умению удерживать интонацию на одном звуке, петь выразительно, передавая характер песенки. Для развития эмоциональной выразительности, дикции и артикуляции можно предложить детям игру «Испорченный телевизор», которую целесообразно проводить со всей группой одновременно. Перед игрой, настраивая их на выразительное пение, предложить представить, что они выступают по телевизору, но по техническим причинам телевизор испортился (не стало звука). Мамы и папы, бабушки и т.д. смотрят детей по телевизору и должны без звука, по артикуляции, мимике и настроению детей узнать, о чем песня, понять слова. Правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафраг мы, развивать динамический слух детей воспитатель может с помощью упражнения «Шарик». Звучит тихая музыка. На крещендо дети «надувают шарик» короткими вдохами и выдохами (проверяя вдох рукой), пока не «лопнет». Сильная доля — вдох, слабая — выдох, чем громче музыка, тем больше шарик. Сначала вдохи короткие, ведь шарик маленький, затем длинные. 8.1.6. Работа над песней Работа над песней включает три этапа: ■ ознакомление с песней (ее восприятие); ■ разучивание песни; и ее закрепление (О. П. Радынова и др.). H а первом этапе работы осуществляется восприятие песни, ознакомление с ней. При этом особую важность имеет качество ее исполнения, его выразительность. Цель — заинтересовать детей, раскрыть содержание произведения, определить средства выразительности и способы их передачи в собственном исполнении. На этом этапе применяются наглядный и словесный методы, т. е. выразительное исполнение песни, образное слово, беседа о характере музыки, средствах выразительности, с помощью которых педагог раскрывает детям содержание музыкального произведения, настраивает на выразительное исполнение. На втором этапе происходит основная работа по обучению детей певческим умениям и навыкам в процессе разучивания песни. Большое значение на этом этапе приобретает практический метод, который подкрепляется наглядным и словесным методами, поскольку яркое исполнение песни педагогом, показ и образные сравнения нужны и на этом этапе работы над произведением. Важную роль приобретают упражнения, так как необходимо • осуществлять закрепление приемов исполнения, работать над трудными отрывками мелодии. Чтобы поддержать интерес к песне, часто пропадающий после нескольких занятий, необходимо использовать различные педагогические приемы. Например, связывать пение с другими видами музыкальной деятельности: движениями, игрой на музыкальных инструментах, важно также уметь создавать игровые ситуации, использовать музыкально-дидактические игры, проблемные задания. Поддержание интереса в работе над песней является одной из основных задач педагога на всех этапах, поскольку только эмоционально окрашенная деятельность позволяет наиболее эффективно организовать процесс обучения и развития. Известный педагог-музыкант Н. А. Метлов считает, что усвоение песни детьми зависит не в малой степени от того, поют ли ее дети с воспитателем в группе. Если воспитатель поддерживает у детей интерес к песне, поет ее вместе с ними в свободное от занятий время, песня запоминается быстрее. Кроме того, усвоить песню с голоса детям легче, чем с сопровождением музыкального инструмента. Это объясняется тем, что в пении взрослого есть призвуки, которые имеются и в детских голосах, а в звуках музыкального инструмента эти призвуки отсутствуют. На третьем этапе происходит закрепление песни, осуществляется работа над воссозданием музыкально-художественного образа, над эмоционально-выразительным исполнением песни. При этом можно использовать прием драматизации, пения ее «по ролям». Роль воспитателя в осуществлении певческой деятельности на занятии проявляется в следующем. В распевании воспитатель не участвует, чтобы не мешать детям, так же как и в быстрых опросных упражнениях. Если для выполнения упражнения детей делят на группы, воспитатель поет с одной из них (А. Н. Зимина). Показателем успешности проведенной работы может выступать включение детьми песни в игры, в самостоятельную деятельность. В заключение следует отметить, что в качестве критериев музыкального развития в певческой деятельности важно рассматривать не число разученных песен, а музыкальную восприимчивость детей, их красивое, выразительное пение, любовь к нему и потребность в нем (Г. А. Прасловаи др.). РИТМИКА (МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ 8.2.1. Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности дошкольников Ритмика является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать энергию, поэтому занятия ею благотворно сказываются на его развитии и воспитании. Содержание работы в этом виде деятельности связано с тем, что ритмика — это синтетический вид деятельности, объединяющий музыку (пение), движение и слово, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности. Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны: это временные виды искусства. Они имеют много общих параметров. Анализируя данную проблему, А. И. Буренина, педагог-музыкант, занимающаяся проблемами музыкально-ритмического воспитания, относит к ним: ■ все временные характеристики (начало и конец звучания, темп,ритм); ■ динамику (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения); ■ форму произведения и структуру двигательной композиции (схема 19). При этом отмечается, что поскольку ритмика — синтетический вид деятельности, в процессе ее осуществления развивается весь комплекс музыкальных и двигательных способностей, а также психические процессы, лежащие в их основе. Кроме того, опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для наполнения смыслом движения. Такие композиции вызывают яркую эмоциональную реакцию и активизируют движение, желание подпевать, танцевать вместе со всеми. Поэтому ритмика способствует воспитанию, коммуникабельности. В последнее время в дошкольных учреждениях ритмику все чаще стали применять как нетрадиционное средство физического воспитания детей. Известно также, что при помощи движения ребенок познает мир. Следовательно, выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Это поможет ему в дальнейшем осваивать другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности. Кроме того, ребенок приобщается к миру прекрасного, пропуская «через себя» сложный мир чувств и образов музыки, и постигает при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфи ческий язык средств музыкальной выразительности. Таким образом, музыкально-ритмическое воспитание оказывается одним из стержневых видов музыкальной деятельности, эффективность которой в ее разностороннем воздействии на развитие дошкольника: ■ на его познавательную, эмоциональную, музыкально-эстетическую и волевую сферы (развиваются познавательные и музыкальные способности, обогащается эмоциональный мир детей, ■ на развитие пространственных и временных ориентировок; ■ на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. В связи с этим А. И. Буренина отмечает, что движение является «видимым айсбергом» психических процессов. И по двигательной реакции под музыку можно судить об уровне как музыкального, так и психомоторного развития ребенка. В соответствии со сказанным можно утверждать, что в процессе музыкально-ритмического воспитания решаются следующие ' задачи (А. Н. Зимина, М. Л. Палавандишвили и др.): развивать восприятие музыкальных образов и способность выражать их в движении в соответствии с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности, выражать в движениях развитие музыкальных образов; ■ развивать основы музыкальной культуры, музыкальные и общие способности; ■ учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец),виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, ■ развивать художественно-творческие способности: придумывать «свой» игровой образ, персонажи «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений; ■ формировать координацию движений, красивую осанку, выразительные, пластичные движения, поддерживать хорошее физическое состояние организма. Среди средств музыкальной выразительности особое значение для музыкально-ритмического воспитания имеют темп (скорость движения), метр (организация сильных и слабых долей), ритм (соотношение различных длительностей) и динамика (сила, громкость звучания). Например, в зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро или медленно и т. п. Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль-Жак Далькроз (1865—1950), ставивший задачу развития внимания, памяти, музыкальных способностей и, прежде всего, чувства ритма, а также пластичности и выразительности движений. В комплексе ритмических упражнений Далькроз выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением. Движению же отдается второстепенная роль. Оно рассматривается как условие и как средство восприятия, понимания и усвоения музыкального образа. Это значит, что музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т. е. оно должно соответствовать: ■ характеру музыки; ■ средствам музыкальной выразительности; ■ ■ форме музыкального произведения. При этом чередование средств музыкальной выразительности передается через изменение характера, направления движения, его напряженности, скорости, амплитуды. В движении отражается развитие музыкального образа. Эти положения получили дальнейшую разработку на основе научных данных физиологии, психологии, музыкознания в трудах отечественных ученых и педагогов и легли в основу музыкально-ритмического воспитания детей в нашей стране (А. И. Буренина и др.). Музыкально-ритмическая деятельность условно делится на д в е группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в движении. Первая группа действий связана с целостным восприяти ем музыки. При этом двигательные реакции на воспринимаемую музыку способствуют более глубокому ее восприятию. Это обусловлено тем, что по данным психологической науки (В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов, Б. М. Теплов и др.) воздействие музыки на общефункциональную деятельность организма ребенка вызывает в нем двигательные реакции. Еще раньше обратил внимание на этот феномен народ, что отразилось в фольклоре в виде образа «гуслей-самогудов». Вторая группа действий направлена на освоение двигатель ных навыков. При этом целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами — различными движениями: из области физических упражнений, сюжетной драматургии (инсценирование игровых образов, развитие сюжетной линии), танца (элементы народного танца и современного балета). В соответствии со сказанным музыкально-ритмические навыки включают развитие эмоциональной отзывчивости, реакции на смену музыкальных образов, их характер, на смену частей, фраз в структуре произведений, а также на метроритмические, динамические, темповые изменения, но при этом особенно важно добиваться выразительности при выполнении движений детьми. 8.2.2. Возрастные особенности развития музыкально-ритмических и двигательных навыков в дошкольном детстве Как и в любом виде музыкальной деятельности, характер музыкально-ритмических дви
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2690)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |