Их окончательную истинность, то можно обнаружить их ложность, оп-
Ровергнуть и отбросить, не подновляя «к случаю», поскольку это ведет К догматизму. Однако в конечном счете, преодолевая крайности своей Концепции, Поппер согласился признать возможность модифицировать Фальсифицированную теорию на основании специально разработанных критериев [67; с. 112–123]. В целом, как показывают исследования различных представите- Лей философии науки и, в частности, американского математика и фи- Лософа У. Куайна, проверка и оправдание научных высказываний воз- Можны при установлении логической согласованности между эмпири- Ческим базисом, интерпретативной теорией и системой теоретических Постулатов. Таким образом, рассмотренные методы и формы теоретического Уровня исследования раскрывают его специфику, те логические и эври- Стические средства, которые, хотя и не ведут прямым путем к открытию Новых идей и законов, но в целом регулируют и обеспечивают процесс Исследования, служат необходимой методологической опорой творче- Ского поиска и оправдания теории. Эти познавательные средства суще- Ственно дополняются идущими от общества и его культуры социально- Историческими, мировоззренческими и философскими предпосылками, Определяющими в конечном счете стратегию поиска, оценки его ре- Зультатов. 109 Тема 8 ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Современное представление о предмете, структуре и функциях Социально-гуманитарных наук Сходство и различие естественных и социально-гуманитарных наук Понимание и объяснение в социально-гуманитарных науках Методологические принципы анализа текста как «первичной Данности (реальности)» всякой гуманитарной дисциплины Специфические средства и методы социально-гуманитарных наук Современное представление о предмете , структуре И функциях социально-гуманитарных наук Современный образ социально-гуманитарных наук включает В качестве существенных моментов учёт своеобразия генезиса, структу- Ры и функций, а также особенностей обоснования и защиты их научно- Го статуса. В отношении первого аспекта отметим, что фундаментом этих на- Ук послужили знания об обществе и человеке, которые формировались С древнейших времён. История возникновения и развития социально-гуманитарного Знания неразрывно связана с историей становления человечества как Социума в его культуре. Сами языки народов мира, важнейшие элемен- Ты и трансляторы культуры со всей очевидностью формировались в ка- Честве вербальных форм знания об окружающем мире, о богах и самом Человеке в его отношениях с другими людьми и т. д. Знания аккумули- Ровались в мифах, в религиозных верованиях, магии, фольклоре, обря- Дах, обычаях, мистериях, здравом смысле и передавались от поколения К поколению вначале в устной, а затем и в письменной традициях. Вы- Ступая в качестве достоверного социального опыта и понимаемого на- Шими предками как непреложные истины, не подлежащие сомнению, Они, эти древние знания, служили им «руководством к действию» в их Повседневной жизни – в хозяйственной и торгово-экономической сфе- Рах деятельности, в организации управления и выполнения властных Функций, ориентировали на определенные стандарты и формы действий И поведения, помогали регулировать и межличностные, коммунитарные Отношения, и развивающиеся социальные отношения. Активно участвуя (в качестве мыслеобразов, мыслеформ челове- Ческой деятельности) в формировании социума в системную организа- 110 Цию, социально-гуманитарное знание одновременно оформляет его культуру, наполняя её многообразное и сложное содержание. Оно за- Полняет собою летописи, проступает в религиозных текстах, литератур- Ных и исторических сочинениях и в философских трактатах. Впервые «в чистом виде» в качестве самостоятельных дисциплин социально- Гуманитарные знания были выделены Аристотелем (логика, политика, Этика, психология и др.). Однако в дальнейшем ходе человеческой ис- Тории (практически всё средневековье) оно остается и функционирует На уровне все тех же «учебных» дисциплин, развиваясь лишь в рамках Теософии и позже – философии истории в виде «утопий», социальных, Гуманистических, этических идей. И только после социальных потрясе- Ний в Европе в конце XVIII–XIX вв. общество испытывает потребность В более рациональной организации, расстановке сил и перспективных Прогнозах своего развития, что послужило толчком к самостоятельному Развитию социально-гуманитарного знания и его институцианализации. Это была скорее предыстория социальных и гуманитарных наук. Что же касается истории этих наук, то она началась сравнительно недавно, В первой половине XIX в., когда в культуре техногенной цивилизации от- Чётливо оформилось, с одной стороны, отношение к различным человече- Ским качествам и к социальным феноменам как к объектам управления И преобразования, с другой стороны, потребность в соответствующем ти- Пе образовательных практик, формирующих нужный для данного типа
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |