Мая гипотеза, которая должна быть согласована с научными законами
И другими системами знаний, достоверность которых уже доказана. Ес- Ли новая гипотеза охватывает более широкий круг событий и явлений, То старая теория рассматривается как частный случай на основе так на- Зываемого принципа соответствия. Примерами этого служат вхождение Классической теории химического строения как частного случая в со- Временную химическую теорию классической механики; в виде частно- Го случая – в теорию относительности. Следующее условие связано с характером и природой получае- Мых из гипотезы следствий. Наиболее продуктивной считается гипоте- За, из которой дедуктивным путем получено максимальное число раз- Нообразных следствий, причем исходные посылки гипотезы чаще всего Бывают неопределенными. Однако для них обязательно должна сущест- Вовать возможность экспериментальной, вообще, опытной проверки, Т. е. гипотеза должна быть принципиально проверяемой, даже если тех- Нически на данном этапе это осуществить невозможно. В эксперимен- Тах проверяются не сами гипотезы, но получаемые из них следствия, 103 Относящиеся к конкретным реальным явлениям и событиям. Гипотеза, Многие следствия из которой подтверждены опытным путем, становится Достоверным знанием и приобретает статус теории. Это означает, что Различие между этими формами знания состоит не в содержании и не в Логической структуре, но в степени достоверности истинности и знания. Гипотетико-дедуктивный метод исследования вместе с тем не Универсален и далеко не во всех случаях может быть применен. Форми- Рующаяся с его помощью модель теории выступает как своего рода Конкретизация и эмпирическая интерпретация формальной теории. Од- Нако даже в математизированном естествознании, наряду с дедуктив- Ным выводом, из аксиом по правилам логики реализуется содержатель- Ное мышление, в частности мысленный эксперимент с идеальными объ- Ектами. Сохраняется также связь с эмпирическим материалом, часто Требующим уточнения структуры и элементов теории, что не учитыва- Ется в стандартной теории научного познания. Поэтому была разработана иная структурная модель теоретиче- Ского знания на основе конструктивно-генетического метода, предпола- Гающего, наряду с аксиоматико-дедуктивной организацией теорий, дос- Таточно обширный слой неформализуемых компонент, организованных По другим принципам, в виде различных моделей и схем. Известный отечественный логик В. А. Смирнов __________впервые показал Существенное различие аксиоматического и генетически конструктив- Ного развертывания теории. Обращаясь к классическому примеру – евк- Лидовой геометрии, он показал, что обычно рассматриваемые «Начала» Евклида как пример несовершенного аксиоматического построения В действительности являются попыткой конструктивного (генетическо- го) построения теории» [86; с. 278]. При этом существенную роль У Евклида играли мысленные эксперименты с идеальными циркулем И линейкой, абстрактными объектами – точкой, окружностью, прямой, Отрезком, что служило основой для получения знаний, вошедших в гео- Метрию. Генетический метод построения теории имеет дело не столько С логическими действиями над высказываниями, сколько с абстрактны- Ми объектами в знаковой форме, моделями, мысленный эксперимент С которыми становится ведущей операцией. Так, механическое движение представляют не в абстрактных по- Нятиях и операциях с ними по правилам логики, но как перемещение Идеального объекта, например точки, в пространственно временной Системе и изменение его движения под действием силы. Точки пред- Ставляют реальные физические тела в мысленном эксперименте, теоре- Тические выводы, соответственно, получают не за счет логических опе- Раций, а с помощью такого воображаемого эксперимента с абстрактны- Ми объектами теории. 104 В наиболее обоснованной и зрелой концепции теоретического Знания В. С. Степина в качестве ведущих элементов структуры теории Рассматриваются теоретические схемы, представленные относительно Независимо в языке содержательного описания либо в форме математи- Ческих зависимостей на языке формул. Частные теоретические схемы Формируются на основе фундаментальной схемы и образуют соответст- Вующие иерархии и самостоятельные подсистемы. Так, основание фи- Зической теории составляют математический формализм – первый слой, Фундаментальная теоретическая схема – второй слой, они всегда взаи- Мообусловлены. Развитая теория строится на основе синтеза частных Теоретических схем, которые предстают как выводимые или конструи- Руемые из фундаментальной теоретической схемы; соответственно, ча- Стные теоретические законы выступают как следствие фундаменталь- Ных законов теории. Как показал В. С. Степин, «развертывание знаний осуществляется В этом случае путем мысленного экспериментирования с абстрактными Объектами, исследование связей которых позволяет... вводить новые абст- Ракции, продвигаясь в плоскости теоретического содержания без обраще-
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |