Возможные перекрестные аллергические реакции на пищевые продукты/вешества (бактериальные, грибковые, лекарственные)
У детей первого года жизни пищевая аллергия является ведущим видом сенсибилизации, с возрастом у большинства больных торпидное течение АД обычно поддерживается бактериальной или грибковой флорой. Состояние микробиоценоза кожи и слизистых оболочек ребенка зависит в первую очередь от общего и местного иммунного ответа, неспецифических защитных факторов. При этом характерно, как уже неоднократно указывалось выше, что обсеменение кожи патогенной и условно-патогенной микрофлорой в большинстве случаев сопровождается нарушениями в составе биоценоза слизистых оболочек с вегетированием этих же бактерий в просвете желудочно-кишечного тракта. В то же время, нарушения в составе кишечного биоценоза, сопровождающиеся уменьшением числа бифидо- и лактобактерий, влияют на общий иммунный ответ организма ребенка, что способствует его подверженности частым заболеваниям. На состав биоценоза кишечника и состояние иммунологической защиты можно воздействовать с помощью целенаправленного использования лечебных продуктов, содержащих про- и пребиотики, а также ряда биологически активных добавок, что в литературе принято обозначать термином «функциональное питание». Последнее приобретает особое значение в случаях осложненного течения АД, причем во всех возрастных группах. Факторы, способствующие колонизации кишечника нормальной микрофлорой, подразделяют на 3 основные группы: • пробиотики - живые бактерии, являющиеся представителями нормальной микрофлоры кишечника; • пребиотики - неперевариваемые компоненты пищи, способствующие селективному увеличению количества и функциональной активности защитной флоры кишечника, потенциально улучшают здоровье организма хозяина; • синбиотики - смесь про- и пребиотиков, в которой наличие второго компонента позволяет улучшить приживляемость защитной микрофлоры. Для коррекции и профилактики «микроэкологических» нарушений кишечника, которые часто сопутствуют аллергическим заболеваниям кожи, широко применяются пробиотики в форме лекарств. Однако для детей раннего возраста, учитывая ускоренный транзит химуса через пищеварительный тракт, наиболее адекватной формой введения пробиотиков является их назначение в жизнеспособном состоянии, например включение в состав кисломолочных продуктов. Это сокращает латентный период действия пробиотика, обусловленный выходом его из анабиоза, вызванного лиофилизацией. И самое существенное - при назначении продуктов с пробиотическими свойствами ребенок получает комплекс биологически активных веществ, улучшающих функционирование системы пищеварения. В настоящее время для профилактического и лечебного питания детей разработаны и широко применяются различные виды кисломолочных продуктов, в процессе приготовления которых происходит накопление полезных микроорганизмов и частичное расщепление лактозы и молочного белка. Это снижает их антигенные свойства, облегчает усвоение, способствует улучшению секреторной и ферментативной активности гастроинтестинального тракта, подавлению роста и размножения патогенной и условно-патогенной микрофлоры, улучшению всасывания кальция, фосфора, железа. Дополнительным диетическим фактором, способствующим нормализации кишечного биоценоза, являются продукты, содержащие пищевые волокна. С этой целью могут использоваться пектин, яблочное и овощное пюре, а у детей старшего возраста - также морские водоросли ламинарии (с учетом индивидуальной переносимости). Особое значение у детей с осложненным течением АД приобретает присутствие в рационе незаменимых факторов питания, которые оказывают специфическое влияние на состояние общего и местного иммунитета. Поэтому в питании этой категории детей могут использоваться нутрицевтики, богатые полиненасыщенными жирными кислотами, особенно класса ОМЕГА -3 (Полиен, Эйконол, Льняное масло и др.). Для обогащения рациона ребенка факторами, способствующими росту нормальной микрофлоры и положительно влияющими на иммунную систему, дополнительно могут быть использованы β-каротин, селен-содержащие комплексы на основе дрожжей Витасил-Se и Луновит, дрожжевые лизаты Витасил и Фаворит и другие. б) при риске развития сердечно-сосудистых заболеваний(сосудистые дистонии, наличие синдрома мезенхимальной дисплазии со стороны сердца, например дополнительных хорд, выявленных при УЗИ сердца, ЭКГ-феноменов: укорочение PQ, ЭКГ синдрома ранней реполяризации, пролапса МК = 3 мм без регургитации и др.). · регулярное при профилактических осмотрах и при появлении у ребенка жалоб на головную боль или сердцебиение – измерение АД; · ЭКГ-обследование 1 раз в 6 месяцев; · УЗИ сердца 1 раз в год; · рекомендовать занятия физкультурой, можно – спортивные секции, не требующие тяжелых физических и статических нагрузок; в) при риске развития хронических ЛОР и бронхолегочных болезней: · полное излечение каждого эпизода ОРИ; · закаливание (методы по возрасту) · дополнительные курсы дыхательной гимнастики за занятиях УГГ и уроках физкультуры; · курсы терапии иммунокорректорами (ИРС-19, имудон, рибомунил, бронхомунал и др.); · избегать переохлаждений; одежда должна соответствовать сезону года, размеру; в этом плане важна разъяснительная работа, особенно среди подростков и молодежи; · категорический запрет курения; г) при риске развития болезней желудочно-кишечного тракта: · научить ребенка правильно питаться, объясняя ему и его родителям роль питания в формировании хронических болезней ЖКТ, особенно - при наличии наследственной предрасположенности к ним; · формировать у ребенка позитивный стереотип поведения, что позволит уменьшить вероятность возникновения психоэмоциональных стрессов; · при работе с подростками - разъяснять им почему нельзя курить, носить тесную одежду, переохлаждаться, употреблять спиртные напитки и т.д.; · при появлении симптомов гастрита, дуоденита, синдрома раздраженного кишечника (боли, дискомфорт, расстройства стула, метеоризм) подросток должен сам понимать, что следует обратиться к врачу и пройти соответствующее обследование. Для оптимизации внедрения профилактических мероприятий среди детей школьного возраста и особенно среди подростков I и II групп здоровья очень важно целенаправленно формировать у них стереотип поведения и образа жизни с идеологией «хотеть быть здоровым». Для этого необходимо, начиная с ДДУ и первых классов в школе, проводить с детьми «уроки здоровья» с приглашением врачей-педиатров и врачей узких специальностей (психологов, гинекологов, ЛОР - врачей, кардиолога и др.), которые в простой и доступной форме проведут разъяснительную работу, ответят на вопросы.
3.3. Витаминотерапия Хорошо известно, что витамины являются важнейшей составляющей нашего питания, без них или при их дефиците серьезно нарушаются многие метаболические процессы в организме человека, возможно развитие серьезных заболеваний. Роль витаминов для человека неоценима, так как без них практически невозможно нормальное функционирование ни одной из систем организма. Витамины принимают участие абсолютно во всех видах обмена, повышают активность многих ферментов, выполняют важнейшую роль в развитии центральной нервной системы, становлении иммунных процессов. Для растущего детского организма нужны абсолютно все витамины. Суточная потребность в каждом из них зависит от возраста ребенка и массы его тела. В периоды интенсивного роста ребенка особенно нужны жирорастворимые витамины (витамин А,Д,Е), витамины группы В (В1, В2, В6, В12, фолиевая кислота), аскорбиновая кислота (витамин С) и ниацин (вит. РР-никотиновая кислота). При недостаточности аскорбиновой кислоты (вит. С) снижается активность многих факторов иммунной системы, возможно развитие анемии, ребенок склонен к частым простудным и вирусным заболеваниям, у него может наблюдаться кровоточивость десен. Витамины группы В. При дефиците В1 (тиамин) может наблюдаться яркость слизистых оболочек рта, молочница, беспокойство, плохой сон, задержка прибавки в массе тела, иногда срыгивания, рвота. Недостаточность витамина В2 (рибофлавин) может поддерживать анемию, у ребенка появляются «заеды» в уголках рта, дерматит, конъюнктивит, блефарит, светобоязнь. Низкое содержание витамина В6 (пиридоксина) способствует развитию аллергических заболеваний кожи, поддерживает анемию, нарушает процессы роста ребенка. Отсутствие в достаточном количестве витамина В12 нередко приводит к серьезному заболеванию – так называемой мегалобласти-ческой анемии. Витамины А,Д,Е – относятся к жирорастворимым. Витамин А (ретинол) является активным антиоксидантом, то есть защищает мембрану клеток организма от нежелательных воздействий. В связи с этим – при его недостаточности у ребенка нарушаются процессы роста, снижается активность иммунной системы, возможно снижение зрения, развиваются болезни желудочно-кишечного тракта, кожи. О витамине Д - все хорошо знают. При его дефиците у ребенка нарушается обмен кальция, фосфора, развивается рахит. Витамин Е (токоферол). О его изолированном дефиците известно не так уж много, но с ним связывают развитие аллергических заболеваний, недостаточность факторов иммунной системы, нарушения роста, низкую прибавку массы тела ребенка. Дефицит витамина РР(никотиновая кислота) приводит к развитию стоматитов, диспептических расстройств, сухости кожи, депрессиям. Таким образом, при дефиците подавляющего большинства витаминов в детском возрасте серьезно нарушаются процессы роста, развития ребенка, снижается активность иммунной и эндокринной систем, что активно способствует формированию группы ЧДБ и развитию разных болезней. Причины, по которым развивается дефицит витаминов разнообразны: · Очень редко витаминная недостаточность в организме ребенка (это в основном касается витаминов группы В) связана с генетической дефектностью их обмена. · Чаще всего она развивается при несбалансированном питании ребенка, когда в его рационе недостаточно продуктов, содержащих те или иные витамины, а также при нарушении их всасывания в кишечнике, например при дисбактериозе кишечника, при функциональных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при снижении активности иммунных процессов у часто болеющих детей, при анемии. Целесообразно коротко остановиться на характеристике тех продуктов питания, которые особенно богаты тем или иным витамином. v Витамин С: свежие овощи, фрукты, цитрусовые, ягоды, особенно черная смородина и клюква. vВитамины В1 и В2: злаковые, молоко, печень, почки, яичный желток, орехи, бобовые, свинина, телятина, черный хлеб, кроме этого витамин В2 содержится также в дрожжах, в сыре, твороге, кефире, треске и в грибах. vВитамина В6 также много в печени, в мясе, в дрожжах, но он еще есть в бобовых и в картофеле. Витамина В12 много в печени, мясе, рыбе, сырах и в свекле. Витамин РР находится в дрожжах, печени, орехах, рыбе, курице, в бобовых и в гречневой крупе. vВитамином Е богат зеленый горошек, злаковые, овощи, салат. vВитамин А содержится в печени, яйцах, в масле, рыбьем жире, а его предшественник (β-каротин) в шиповнике, салате, моркови, горохе, капусте, помидорах, в зеленом луке. vВитамина Д особенно много в рыбьем жире, а значит и жирных сортах рыбы. Поступление в организм с пищей достаточного количества минералов, витаминов, сбалансированных по составу и количеству белков, жиров и углеводов - это оптимально для растущего и развивающегося организма ребенка и к этому следует стремиться. Однако, нередко возникают ситуации, когда ребенок нуждается в дополнительной витаминной поддержке. vдети первого года жизни, рано переведенные на искусственное вскармливание; дети с дефицитом массы тела, аллергодерматозами; vдети всех возрастов из группы «часто и длительно болеющих»; vдети с дисбактериозами и с функциональными заболеваниями желудка, страдающие анемией; vпациенты, находящиеся в периоде выздоровления после тяжелых болезней; vшкольники, которые постоянно (длительно) находятся в состоянии повышенных физических и психологических нагрузок (например, стрессы в школе, утомляемость, спорт и т.д.). vтаким образом, это те дети, у которых, как правило, нарушены метаболические процессы, снижена активность факторов иммунной системы, а у школьников есть угроза развития «синдрома хронической усталости», что обычно начинает проявлять себя зимой и весной. Следует подчеркнуть, что фармакологические комплексы витаминов - это прежде всего лекарства и назначать их следует по показаниям, посоветовавшись с врачом. Не следует их использовать бесконтрольно, так «… на всякий случай, или как принято говорить – профилактически…». Для каждого возраста ребенка есть своя физиологическая суточная потребность в каждом из витаминов. Отсюда вывод – прежде чем купить красочно оформленную упаковку – необходимо изучить инструкцию, обратив внимание на ряд позиций: для детей какого возраста предназначен препарат, насколько он гипоаллергенен, какие побочные эффекты возможны при его приеме и какова продолжительность курса лечения. В принципе - у ЧДБ детей витамины косвенно выполняют функции биогенных стимуляторов и адаптогенов. Физиологическая роль наиболее важных витаминов для организма человека приведена в таблице 4. Таблица 4. Физиологическая роль ряда витаминов
Естественно, при выборе препарата, следует отдавать предпочтение поливитаминным комплексам с микроэлементами, ориентироваться на последние научно-производственные разработки в этой отрасли В заключение следует отметить, что поливитаминные препараты в настоящее время широко используются в комплексной терапии ЧДБ детей. 3.4. Фармакологическая иммунокоррекция Важным резервом в профилактике и лечении инфекционных заболеваний у часто и длительно болеющих детей является сочетание этиотропной терапии и рациональной иммунокоррекции. В педиатрии особенно актуальной стала задача разработки новых препаратов, сочетающих высокую эффективность и безопасность. В настоящее время иммунокоррекция рассматривается в качестве одного из основных компонентов патогенетической терапии рецидивирующих респираторных инфекций, а также используется для профилактики частых ОРЗ. В связи с этим, повышение реактивности организма у часто болеющих детей является одним из важнейших разделов лечебно-оздоровительных мероприятий. Наиболее эффективными признаны иммунореабилитационные мероприятия, в комплекс которых входят современные иммунокорректоры, рассматриваемые в настоящее время в качестве патогенетически обоснованных препаратов лечения рецидивирующих респираторных инфекций и средств профилактики ОРЗ. Фармакологические препараты иммунокоррекции у ЧДБ: 1 . современные ПРЕПАРАТЫ МИКРОБНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ: v Высокоочищенные бактериальные лизаты с вакцинальным эффектом (ИРС-19, имудон, бронхомунал и др.) v Комбинированные иммунокорректоры, содержащие рибосомы бактерий (вакцинальный эффект) и мембранные фракции бактерий (неспецифическая иммуномодуляция): (рибомунил) v Синтетические аналоги мембранных фракций бактерий (ликопид) 2. ПРЕПАРАТЫ ТИМИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ: v Препараты тимуса: (тималин, тактивин, тимоптин, тимактид, тимостимулин, вилозен) v Синтетические аналоги тимических факторов (тимоген) 3 . СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИНДУКТОРЫ ИНТЕРФЕРОНА: (циклоферон, амиксин, ридостин) В последние годы предпочтение отдается препаратам микробного происхождения, так как они наряду с иммуномоделирующим эффектом, обладают вакцинирующим действием. Выделяют три основных этапа в разработке иммуностимуляторов микробного происхождения: 1-ый: очищенные бактериальные лизаты; 2-ой: иммуностимулирующие мембранные фракции; 3-ий: бактериальные рибосомы, стимули-рованные мембранными фракциями (протеогликанами), позволяющими провести не только специфическую вакцинацию рибосомами против причинных микробов, но и неспецифическую стимуляцию мембран-ными фракциями. Имуностимуляторы микробного происхождения влияют на большую часть факторов иммунного ответа, но главной их мишенью является макрофаг. В частности, они стимулируют фагоцитоз, увеличивая его продол- жительность и качество. Некоторые из них являются также стимуляторами лимфоцитов и поликлональных В-лимфоцитов. Макрофаги и иммунологический ответ: Макрофаги участвуют практически на всех уровнях иммунного ответа: в трансформации некоторых антигенов для их распознавания В-клетками; участвуют в качестве регуляторов взаимодействия между В- и Т- лимфоцитами; воздействуют на Т-лимфоциты, приводя к про-дукции цитокинов, в частности, интерлейкина-1; при участии лимфокинов регулируют цитолитическую или супрессивную активность лимфоцитов. Бактериальные лизаты v Первыми представителями иммуностимуляторов микробного происхождения были бактериальные лизаты, приготовленные из различных штаммов бактерий и предназначенные для вакцинации организма против причинных микробов. v Следовательно, речь идет о поливалентной иммунотерапии, назначение которой приводит к увеличению содержания специфических антител к микробам, входящим в состав препаратов. v Недостаточно очищенные лизаты, содержащие микробные фракции с варьирующей антигенной способностью, не обладают стимулирующими свойствами. v Лизис бактерий приводит к исчезновению некоторых антигенных фракций (в частности - рибосом), чем и объясняется их слабая и нестойкая активность. v Лизаты обладают также незначительной побочной неспецифической иммуностимулирующей активностью, о чем свидетельствуют поствакцинальные реакции, иногда наблюдаемые локально в месте введения препарата. Мембранные фракции v Поиск новых иммуностимуляторов микробного происхождения привел к методу селекционирования неантигенных мембранных фракций бактерий, способных стимулировать неспецифическую резистентность. v Мембранные фракции имеют различные точки приложения действия на клетки и медиаторы иммунитета: влияют на макрофаги через стимуляцию выработки интерлейкина-1 и колониестимулирующего фактора (CSF), стимулируют В-лимфоциты и влияют на поликлональное увеличение секреции антител. v Установлено, что мембранные фракции обладают неспецифическими иммуномодулирующими свойствами, активирующими неспецифическую защиту дыхательного аппарата от инфекций. Они приводят к мобилизации трех уровней защиты: фагоцитоза, гуморального и клеточного иммунитета, но при этом не обладают свойствами вакцины. ИРС-19. Выпускается в виде спрея для интраназального применения и содержит лизаты Streptococcus, Staphylococcus aureus, Neisseria, Klebsiella pneumoniae, Moraxella, Acinetobacter, Hemophilus influenzae. § Препарат увеличивает содержание лизоцима, стимулирует фагоцитоз. § Специфическое действие препарата связываю с увеличением синтеза секреторного IgA. § Препарат действует преимущественно на систему местного иммунитета верхних отделов респираторного тракта и носоглотки. Имудон.. Препаратстимулирует защитные силы организма, действуя через систему иммунологических механизмов.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |