Обобщение по темам 4–5
(Контрольные вопросы для обучающихся) 1. Дайте краткую характеристику системе психофизической трени- ровки. 24 2. Из каких этапов состоит практическое занятие психофизической тренировкой? Дайте физиологическую характеристику динамическим упражнениям аэробного характера. 3. Дайте физиологическую характеристику статическим упражнениям. 4. Дайте характеристику сеанса психофизической саморегуляции в состоянии релаксации. 5. За счет каких механизмов психофизическая тренировка улучшает настроение и самочувствие человека? Список дополнительной литературы по темам 4–5 1. Алексеев А.В. Себя преодолеть: – 3-е изд.: перераб., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с. 2. Линдеман Х. Аутогенная тренировка / Пер. с нем.С.Э. Борич. – 2- е изд. – Мн.: ООО «Попурри_______», 2002. – 192 с. 3. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка: Спра- вочное пособие. – Л.: Медицина, 1986. – 280 с. 4. Материалы заседания Государственного Совета РФ от 30 января 2002 года // Физическая культура в школе. – 2002. – № 6. 5. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: Теория и методика. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 384 с. 6. Нежкина Н.Н., Жданова Л.А., Бобошко И.Е., Ширстов А.М. Пси- хофизическая тренировка в коррекции вегетативных дистоний у детей. – Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА МЗ РФ, 2003. – 164 с. 7. Психофизическая тренировка как новая форма физического вос- питания в учреждениях образования: Пособие для врачей / Л.А. Ждано- ва, Н.Н. Нежкина, М.К. Майорова и др. – Иваново, 2005. – 56 с. Вегетативные дистонии. ПФТ – способ нормализации состояния Вегетативной нервной системы Мониторинг здоровья детского населения на одно из первых мест по распространенности выводит различные виды вегетативных рас- стройств (вегетативные дистонии). Их часто называют болезнью совре- менной цивилизации с характерной для нее психической перегрузкой и физической гиподинамией. Проявления вегетативной дистонии хорошо знакомы почти каждому школьнику и учителю. Это головные боли (особенно после напряженного учебного дня, после экзаменов или кон- трольных работ), сердцебиения, боли в области сердца (колющие, 25 ноющие, пульсирующие и т. д.), колебания артериального давления, го- ловокружения, слабость, повышенная утомляемость, раздражитель- ность, трудность концентрации внимания, потливость, нарушения сна. Иногда эти симптомы выступают «дружной командой», иногда по от- дельности, вызывая выраженный дискомфорт общего состояния. Веге- тативную дистонию обычно относят к функциональным (дизрегулятор- ным) расстройствам, то есть таким заболеваниям, которые не имеют в своей основе органических поражений внутренних органов. Однако ес- ли вегетативную дизрегуляцию не нормализовать, то она может стать начальной фазой многих хронических заболеваний, в том числе и сер- дечно-сосудистых, являющихся основной причиной смертности в Рос- сийской Федерации. Развитие стойких нарушений вегетативной регу- ляции часто служит противопоказанием для выбора многих профессий. Нами установлено, что наличие тех или иных проявлений вегета- тивной дистонии отмечается у 89 % детей среднего школьного возраста и у 85 % старшеклассников. Такая высокая частота вегетативной дизре- гуляции у школьников делает актуальной проблему поиска способов ее коррекции непосредственно в условиях учреждений образования. Определение понятия. Строение и функции вегетативной нервной системы Вегетативная дистония – это состояние, которое определяется нарушением вегетативной регуляции сердца, сосудов, внутренних ор- ганов и желез внутренней секреции. Для более полного понимания этого определения нам необходимо вспомнить анатомию и физиологию вегетативной нервной системы. Итак, нервная система условно делится на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система (soma – тело) – иннервирует попе- речно-полосатую мускулатуру тела, связки, суставы. Она является про- извольной нервной системой, деятельностью которой мы можем управ- лять сознательно (например: хочу – прыгаю, бегаю, хожу, сижу и т. д.). Вегетативная нервная система (ВНС) – отдел нервной системы, который регулирует деятельность внутренних органов, гладких мышц сосудов и кожи, различных желез и обмен веществ. Вегетативная нерв- ная система является непроизвольной, деятельностью которой в обыч- ном состоянии мы управлять не можем. Вегетативная нервная система состоит из двух основных отделов: - симпатическая нервная система – система бодрствования и на- пряжения, наиболее активна днем; 26 - парасимпатическая нервная система – система относительного покоя и отдыха, наиболее активна в ночное время. Эти два отдела вегетативной нервной системы по-разному действу- ют на функции внутренних органов (таблицу 2). Таблица 2 Влияние вегетативной нервной системы На функции некоторых органов Название Органа Влияние симпатической Нервной системы Влияние парасимпатической Нервной системы Зрачок Расширяет Сужает Сердце Расширяет Сужает Кровеносные Сосуды Сужает Расширяет Бронхо - Легочная Система Расширяет бронхи , учащает Дыхание Сужает бронхи , урежает дыхание Скелетная Мускулатура Повышает тонус Расслабляет
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |