Ния к приемам формализованного мышления. Показательно, что в развитой
Научной теории эти два способа выведения знаний дополняют друг друга. Во всяком случае, анализ процедур развертывания физической теории по- Казывает, что пробег в сфере математики, которая задает приемы «фор- Мальной работы» с физическими величинами, всегда сочетается с продви- Жением в теоретических схемах, которые эксплицируются время от време- ни в форме особых модельных представлений» [85; с. 132]. «Специфика Сложных форм теоретического знания, таких как физическая теория, состо- Ит в том, что операции построения частных теоретических схем на основе Объектов фундаментальной теоретической схемы не описываются в явном Виде в постулатах и определениях теории. Эти операции демонстрируются На конкретных примерах редукции фундаментальной теоретической схемы К частной. Такие примеры включаются в состав теории в качестве своего Рода эталонных ситуаций, показывающих, как осуществляется вывод след- Ствий из основных уравнений теории. В механике к эталонным примерам Указанного типа можно отнести вывод из законов Ньютона закона малых Колебаний, закона движения тела в поле центральных сил, законов движе- ния твердого тела и т. д...» [85; с. 133]. Таким образом, в результате применения гипотетико- дедуктив- Ного или конструктивно-генетического методов, а также их сочетания Может быть построена теория как высшая и наиболее развитая форма Знания. Под теорией как высшей формой организации научного знания Понимают целостное структурированное в схемах представление о все- Общих и необходимых закономерностях определенной области действи- 105 Тельности – объекте теории, существующее в форме системы логически Взаимосвязанных и выводимых предложений. Как следует из предшест- Вующего материала, в основании сложившейся теории лежит взаимосо- Гласованная сеть абстрактных объектов, определяющая специфику дан- Ной теории, получившая название фундаментальной теоретической схе- Мы и связанных с ней частных схем. Опираясь на них и соответствую- Щий математический аппарат, исследователь может получать новые ха- Рактеристики реальности, не всегда обращаясь непосредственно к эм- Пирическим исследованиям. Никакая теория не воспроизводит полно- Стью изучаемое явление, а элементы теории – понятия, суждения, логи- Ческие отношения и т. п. принципиально отличаются от реально суще- Ствующих, например причинно-следственных отношений, хотя и вос- Производят их. Теория – это языковая конструкция, требующая интер- Претации при ее применении к реальным явлениям. Поскольку теория Содержит модель изучаемой предметной области, то понятно, почему Возможны альтернативные теории: они могут относиться к одному эм- Пирическому базису, но по-разному представлять его в моделях. Исследователи-методологи выявили ряд функций научной теории, В частности информативную, систематизирующую, объяснительную, Предсказательную и др. Объяснительная функция является ведущей, Предполагает предсказательную функцию, реализуется в многообраз- Ных формах, в частности как причинное объяснение; объяснение через Закон (номологическое объяснение); структурно-системное, функцио- Нальное и генетическое (или историческое) объяснение. В гуманитар- Ном знании в качестве оснований для объяснения часто выступают ти- Пологии (ссылки на типичность объектов), а процедуры объяснения С необходимостью дополняются интерпретацией, в частности предпо- Сылок и значений, смыслов текстов и явлений культуры. Историческое объяснение является одним из значимых в сфере Естественно-исторического знания. Следует отметить, что гипотетико- Дедуктивный метод не фиксирует в явном виде особенности построения Теории развивающегося, имеющего свою историю объекта, как, напри- Мер, в геологии, палеонтологии, ботанике, а также в социально- истори- Ческих науках. Конструктивно-генетический метод, включающий со- Держательно-описательные компоненты, может осуществлять это лишь Отчасти. В этих случаях возникает необходимость при создании теории Сочетать исторический и логический методы в их взаимосвязи и взаи- Модействии. Исторический метод требует мысленного воспроизведения кон- Кретного исторического процесса развития. Его специфика обусловли- Вается особенностями самого исторического процесса: последователь- Ностью событий во времени, проявлением исторической необходимости 106 Через множество случайных событий, учетом случайностей. Историче- Ский способ построения знания опирается на генетический способ объ- Яснения, который применяется в том случае, если объектами исследова- Ния являются возникновение и развитие явлений, процессы и события, Происходящие во времени. В свою очередь, логический способ построе- Ния знания о развивающемся объекте, его истории есть отображение ис- Торического процесса в абстрактной и теоретически последовательной Форме. Этот процесс воспроизводится логическим методом как некото-
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |