Применение рассмотренных методов обработки фактуального
Знания может привести к обнаружению некоторой объективной регу- Лярности, к обобщениям на эмпирическом уровне. В связи с этим вы- Сказывается предположение о том, что эта регулярность обладает стату- Сом закона. Однако исследователь всё еще остается на эмпирическом 93 Уровне познания, поскольку и гипотеза, и закон – это пока эмпириче- Ские формы знания. В чем их гносеологические особенности? Специфи- Ка эмпирической гипотезы состоит в том, что она является вероятност- Ным знанием; носит описательный характер, т. е. содержит предполо- Жение о том, как ведет себя объект, но не объясняет почему; обобщает Результаты непосредственного наблюдения и выдвигает предположение О характере эмпирических зависимостей; формулируется средствами языка, содержащего термины наблюдения. Примеры таких гипотез: «чем сильнее трение, тем большее количество тепла выделяется»; «лю- Бое цветовое ощущение вызывается комбинацией только трех цветов (гипотеза Гельмгольца); «металлы расширяются при нагревании» и др. Эмпирический закон – это наиболее развитая форма вероятност- Ного эмпирического знания, с помощью индуктивных методов фикси- рующего количественные и иные зависимости, полученные __________опытным Путем, при сопоставлении фактов наблюдения и эксперимента. В этом Его отличие как формы знания от теоретического закона – достоверного Знания, которое формулируется с помощью математических абстрак- Ций, а также в результате теоретических рассуждений, главным образом Как следствие мысленного эксперимента над идеализированными объ- Ектами. Иллюстрируя эти положения, В. С. Швырев приводит следующий Пример: закон Бойля – Мариотта как эмпирический выражает отноше- Ние между внешними параметрами газа, т. е. в сфере явления; в молеку- Лярно-кинетической теории он выводится в результате определенного Мысленного эксперимента (теоретический метод) над моделью идеаль- Ного газа. Как теоретический он предстает законом о состоянии давле- Ния и объема идеального газа, выражает необходимые, сущностные со- отношения между внутренними структурами [103]. Итак, эмпирический уровень исследования достиг своего потолка, Завершившись не созданием теории (как иногда ожидают), но лишь Первоначальными обобщениями типа эмпирических законов и гипотез. Исследования __________последних десятилетий показали, что теорию нельзя по- Лучить в результате индуктивного обобщения и систематизации фактов, Она не возникает как логическое следствие из фактов, механизмы ее Создания и построения имеют иную природу, предполагают скачок, пе- Реход на качественно иной уровень познания, требующий творчества И таланта исследователя. Это подтверждается, в частности, многочис- Ленными высказываниями великого А. Эйнштейна о том, что нет логи- Чески необходимого пути от опытных данных к теории; понятия, возни- Кающие в процессе нашего мышления, с чисто логической точки зрения «являются свободными творениями разума, которые нельзя получить из Ощущений». 94 Тема 7 МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методы построения и исследования идеализированного объекта Методы построения и обоснования теоретического знания Методы построения и исследования Идеализированного объекта Задача познания – не только обнаружить эмпирические зависимо- Сти, но объяснить их основания и причины, для чего необходимо обра- Титься к другим методам и формам научно-познавательной деятельно- Сти с целью построения идеального объекта и выдвижения объясни- Тельной гипотезы. Это и означает переход на другой – теоретический Уровень исследования, который объективно необходим, поскольку тео- Ретические знания, как это было обосновано многими учеными, начиная С А. Эйнштейна, невозможно вывести из опыта с помощью индуктивно- Го обобщения. Оно расширяет область обобщения, но не переводит по- Знание на новый уровень и не меняет его вероятностного характера. К теоретическому уровню относят все те формы познания, в которых В логической форме формулируются законы и другие всеобщие и необ- Ходимые связи объективного мира, а также получаемые с помощью ло- Гических средств выводы и вытекающие из теоретических посылок Следствия. Теоретический уровень представляет собой различные фор- Мы, приемы и этапы опосредованного познания действительности. Методы и формы познания теоретического уровня в зависимости От выполняемых ими функций можно разбить на две группы и отразить в таблицах. Первая группа – методы и формы познания, с помощью ко- Торых создается и исследуется идеализированный объект, представ- Ляющий базовые, определяющие отношения и свойства как бы в «чис- Том» виде. Вторая группа – методы построения и оправдания теорети- Ческого знания, которое дано в форме гипотезы, приобретающей в ре- Зультате статус теории. Методы первой группы создают возможность построить идеаль- Ную знаковую модель и заменить изучение реальных объектов и про-
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |