Наблюдение является первичным и элементарным познаватель-
Ным процессом на эмпирическом уровне научного познания. Как науч- Ное наблюдение оно состоит в целенаправленном, организованном, сис- Тематическом восприятии предметов и явлений внешнего мира. Осо- бенности научного наблюдения: · опирается на развитую теорию или отдельные теоретические положения; · служит решению определенной теоретической задачи, поста- Новке новых проблем, выдвижению новых или проверке существую- щих гипотез; 80 · имеет обоснованный планомерный и организованный характер; · является систематичным, исключающим ошибки случайного происхождения; · использует специальные средства наблюдения – микроскопы, Телескопы, фотоаппараты и т. п., существенно расширяя тем самым об- Ласть и возможности наблюдения. Одно из важных условий научного наблюдения состоит в том, что Собранные данные не носят только личный, субъективный характер, но При тех же условиях могут быть получены другим исследователем. Все Это говорит о необходимой точности и тщательности применения этого, Казалось бы, несложного метода, где роль конкретного ученого особен- Но значима. Это общеизвестно и само собой разумеется. Однако в науке известны случаи, когда открытия совершались Благодаря неточностям и даже ошибкам в результатах наблюдения. Так, Многие годы датский астроном ХVI в. Тихо де Браге следил за передви- жением планет, особенно за Марсом. На основе этих данных его ученик И. Кеплер сформулировал важнейшие законы, в том числе – закон об эллиптической форме планетных орбит. «Однако позднее выяснилось, Что наблюдения де Браге не точны настолько, что, знай Кеплер всю Правду, добытую последующей работой, все возмущения, по тем време- Нам от науки еще сокрытые, он не смог бы выявить путь Марса в его, так сказать, «чистой» форме, т. е. вывести закон. <...> Неточности, до- Пущенные Т. де Браге (и обусловленные уровнем наблюдательной тех- Ники его времени), как бы провели те упрощения, которые следовало Провести И. Кеплеру, вообще любому, взявшемуся за этот предмет. Сии Упрощения и позволили за сложными и громоздкими формулами вы- числения орбиты усмотреть истинный путь перемещения планеты, от- казавшись от общепринятого тогда мнения, что планеты движутся по Окружностям, – мнения, искажающего их законный бег. Неточность Сыграла роль своего рода решета, которое, просеяв частности, спасло Общее, помогло пройти через подробности и поймать существо дела» [88; с. 102]. Разумеется, за этим стоит не столько проблема точности наблю- Дения (все-таки точность остается одним из главных требований к ис- Следователю), сколько характер интерпретации данных наблюдения И роль теории как базы интерпретации. Именно теория или принятая Гипотеза позволяет проводить целенаправленное наблюдение и обнару- Живать то, что без теоретических ориентиров остается незамеченным. Однако следует помнить, что исследователь, «вооруженный» теорией Или гипотезой, будет достаточно тенденциозным, что, с одной стороны, Делает поиск более эффективным, но с другой – может отсеять все про- Тиворечивые явления, не укладывающиеся в данную гипотезу. В исто- 81 Рии методологии данное обстоятельство породило эмпирический под- Ход, в котором исследователь стремился полностью освободиться от ка- Кой-либо гипотезы (теории), с тем чтобы гарантировать чистоту наблю- Дения и опыта. Так, в начале ХХ в. известные социологи Ф. Знанецкий и У. Томас В работе «Польские крестьяне в Европе и Америке», принимаясь за изу- Чение положения польских крестьян-эмигрантов в СIIIА, явно сформу- лировали принцип «нуль-гипотезы», но, по существу, исходили __________из но- Вых методологических идей в социологии, разрабатываемых Знанецким. Уже в середине этого же века известный шведский экономист и социо- Лог Г. Мюрдаль в исследовании «Американская дилемма», посвящен- Ном положению афроамериканцев в США, не только уделяет особое Внимание концепции, лежащей в основе работы, но и в особом прило- Жении описывает роль ценностных предпосылок, в частности различ- Ных мнений и предрассудков, в социальных исследованиях. Он считал, Что не существует другого способа их «нейтрализации», как «повер- Нуться лицом к оценкам» и ввести их как явно установленные ценност- Ные предпосылки. Ученый предложил систему требований, обеспечи- Вающих выявление ценностных посылок, и реализация этих требований Приводит к тому, что «анализ социальных проблем в теоретических Терминах освобождается от произвольности и защищен от бессозна- Тельного эффекта предрассудков» и оценок. В наблюдении активность субъекта еще не направлена на преоб- Разование предмета изучения. Объект остается недоступным целена- Правленному изменению и изучению или сознательно ограждается от Возможных воздействий с целью сохранения его – естественного со- Стояния, и это главное преимущество метода наблюдения. Наблюдение, Особенно с включением измерения, может натолкнуть исследователя на Предположение о необходимой и закономерной связи, однако само по
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |