МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ КАК ВИД ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Обсуждение проблемы развития музыкального восприятия невозможно без знания общей характеристики восприятия как психического процесса. В психологическом словаре восприятие определяется как целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств, т. е. это действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии. При этом восприятие — не пассивное копирование, а живой, творческий процесс познания. Восприятие связывается психологами с перцептивными процессами (от лат. perceptio — восприятие), обеспечивающими процесс познания. Поэтому, будучи необходимым этапом познания, оно всегда связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет аффективно-чувственную окраску (схема 16). В.Медушевский определяет восприятие музыки как восприятие- мышление и рассматривает его как универсальную музыкальную способность, формирующуюся на основе музыкального опыта. При этом в восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. Особенно велика роль эмоционального компонента. Формирование же музыкального мышления способствует не только музыкальному, но и общему интеллектуальному развитию дошкольника. Глубина музыкального восприятия зависит не только от врожденных характеристик органов слуха, но и от социального опыта восприятия аудиально-интонационной информации (В.П.Анисимов). Исследования психологов показывают, что процесс восприятия осуществляется рядом анализаторов. При этом двигательные ощущения участвуют во всех видах восприятия. К ним относятся: ■ движения руки, ощупывающей предмет; ■ движения глаза, прослеживающего видимый контур предмета; ■ движения гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т. д., т. е.существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. Н. А. Ветлугина определяет музыкальное восприятие как сложный, чувственный, поэтический процесс постижения музыки, наполненный глубокими внутренними переживаниями слушателя, в котором взаимодействуют сенсорные ощущения музыкальных созвучий, пред шествующий опыт знакомства с музыкальными сочинениями, живые ассоциации с происходящим в данный момент (схема 17). В соответствии с этим развитое музыкальное восприятие характеризуется: " эстетически-эмоциональной окрашенностью (переживание красоты музыкального образа, чувств, мыслей и настроений); " избирательностью (музыкальное произведение нравится, не нравится, оставляет равнодушным); ■ внутренней активностью (смысловое содействие художественному образу произведения). Известный музыкант-психолог Е. В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприя тие — в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет прочувствованное и осмысленное восприятие, в отличие от восприятия музыки как звуковых сигналов, отмечая при этом, что важно формировать именно музыкальное восприятие. А. Л. Готсдинер, ученый, занимающийся проблемами музыкальной психологии, выделяет четыре стадии формирования музыкального восприятия.) Стадия сенсомоторного научения — ощущения и первичные познавательные процессы соотнесенности раздражителя с объектом. Возникают простейшие эмоциональные реакции: комплекс оживления, движение глаз, улыбка и т. д. Стадия перцептивных действий — возникновение активных движений, направленых на обследование предмета. Такая возможность наступает у ребергка по мере возрастания двигательной активности, а для слуховой системы — с появлением голосовых реакций: гуления, элементов речи. Наблюдается переход от ощущения к восприятию, качество которого улучшается: запоминаются константные признаки звучащей музыки (ладовые, ритмические, тембровые характеристики); ■ повышается эмоциональная реакция на конкретные музыкальные произведения. Восприятие музыки приобретает свое чувственно-предметное содержание и образует важную форму познания и общения со взрослыми. Содержательное восприятие музыки возникает на стадии об разования эстетических моделей, когда происходит активная выработка мыслительных операций сличения, сравнения и оценки воспринимаемой музыки. Небольшие сочинения или отдельные музыкальные отрывки чаше запоминаются. При этом они обобщаются, формируя в представлении слушателя определенные модели: ■ жанра (марш, симфония, опера, ария); ■ лада (мажорная или минорная окраска) ; ■ формы музыкального произведения (двухчастная, трехчастная и т.п.). На этой стадии складывается устойчивое эмоциональное отношение к определенным музыкальным произведениям, проявляется оценочное отношение к музыке. Восприятие переходит от чувственного к чувственно-логическому. По мере накопления слухового опыта в сознании закрепляются постоянно повторяющиеся интонации (например, интонация сексты связана с романсом, а интонация кварты — с маршем), наиболее характерные ритмы и признаки жанра. Обобщенные комплексы являются эталоном для узнавания, сличения и сравнения. Восприятие становится все более осознанным. Четвертая стадия музыкального восприятия определяется как эвристическая, или творческая. Процесс восприятия на этой стадии все больше опирается на предшествующий звуковой опыт. Возникает способность к вероятностному прогнозированию — антиципация, в которой переплетаются природные и приобретенные в индивидуальном опыте свойства. Чем больше слушательский опыт, знания о закономерностях развития музыкальной формы, тем больше совпадений между реальным звучанием и ожидаемым продолжением, которое возникает в сознании во время слушания музыкальных произведений. При этом А. Л. Готсдинер считает, что предвосхищение реального звучания, опирающееся на воображение и фантазию, — характерная черта развитого восприятия. В связи со сказанным Е.А.Дубровская отмечает, что детей-дошкольников можно вывести на третью стадию развития музыкального восприятия — образования эстетических моделей — при условии хорошей организации музыкального воспитания в дошкольном учреждении. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ Опираясь на работы педагогов-музыкантов (Н. А. Ветлугина, О.П.Радынова, К.В.Тарасова и др.), можно выделить следующие возрастные характеристики музыкального восприятия в дошкольном детстве. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается Ф непроизвольным характером, эмоциональностью. Ребенок откликается на музыку прежде всего двигательными реакциями, испытывая состояния оживления, возбуждения или покоя. С приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок может определять характер произведения. Дети уже в раннем детстве различают общее настроение, характер музыки, воспринимают ее эмоциональное содержание. В младших группах у детей быстрая переключаемость внимания — они не могут долго его концентрировать на продолжительном звучании музыки и поэтому лучше воспринимают небольшие, яркие по образам произведения. При этом более эмоционально откликаются на вокальную музыку. Для них характерны внешние проявления чувств при слушании — удивление, радость,выражающаяся в подпрыгивании, хлопках в ладоши. В младшем дошкольном возрасте восприятие музыки основывается на осознании отдельных компонентов музыкальной интонации. Интерпретация музыки, ассоциативные связи при восприятии ограничиваются единичными, бедными, сугубо конкретными и односложно называемыми образами. У детей 4—5 лет уже заметна устойчивость в музыкальных переживаниях и чувствах, которые носят более дифференцированный характер. Они бурно, весело откликаются на бодрые плясовые мелодии, часто хотят узнать, о чем рассказывает музыка. Отмечаются отдельные проявления слуховой наблюдательности. У детей 5— 7 лет в результате накопленного ими опыта слушания музыки, тезауруса (жизненный опыт, опыт восприятия музыки, «словарь эмоций») восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления. Вырабатывается умение сосредоточиваться при слушании, улавливать детали исполнения. Дети начинают более осознанно интересоваться музыкой, способны уловить и установить не только общее настроение произведения, но и его смену в развитии музыкальных образов, наиболее выразительные музыкальные средства. Они в состоянии сопоставить явления действительности с впечатлениями, которые получают от музыки. Появляются любимые произведения. К. В. Тарасова утверждает, что развитие музыкального восприятия-мышления детей, особенно в период 4 — 7 лет, происходит в единстве двух основных линий: собственно интонационного восприятия; сознания музыки, ее интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом ребенка. Анализ литературы по данной проблеме позволяет выделить детерминанты, определяющие качество и особенности музыкального восприятия детей (Г. А. Праслова, К. В. Тарасова и др.): ■ само воспринимаемое музыкальное произведение и качество его исполнения; ■ музыкальный опыт (прежде всего опыт восприятия музыки) и жизненный психологический опыт ребенка; ■ характер его музыкальной деятельности; ■ внешние условия и индивидуальные особенности (тип нервной системы, способность длительного сосредоточения, воображения и т.п.). Ученые утверждают, что как в овладении человеческой речью, так и в овладении музыкальной речью важна среда: в первом случае — речевая и музыкальная — во втором. Ребенок усваивает речь, находясь в человеческом окружении. Яркие музыкальные впечатления, накопленные в раннем детстве, сопоставимы с восприятием речи младенцем, так как отсутствие речевого окружения делает невозможным усвоение языка. Это же относится и к музыкальному языку (О. П. Радынова и др.). Если ребенок попадает в изолированную от общения с людьми среду, то после 3-летнего возраста ему трудно будет научиться говорить. Поэтому музыкальный язык, имеющий общую с речью интонационную природу, также должен усваиваться человеком в раннем детстве. В этой ситуации особенно важным представляется тот факт, что восприятие музыки может осуществляться уже тогда, когда ребенок еще не может включиться в другие виды музыкальной деятельности и не способен воспринимать другие виды искусства. Обобщая, приведем известное высказывание о том, что любим и понимаем мы лишь то, что хорошо знаем, неизвестное ни любить, ни понять невозможно. Так, например, понять сказку на чужом языке можно только, если этот язык человеку известен. Поэтому если ребенок усваивает «интонационный словарь» (О. П. Радынова) специфически детской музыки, часто далекой от совершенства (в детском саду), и развлекательной (в семье), он никогда не поймет, а значит не полюбит классическую музыку, «интонационный словарь» которой ему не известен.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕПЕРТУАРА ДЛЯ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ Говоря о развитии музыкального восприятия, невозможно обойти вопрос о том, какую музыку предлагать детям для слушания. О. П. Радынова в связи с этим отмечает, что поскольку развитие музыкального восприятия детей осуществляется посредством всех видов музыкальной деятельности, то необходимо рассматривать качество репертуара в целом. Кроме того, музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большой степени определяет содержание музыкального образования, способствует решению задач музыкального воспитания (прежде всего формированию основ музыкальной культуры детей, так как накопленные музыкальные впечатления, «интонационный словарь» будут служить основой для формирования музыкального вкуса и музыкальных предпочтений ребенка). Поэтому оценка качества музыкальных произведений, используемых в работе с дошкольниками, является важнейшим вопросом методики, а отбор репертуара имеет первостепенное значение. Подобный подход к подбору репертуара для слушания музыки связан также с тем, что в единстве с музыкально-эстетическими решаются и задачи всестороннего развития ребенка. В частности: ■ совершенствуется его нравственный облик; ■ развиваются умственные, познавательные процессы; осуществляется эмоциональное развитие; ■ развитие исполнительских умений и творчества в художественных видах детской деятельности (речевой, игровой, изобразительной и т. д.). Традиционно в качестве основных требований к музыкальному репертуару, используемому в работе с детьми, выдвигают два основополагающих: художественности и доступности. Качество музыкальных произведений должно отвечать самым высоким требованиям художественности, так как первые впечатления от музыки очень важны для формирования музыкально-эстетического сознания как основы музыкальной культуры и — шире — духовной культуры человека в целом. Требованию художественности отвечает прежде всего тот круг произведений, который человечество отобрало и донесло до нашего времени — классические музыкальные произведения и народная музыка. Критериями художественности могут выступать произведения, обладающие: ■ яркостью, эмоциональностью, способные вызвать в человеке эмоциональный отклик и глубокие душевные переживания; ■ гармонией музыкального образа и средств его выразительности, отражающие достаточно полно и глубоко богатый духовный мир человека. Требование доступности рассматривается в двух аспектах: • доступность содержания репертуара — соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному и жизненному опыту ребенка; доступность для исполнения детьми, т.е. соответствие их возрастным возможностям. Исследования О. П. Радыновой показывают, что для восприятия детям уже начиная с раннего возраста доступны образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, легкую грусть. В то же время, поскольку музыка воздействует на человека и физиологически (В. М. Бехтерев и др.) — успокаивает или возбуждает (в зависимости от ее содержания), предлагать для слушания произведения с тревожностью, мрачностью звучания не следует. Кроме того, дети легче усваивают песни, отличающиеся образной характерностью, эмоциональностью. Можно использовать в ходе организации педагогического процесса, как в повседневной жизни, так и на различных занятиях следующие музыкальные произведения (А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунская). Это как классическая, так и ставшая уже классиеской детская музыка 1970— 1980-хгодов, а также хорошая эстрад
Для обогащения и актуализации эмоционального опыта дошкольника, «проживания» собственных эмоциональных переживаний, а также для понимания психологических особенностей ребенка, его эмоционального состояния воспитателю можно использовать следующие произведения. Воспитатель всегда должен помнить — чем устойчивее связь ребенка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие. Традиционно считается, что по сравнению с инструментальной большее влияние на детей оказывает вокальная музыка, так как она основана на единстве музыкального и литературного текстов, а ребенок всегда связывает звучание с конкретными образами, что облегчает ему понимание музыкального произведения. Кроме того, отмечается, что в работе с дошкольниками с точки зрения доступности достаточно эффективно использовать про граммную музыку, т. е. инструментальную, в которой композитор либо указывает название произведения (подразумевает наличие некоторой обобщенной программы), либо пишет музыку на определенный сюжет, литературный текст, что также способствует более осознанному восприятию музыкального произведения. Вместе с тем говорится о том, что доступность содержания не должна пониматься как использование только лишь программно-изобразительных образов, близких детям (природа, игра, игрушка, сказка, образы животных и птиц и т.д.), дающих опору на внешние предметные образы. Необходимо ориентироваться прежде всего на возможности восприятия ребенком эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить. При этом особо отмечается, что требование доступности репертуара не должно вступать в противоречие с требованием его художественности. Г. А. Праслова выделяет еще ряд требований к репертуару. Это — его воспитательная направленность и педагогическая целесообразность, обусловленные его способностью вызывать у детей положительные эмоции, поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности. А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунская, опираясь на концепцию ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности, конкретизируют требования к репертуару рядом принципов: ■ учет музыкальных интересов, детской субкультуры; ■ учет деятельностной природы ребенка; ■ учет эмоционального и жизненного опыта; учет индивидуальных особенностей восприятия музыки; ■ разнообразие задач, решаемых в процессе восприятия музыки — обогащение эмоционального опыта ребенка, процесс его социализации; ■ развитие психических процессов; расширение музыкального кругозора, музыкальной образованности. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ Ученые утверждают, что человек не может воспринимать прежде, чем научится пользоваться органами чувств (осязать, видеть, слышать и т.д.), ибо восприятие — это система перцептивных действий, и овладение ими требует обучения и практики. При этом развитие музыкального восприятия невозможно без специально организованной деятельности — слушания музыки. Слушание музыки может осуществляться в различных формах: в ходе участия детей во всех видах детской музыкальной деятельности, на праздниках, на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, в семье и т. п. Организация процесса восприятия музыкального произведения включает несколько этапов (Л.А.Безбородова, А.Г.Гогобе-ридзеидр.): " краткое и образное вступительное слово педагога, способствующее заинтересованности, активизации внимания детей, их настрою на восприятие; ■ первоначальное прослушивание музыкального произведения; " беседа о прослушанном произведении, разбор полученных впечатлений, привлечение внимания детей к основным средствам музыкальной выразительности; ■ повторное слушание, уточнение отдельных средств выразительности, закрепление представлений о прослушанном произведении, готовность рассуждать о нем, оценивать, желание послушать его еще; ■ слушание музыкального произведения на последующих занятиях с целью сравнения его с новыми музыкальными образами, создание условий для выражения результатов восприятия в деятельности — игровой, художественной, двигательной. Рассматривая роль воспитателя в осуществлении процесса восприятия музыки на музыкальном занятии, следует отметить, что он в основном пассивен, поскольку музыкальное произведение исполняет и проводит по нему беседу не он, а музыкальный руководитель. Воспитатель же на личном примере показывает детям, как надо слушать музыку, следит за дисциплиной. Знакомство с музыкальными произведениями должно происходить в зависимости от возраста дошкольников по определенной системе. Последовательно усложняется семантический музыкальный ряд, разнообразнее становятся чувства, расширяется круг явлений жизни, переданных в музыке. К Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и другие ученые утверждают, что для развития восприятия важную роль играет музыкально- сенсорное воспитание ребенка. В дошкольном детстве это развитие А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунская предлагают при организации процесса восприятия музыки дошкольниками придерживаться ряда принципов: ■ гуманизации — ориентация на личность ребенка; ■ учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;" учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка — учет музыкальных интересов и своеобразия музыкального опыта; ■ субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации восприятия музыки — свобода реакций и высказываний ребенка, отклик на его инициативы, связанные с воплощением услышанного им в музыке и т. п.; ■ педагогической поддержки — оказание помощи ребенку, испытывающему затруднения, снятие эмоциональной напряженности; ■ профессионального сотрудничества и сотворчества — взаимодействие музыкального педагога и воспитателя, сотрудничество с семьей; ■ отбора музыкальных произведений в процессе организации восприятия музыки детьми дошкольного возраста; ■ целенаправленности, систематичности и последовательности в организации процесса восприятия музыки детьми; ■ продуктивности процесса детского восприятия — результатом может явиться творческий продукт, воплощенный в рисунке,танце, мелодии, игре, слове и т.д.; ■ синкретичности — объединение различных способов художественно-творческой деятельности дошкольников при восприятии музыки. Помимо методов, описанных выше, для развития музыкального восприятия используются также собирание музыкальных коллекций (Н.Л. Гродзенская): вальсов, полек, тематических программ или создание «копилки чувств» (Е. И.Юдина). В развитии музыкального восприятия можно использовать и методы, предложенные Д. Б. Кабалевским: эмоциональной драматургии; забегания вперед и возвращения к пройденному на новом уровне; ■ размышлений о музыке; ■ музыкального обобщения (Э. Б. Абдуллин). К Л.А.Безбородова и Ю.Б.Алиев выделяют ряд приемов • активизации внимания детей для музыкального восприятия, аналогичные общепедагогическим приемам: ■ новизны (педагог заинтриговывает детей сообщением новой информации); ■ персонификации (педагог использует предрасположенность детей к сопереживанию); ■ соучастия (педагог моделирует определенную знакомую детям ситуацию: «Представьте, что вы находитесь в концертном зале...»); ■ игры голосом (выразительная речь педагога). Кроме того, авторы предлагают ряд необходимых условий полноценного музыкального восприятия произведений искусства: ■ систематическое педагогическое руководство; ■ эмоциональная открытость и педагога и детей, выражающаяся в ■ небольшие объемы музыкальных произведений. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Дайте характеристику понятию «музыкальное восприятие». 2. Какие требования к отбору репертуара для слушания музыки вам известны? 3. Раскройте особенности развития музыкального восприятия до школьников. 4. Составьте развернутый план-конспект беседы о музыкальном произведении. 5. К.В.Тарасова изучала логику становления музыкального восприятия в онтогенезе. Ею были выявлены этапы развития музыкального восприятия в дошкольном детстве и средства выразительности, на которые дошкольники ориентируются при слушании музыки. Сравните этапы, выявленные К.В.Тарасовой, с характеристикой стадий музыкального восприятия по А.Л.Готс-динеру. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. — М.: Академия, 2004. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Академия, 2005. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей. - М.: Владос, 2004. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983. ГотсдинерА.Л. Музыкальная психология. — М., 1993. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. — М.: Педагогика, 1988.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2952)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |