Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность, классификация и методика финансового анализа предприятия



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Сущность, классификация и методика финансового анализа предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….4

Глава 1. Теоретическая часть .……………………………………………………………...….5

1.1 Сущность, классификация и методика финансового анализа предприятия …….5

1.2 Применение результатов финансового анализа для корректировки финансового состояния предприятия..............................................................................................12

Глава 2. Аналитическая часть...............................…………………………...…………….....14    2.1 Программа финансового анализа предприятия .................................………...….14

2.1.1 Общий анализ финансового состояния предприятия ...................…….14

                   2.1.2 Анализ финансовой устойчивости ......…………………………….……17

                   2.1.3 Анализ ликвидности баланса …………………………………………....21

2.1.4 Анализ коэффициентов финансового состояния предприятия.........….23

                   2.1.5 Анализ коэффициентов финансовых результатов деятельности предприятия .................................................................................................................................25

                   2.1.6 Оценка финансового состояния предприятия …………….....………....28

       2.2 Анализ финансового состояния предприятия на примере ЗАО «Компания»......29

2.2.1 Общий анализ финансового состояния предприятия на примере бухгалтерского баланса ЗАО «Компания».......................................................................…….29

                   2.2.2 Оценка финансовой устойчивости ЗАО «Компания» ......……….…….31

                   2.2.3 Оценка ликвидности баланса ЗАО «Компания»……………......……....32

2.2.4 Оценка коэффициентов финансового состояния ЗАО «Компания»......33

                   2.2.5 Оценка коэффициентов финансовых результатов деятельности ЗАО «Компания» .................................................................................................................................33

Приложение 1. БАЛАНС ЗАО «КОМПАНИЯ».....………………………………………….35

Приложение 2. ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ ЗАО «КОМПАНИЯ»......…………38

Заключение…………………………………………………………………………...…...…...39

Список использованных источников……………………………………...……………….40

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В зависимости от результатов производственной и финансовой деятельности, денежных отношений между субъектами в процессе производства и реализации продукции, формирования, движения и использования капитала, распределения выручки и прибыли, взаимоотношений организации с внешним миром складывается его финансовое состояние. Важно правильно (адекватно) оценивать его, определить влияние на финансовое состояние применяемых способов, методов финансового механизма организаций, действенность денежных отношений между субъектами и совершенствовать их.

Финансовый анализ является непременным элементом как финансового менеджмента на предприятии, так и экономических взаимоотношений его с партнерами, с финансово-кредитной системой, с налоговыми органами и пр. Особенно в условиях рыночной экономики забота о финансах – это важный элемент деятельности любого предприятия.

Таким образом, видно, какую значимость имеет оценка финансового состояния предприятия. Данная проблема является наиболее актуальной в нашей стране, при переходе к развитой рыночной экономике.

В настоящее время появилось достаточно большое количество переводной и отечественной литературы на эту тему, содержащей рекомендации по расчету финансовых коэффициентов, но возникает проблема выбора определенной методики, которая соответствовала бы предприятию конкретной отрасли и условиям, в которых находится исследуемое предприятие.

При написании данной работы в основном мною были использованы следующие учебные пособия: «Финансы, денежное обращение и кредит» под редакцией профессора Н. Ф. Самсонова и «Финансы фирмы» Ковалевой А. М., Лапусты М. Г. и Скамай Л. Г., так как предложенная авторами обоих пособий методика описана подробно и доступно для применения на практике, а также в этих источниках приведена достаточно полная характеристика финансовых коэффициентов

 

Глава 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Сущность, классификация и методика финансового анализа предприятия

Изучение анализ и систематизация взглядов отечественных и зарубежных экономистов на финансовый анализ как науку позволяют дать следующее определение.

Финансовый анализ – это наука о сфере человеческой деятельности, направленной на изучение, теоретическую систематизацию, объяснение и прогнозирование процессов, которые происходят с финансовыми ресурсами и их потоками, через оценку финансового состояния и выявленных возможностей совершенствования функционирования и эффективного управления ими как на отдельном предприятии, так и в государстве в целом.

Основное содержание его – комплексное системное изучение финансового состояния фирмы и факторов, влияющих на него, с целью прогнозирования уровня доходности капитала предприятия, выявления возможностей повышения эффективности его функционирования. Способность предприятия успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в постоянно изменяющейся внутренней и внешней предпринимательской среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и финансовую устойчивость свидетельствует о его финансовом состоянии и наоборот.

Анализ финансового состояния предприятия необходим для:

- выявления факторов, влияющих на его финансовое состояние;

- выявления изменений показателей финансового состояния;

- оценки количественных и качественных изменений финансового состояния;

- оценки финансового положения предприятия на определенный момент времени;

- определения тенденций изменений финансового состояния предприятия.

В соответствии с этим анализ финансового состояния представляет собой существенный элемент управления предприятием. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности, которые интересуют не только работников самой фирмы, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые органы. Практически все пользователи финансовых отчетов используют методы анализа финансового состояния организации для принятия решений по оптимизации своих интересов.

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если поставленные задачи в перечисленных видах деятельности успешно реализуются, это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, вследствие спада производства и реализации продукции происходит, как правило, уменьшение объема выручки и суммы прибыли и как результат – ухудшение финансового состояния. Таким образом, устойчивое финансовое состояние является результатом грамотного и рационального управления всем комплексом факторов, определяющих результаты финансово – хозяйственной деятельности предприятия.

Основная цель анализа финансового состояния – получение наибольшего числа ключевых, т. е. наиболее информативных, показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом интересует не только текущее финансовое состояние предприятия, но и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т. е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Основная задача состоит в эффективном управлении финансовыми результатами предприятия.

Основные функции анализа финансового состояния:

- своевременная и объективная оценка финансового состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования;

- выявление факторов и причин достигнутого состояния;

- подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

- выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния организации и повышения эффективности всей хозяйственной деятельности, прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

Основным источником информации для проведения финансового анализа служит финансовая отчетность, которая представляет собой формы, показатели и пояснительные материалы к ним, в которых отражаются результаты хозяйственной деятельности предприятия. Финансовая отчетность составляется на основе документально подтвержденных и выверенных записей на счетах бухгалтерского учета. Для сравнения приводятся показатели предыдущего периода функционирования предприятия.

Основные документы, используемые для проведения анализа финансового состояния предприятия – это документы бухгалтерской отчетности. Они включают:

1) форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

2) форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

3) форму № 3 «Отчет об изменениях капитала»;

4) форму № 4 «Отчет о движении денежных средств»;

5) форму № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу»;

6) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если организация в соответствии с федеральным законодательством подлежит аудиту.

Под анализом финансовой отчетности предприятия понимается выявление взаимосвязей и взаимозависимостей различных показателей его финансово-хозяйственной деятельности, включенных в отчетность.

Анализ финансовой отчетности может выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации.

По субъектам проведения различают два вида финансового анализа – внешний и внутренний.

Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (как правило, аудиторскими фирмами), не имеющими доступ к внутренней информационной базе, поэтому такой анализ менее детализировании и более формализован.

Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности анализа, но внутренний анализ более субъективен и проводится работниками предприятия, зачастую не подготовленными к этой работе.

Результаты финансового анализа позволяют заинтересованным лицам и организациям принимать управленческие решения на основе оценки текущего финансового положения и деятельности предприятия за предыдущие годы.

Информацию, получаемую в ходе финансового анализа, вне предприятия используют:

- акционеры – для оценки текущего состояния и перспектив развития предприятия, в том числе по выплате дивидендов и возможному повышению/понижению цены акций;

- инвесторы – для оценки прибыльности;

- кредиторы – для оценки возможностей своевременной выплаты процентов и погашения основной суммы долга;

- поставщики и покупатели – для определения надежности деловых связей с данным клиентом;

- государство (налоговые и статистические органы) – для обобщения информации о финансовом состоянии предприятий по отраслям, регионам и стране в целом, определения налоговой политики, для проверки правильности составления отчетных документов, расчета налогов;

- страховые компании – для оценки страховых рисков и определения величины страховых взносов;

- аудиторские фирмы – для проверки соответствия данных бухгалтерской отчетности соответствующим правилам;

- консультанты по финансовым вопросам, которые на основе результатов анализа финансового состояния разрабатывают рекомендации своим клиентам относительно помещения их капитала в ту или иную предпринимательскую организацию;

- банки – для оценки надежности интересующего их предприятия в качестве клиента или заемщика;

- биржи ценных бумаг – для принятия решения о приостановке деятельности какого-либо предприятия;

- юристы – для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;

- инвестиционные компании – для оценки надежности и прибыльности вложения капитала;

- пресса и информационные агентства – для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных предприятий и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;

- торгово-производственные ассоциации – для статистических обобщений по отраслям и для сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне.

Информацию, получаемую в ходе финансового анализа, на самом предприятии используют:

- администрация предприятия – для обеспечения стабильности положение предприятия на рынке и повышения доходности его капитала, при выводе предприятия из кризисного или неустойчивого финансового состояния

- финансово – экономические службы – для оперативного управления финансовыми ресурсами и выработки финансовой стратегии предприятия;

- служба маркетинга – для получения объективной картины финансовой стратегии предприятия;

- работники предприятия – для оценки возможностей предприятия по выплате заработной платы и стабильности функционирования (обеспечения предприятием гарантий занятости);

- профсоюзы – для определения своих требований в отношении заработной платы членам профсоюзов и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данная фирма.

Детализация процедурной стороны методики анализа финансового состояния зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения.

Методы и приемы финансового анализа можно классифицировать по степени формализации, по применяемому инструментарию и по используемым моделям.

 

Рис. 1 Классификация методов и приемов, используемых при проведении финансового анализа предприятия

 

По степени формализации методы и приемы финансового анализа делят на формализованные и неформализованные.

Формализованные методы являются основными при проведении финансового анализа предприятия, они носят объективный характер, в их основе лежат строгие аналитические зависимости.

Неформализованные методы основаны на логическом описании аналитических приемов, они субъективны, так как на результат большое влияние оказывают интуиция, опыт и знания аналитика. К неформализованным методам относятся метод экспертных оценок и метод сравнения.

По применяемому инструментарию методы и приемы финансового анализа делят на экономические, статистические, математико-статистические и методы оптимального программирования.

К экономическим методам относятся:

- метод абсолютных величин, который применяется для оценки объемов денежных потоков предприятия; абсолютные величины служат для расчета средних и абсолютных показателей;

- метод относительных величин применяется при динамическом (горизонтальном) анализе для выявления тенденций изменения финансового состояния предприятия в целом и отдельных показателей его деятельности; при структурном (вертикальном) анализе – для выявления соотношений различных показателей, входящих в одну группу; при расчете и анализе финансовых коэффициентов предприятия – для распределения и координации;

- балансовый метод служит для построения сравнительного аналитического баланса-нетто;

- метод дисконтирования применяется при приведении различных показателей к единому моменту времени.

К статистическим методам относятся:

- метод арифметических разниц, который используется при оценке достаточности наличия источников средств предприятия для формирования тех или иных фондов;

- метод выделения изолированного влияния факторов позволяет выявить причины, повлиявшие на полученный финансовый результат;

- индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного показателя к его уровню в прошлое время или к уровню аналогичного показателя, принятого в качестве базы. Всякий индекс исчисляется путем сопоставления соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Индексы, выражающие соотношение непосредственно соизмеряемых величин, называются индивидуальными, а характеризующие соотношения сложных явлений – групповыми или тотальными;

- метод сравнений – наиболее ранний и распространенный метод анализа. Заключается в выявлении соотношений явлений между собой, определении общего и различий. Существует множество форм сравнения: сравнение с планом; сравнение с прошлым (текущего дня, декады, месяца, года с аналогичным предшествующим периодом, с довоенным временем). Применяется при необходимости сопоставления с лучшими показателями других подразделений внутри предприятия, отечественными и зарубежными достижениями и средними отраслевыми данными (по однородной группе подразделений или предприятий);

- метод группировки позволяет изучить показатели в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние на финансовые показатели наиболее существенных факторов, обнаружить закономерности и тенденции в изменении показателей.

 

Из математико-статистических методов на сегодняшний день применяются корреляционный, регрессионный и факторный анализ.

Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т. е. дробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), т. е. соединение его отдельных элементов в общий результативный показатель.

Из методов оптимального программирования применяется системный анализ, линейное и нелинейное программирование.

По используемым моделям методы и приемы финансового анализа делятся на дескриптивные, предикативные и нормативные.

Дескриптивные модели являются основными. Они базируются на данных бухгалтерской отчетности и носят описательный характер. При использовании дескриптивной модели финансовый анализ начинается с построения балансов и другой финансовой отчетности в различных разрезах, включая вертикальный, горизонтальный, трендовый анализ и последующий анализ различных финансовых коэффициентов, а завершается составлением аналитической записки к отчетности.

Вертикальный (структурный) анализ – это представление статей баланса в виде относительных величин (удельных весов), характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Такой анализ позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге.

Горизонтальный (временной) анализ – это определение динамики (изменения) балансовых статей, выявление тенденций изменения отделенных статей баланса или их групп, сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).

Трендовый анализ – это изучение динамики относительных показателей за определенный период, сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. с помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

Предикативные модели представляют собой модели-прогнозы финансового отчета, построенные на данных динамического анализа (жестко детерминированные факторные или регрессионные модели на основе данных финансовых показателей предприятия за 5 – 10 и более предшествующих лет, что не всегда оправдано для настоящего времени) или исходя из экспертных прогнозных оценок будущего финансового развития предприятия (например, при разработке финансовой стратегии предприятия).

Нормативные модели применяются в основном при проведении внутреннего финансового анализа, позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятия с законодательно установленными, средними по отрасли или внутренними нормативами предприятия. Модель предполагает установление нормативов по каждому показателю и анализ отклонений фактических данных от нормативов.

Классификация методов и приемов, применяемых при финансовом анализе, представлена на рис. 1.

Как показано выше, в качестве инструментарии для анализа финансового состояния предприятия широко используются финансовые коэффициенты – относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношения одних абсолютных финансовых показателей к другим.

Финансовые показатели используются для: сравнения показателей финансового состояния конкретного предприятия с базисными (нормативными) величинами, аналогичными показателям других предприятий или среднеотраслевыми показателями; выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния организации; определения нормального ограничения и критериев различных сторон финансового состояния предприятия.

В качестве базисных величин используются теоретически обоснованные или полученные в результате экспертных опросов величины, характеризующие оптимальные или критические с точки зрения стабильности финансового положения фирмы значения финансовых коэффициентов. Кроме этого, базой сравнения могут служить усредненные по временному ряду значения показателей данной фирмы, относящиеся к благоприятным с точки зрения финансового состояния периодам; среднеотраслевые значения показателей; значения показателей, рассчитанные по данным отчетности аналогичных предприятий. Такие базисные величины фактически выполняют роль нормативов для рассчитываемых в ходе анализа финансового состояния коэффициентов.

Финансовые коэффициенты по форме их расчета подразделяются на коэффициенты распределения и коэффициенты координации.

Коэффициенты распределения (например, автономии, долгосрочного привлечения заемных средств и др.) применяются в тех случаях, когда требуется определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель финансового состояния составляет в итоге включающей его группы абсолютных показателей.

Коэффициенты координации (например, соотношения заемных и собственных средств, обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования и др.) используются для выражения отношений разных по существу абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл.

По степени охвата информации финансовые коэффициенты подразделяются на коэффициенты финансового состояния предприятия (для их расчета используются данные формы № 1 баланса предприятия) и коэффициенты финансовых результатов деятельности (при их определении применяются данные форм № 1 и 2 баланса).

В Государственном университете управления разработана программа финансового анализа предприятия любой формы собственности, состоящая из шести блоков, - одного блока входной информации и пяти блоков выходной информации.

Предусмотрена возможность использования программы как при ручной обработке входной информации, так и для разработки программного обеспечения при применении электронно-вычислительной техники. В целях избежания повторных расчетов и арифметических ошибок, экономии времени, большей наглядности и оперативности разработаны таблицы выходных данных для оценки финансового состояния предприятия на конкретный момент или определенный период времени.

Рис. 2 Схема анализа финансового состояния предприятия.

 

Выходная информация позволяет оценить общее финансовое состояние, определить тип финансовой устойчивости, установить ликвидность баланса, получить значения коэффициентов финансового состояния и коэффициентов финансовых результатов деятельности предприятия.

Схема проведения анализа финансового состояния предприятия, предложенная в программе, представлена на рис. 2.



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Сущность, классификация и методика финансового анализа предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность, классификация и методика финансового анализа предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)