Российское законодательство X — XX веков 3 страница
Стоглав Российское законодательство X —XX веков ГЛАВА 4 «В седьмоенадесять лето возраста его132 по вашему святительскому соборному'33 благословению и прощению и ваших ради святых молитв божиим строением134 осия благодать святаго Духа и коснуся разуму моему. Взыде на память мне и вожделе и возревнова душа моя, великое и неистощимое богатство от многих времен при прародителех наших сокровено и забвению предано. Великие светильники новые чудотворцы многими и неизреченными чудесы прославляемы богом, и егда наказание праведного'35 гнева бывает нам за грехи наша, и мы тех святых новых чюдотворцев на помощь призываем, и творима нам от них всячески в земных потребах наказания бо-жия на милосердие претворяемо их молением, и многими всякими различными недуги и исцеление получаху вскоре верою просящий у них. Мы же о сем молим святители всего нашего росийскаго царствия в митрополии о архиепискупьях и епи-скупьях койждо во всяких пределах порученых им во градех и в монастырях и в пустынях и во всех известно пытати и обыскивати о великих новых чудотворцех священными соборы и игумены, и священноиноки, и иноки138, и пустынники, и князми, и боляры, и богобоязнивыми людми, где которые чудотворцы прославилися великими чудесы и знамении от коли-ких времен и в каковы лета, святителие же ибо от радости ду-ховныя от вожделения сердечнаго и от начинания и повеления нашего моления'39 вскоре собирают каноны и жития и чудеса тех великих святых новых чудотворцов, которыйждо святитель от своих предел по свидетельству тамо сущих жителей от свя-щенническаго и иноческаго чину и от боярска и от княжска роду и всех богобоязнивых мужей и жен, где которой святой140 прославился и просиял добрыми дель\ и чюдесы. И в 19 лето возраста моего по нашему наказу архиепископы и епископы и честныя архимариты и игумены собираются в царствующей сей град к нам ко отцу нашему Макарию- митрополиту всеа Русии, каноны новых чудотворцев и жития их и чю-деса на соборе полагают и свидетельствуют всеми освященными соборы и предают церквам божиим пети и славити и праз-новати якоже прочим святым от века богу угодивщим по настоящему коегождо месеца дни и числа преставления их и святые имена и обретения честных мощей их. Им же поют и до сего дни. Мы же убо празнуем и ликоствуем и прославляем по уставу якоже предаша нам, многие же убо новопрославлении чюдотворцы по преставлении своем и доныне от далних прежних времян обретошася лежат целы и невредимы мало тлению причастишася и чюдеса различная творят, велия верою просящим у них. И тех великих новых чудотворцов молитвами нача-хом правити царство свое елико довлеют нам по благодати божий. В 21 лето от родства 4 и во 18 лето царства моего по повелению нашему архиепископы 'и епископы, архимариты и игумены, и пустынники, и духовныя старцы'42 и протопопы, и попы и со всеми освященными соборы всего нашего росии- ского царствия в царствующем граде Москве сообрашася и во святей соборней апостольской церкви пречистые Богородицы соборные молебны пев и вкупе моление совершив, в дому порученому мне от бога прародителей наших и нашего строения в царских палатах сшедшися вкупе и начахом о бозе творити дело сице». 144 ЦАРЬ ГЛАГОЛЕТ К СОБОРУ'44 «Отец мой Мака-рей митрополит всеа Русии и архиепископы и епископы и весь освященный собор. В предъидущее лето бил есми вам челом и с бояры своими о своем согрешении, а бояре такоже, и вы нас в наших винах благословили и простили. А яз по вашему прощению и благословению бояр своих в прежних во всех винах пожаловал и простил, да им же заповедал со всеми хрестяны царствия своего в прежних во всяких делех помиритися на срок. И бояре мои, все приказные люди, и кормленщики со всеми землями помирилися во всяких делех. Да благословили-ся есми у вас тогдыже судебник исправити по старине и утвер-дити, чтобы суд был праведен и всякие дела непоколебимо во веки. И по вашему благословению судебник исправил и великие заповеди написал, чтобы то было прямо и бережно и суд бы был праведен и безпосулно во всяких делех. Да'45 устроил по всем землям моего государства старосты и целовальники, и сотские, и пятидесятские по всем градом и по пригородом, и по волостем, и по погостом, и у детей боярских и уставные грамоты пописал'46 . Се и судебник перед вами и и уставные грамоты прочтите и разсудите, чтобы было наше дело по бозе в род и род неподвижимо по вашему благословению, аще достойно сие дело на святом соборе утвердив и вечное благословение получив и подписати на судебнике и на уставной грамоте, которой в казне быти, да с нами соборне, попрося у бога помощи во всяких нужах, посоветуйте'47 и разсудите и умно-жите'щ, и утвердите по правилом святых апостол и святых отец и всякие обычаи строилися по бозе в нашем царствии и 149" 149 " при вашем святительском пастырстве , а при нашей державе, а которые обычаи в прежние времена после отца нашего великого князя Василия Ивановича всеа Русии и до сего настоящаго времени поизшаталися или в самовластии учинено по своим волям или предние'5' законы которые порушены или ослабно дело небрегомо божиих заповедей, что твори-лося, и о всяких земских строениих и о наших душах заблуже-нии о всем о сем довольно себе духовне посоветуйте'52'. И на среди собора ~'Ъ2сие нам возвестите, и мы вашего святительского совета и дела требуем и советовати с вами желаем о оозе утвержати нестройное во благо. А что наши нужи или которые земские нестроения, и мы вам о сем возвещаем, и вы, Разсудя по правилом святых апостолов и святых отец, утвер-жаите во общем согласии вкупе. А яз вамотцем своим и с Ратиею и с своими бояры челом бью». 267 Стоглав Российское законодательство X — XX веков О ТРИДЕСЯТИ СЕДМИ ЦАРСКИХ ВОПРОСЕХ \ И О ЦЕРКОВНОМ СТРОЕНИИ. ГЛАВА 5 \ Вопрос /154 Отец мой Макарий митрополит всеа Русии и все архиепископы и епископы*55, возрите во свои домы, поручены вам от бога святительства пастырства вашего о святых божиих церквах и о честных иконах и о всяком церковном строении, чтобы по святым церквам звонили и пели по божественному уставу и по священным правилам. И ныне бо видим и слышим кроме божественного устава многия церковныя чины не сполна совершаются не по священным правилом и не по уставу. И вы бы о всех тех церковных чинех разсудив и указ учинили по божественному уставу и по священным правилом сполна и о всяком священическом156 и иноческом и о всяком причту церковном, и уставили бы есте старосты поповские надо всеми священники*57 брежения ради церковного и прочия чины по правилом, вам убо есть поручено то пасти церкви божий и церковных чиновников уставляти и поучати, да и мы от них спасение получим, видя их благочиние и духовное поучение, аще вашим святительским нерадением сие небрегомо будет, и зря на них и мы погибнем, заблудившеся правого пути Господня. На ком того бог взыщет, и кто о том изтязан будет в день страшного суда, егда приидет праведный судия в славе своей судити, живым и мертвым и святителем и царем и князем и богату и убогу воздаст комуждо по делом. Что нам пре-же отвещати на праведном суде божий?*58 Се аз и дети наю ° и прочая. ч О антимисех. Вопрос 2 ' *60Продажу чинят великую, а правила святых отец запрещают святая продавати. И о том достоит закон уложити на соборе по божественным правилом161. О святых и честных иконах. Вопрос 3 А святыя и честныя иконы по божественным правилом по образу и по подобию и по всякому существу образ божий на-писати и пречистыя Богородицы и всякого святого угодник божиих. И о сем свидетельство в божественном писании у вас есть. И о сем великое попечение достоит имети, чтобы иконописцы были во всяком чювствии и в добредетелех живуще и учеников бы учили по существу совершено образцы божий писати' О знаменах венечных. Вопрос 4 163 Знамена венечные'*63 такоже без указу продажа крестьянству чинится великая. Достоит сим указ учинити отроку и вдовцу*65 и треженцу. О божественных книгах. Вопрос 5 Божественный книги писцы пишут с неправленых переводов, а написав не правят же: опись к описи прибывает и недописи и точки непрямые166. И по тем книгам в церквах божиих чтут и поют и учатся167 и пишут с них. Что о сем небрежении и о великом нашем нерадении от бога будет по божественным правилом? О учениках 8. Вопрос 6 А ученики учатся грамоте небрегомо. А божественное писание о том о всем свидетельствует. А нам пастырем о том169 небрежении о всем ответ дати. О святительских судиях. Вопрос 7 У вас же, убо святителей, бояре и дьяки, и тиуни, и деся-тильники, и недельщики: судят и управу чинят неправо и во-лочят и продают с ябедники с одного, а десятильники попов по селом продают без милости, и дела составливают с ябедники с одного, и церкви170' от десятильников"*70 и от их великих продаж стоят многие пусты без пения , и попов нет"171. Достоит вам святителем велми о сем порадети и за-претити, чтоб хрестьянству и всякому священническому и иноческому чину напрасных продаж не было, и от десятильников тяжких налог не было, и нарядных дел с ябедники не было же. А жонки и девки с судьями по зговору на чернцех и на попех и на мирянех силы ищут и соромоты, и то надобе обы-скивати гораздо, чтобы внапрасне продажи и безчиния и без-дельнаго не было. О монастырех и иноцех. Вопрос 8 А в монастырех чернецы и попы стригутся спасения ради душа своя. Нецыи же от них стригутся покоя ради телесного, чтобы*72 всегда бражничать и по селом ездят прохладу для. О архимаритех и игуменех. А архимариты и игумены некоторые также власти докупаются *74~да службы божий'174 и трапезы и братства не знает, покоит себя в келий и с гостми. Да племянников своих вмещают в монастырь и доволят[75 всем монастырским, и по селом такоже. А монастыри тем пу-стошат, а старых слуг и вкладчиков изводят. А по келиям ин-Де небрежно жонки и девки приходят, а робята молодые по всем келиям живут невозбранно. И по селом и по миру всюду ездят чернцы без зазору, архимаритов и игуменов по монастырем посылают в монастырь им одним}76 отписывают без сонорных страцов, а прикащики того небрегут же. И монастыри и села чинят пусты с своими племянники: а священницы и братия бедные алчни и жадни и всячески непокойны всякими нУждами одержимы. Весь покой монастырской и богатство и всякое изобилие во властех и с роды, и с племянники177', и с °ляры , и с гостми, и с любимыми друзи истощили. Тако-и подобает быти по уставу общему братству вкупе пребыва- Стоглав
Российское законодательство X — XX веков ти? И такое безчиние и небрежение и всякое нерадение о церкви божий и о монастырском строении и о братстве, ино на ком тот грех взыщется; от чего мирским душам ползоватися и просвещатися и наказатися от всяких зол, ино тамо не по Боге вся злая совершаются? Ино от нас, от мирской чади, чего добра чаяти, а у Бога кем милости просити о полезном нам? О нищепитательстве. Вопрос 9 Чернцы и черницы по миру волочатся и живут в миру и не знают, что словет монастырь. А проскурницы мирские черницы же, а чернцы у мирских церквей в попех живут. И о сем соборовати по святых правилом и разсужати како тех препита-ти и в покой в монастырех устроити, безгрешно чтобы было: миру не на соблазн, а душам их не на погибель. А нам за то нерадение от бога греха бы не было. О полоненикех. Вопрос 10 И о сем достоит попечение сотворити велие, пленных привозят на окуп из орд: бояр и боярынь и всяких людей. А иные сами выходят, должни и беспоместны, и здеся окупитисяиг нечим, а никто не окупит. И тех полонеников, мужей и жен, опять возят назад в бесерменство, а и здеся над ними поругаются всякими скверными богомерзкими. Достоит о сем уложити соборне, как тем окуп чинити, а в неверные не отпу-щати. А которые собою вышли о тех устрой учинити же по достоянию, елико вместимо, чтобы были в покои и без слез. О просвирниках. Вопрос 11 Еще иное безчиние у проскурниц1Я[ горше сег\^. Боголюбцы дают проскурням денги на проскуры о здравии или за упокой. И она спросит имени о здравии да над проскурою сама приговаривает, якоже арбуи в чюди. А за упокой такоже мертвых имян спрашивает, да над проскурою приговаривает. А те проскуры попу дает, и поп людем дает и к себе относит, а на жертвеннике тех проскур о здравии и за упокой не проскомисает, и жертва к богу от них не приносится. Токмо един агнец выи-мав да богородицыну да предтечеву и всех святых да о всяком епископстве православных да о благочестивом цари да о всем православном хрестьянстве да за упокой, а иных мало выи-мают. О милостыни. Вопрос 12 Милостыня и корм годовой, и хлеб, и соль, и деньги, и одежа по богадельным избам по всем городом дают из нашие казны. А христолюбцы милостыню дают же, а вкупаются у при-кащиков мужики с женами мало больных, а нищие и клосные, и гнилые, и престаревшиися в убожестве глад и мраз, и зной, и наготу и всякую скорбь терпят, и не имеют, где главы под' клонити, — по миру скитаются. Везде их гнушаются. От глада и от мраза в недозоре умирают и без покания и без прича- стия, никим небрегомы. па ком тот грех взыщется? И о тех, что промыслити православным царем и князем и святителем, достоит о них промыслити. 82"О чернех и о черницах иже безчинствуют'[Й2. Вопрос 13 По миру скитаются чернцы и черницы, попы и миряне, жонки и строи со святыми иконами и на сооружение сбирают и на окуп и называются проданные и милостыни просят по торгу и по улицам, и по селом и по двором с образы ходят. И о сем соборовати, как впредь тому быти и есть ли о том писание и не поругательно ли то святым образом. Инозем-цы184~ся тому дивятлм. О несудимых грамотах. Вопрос 14 О судех архимаричих и игуменов и всякого священнического и иноческаго чину и о всех церковных причетникех и о монастырских слугах и о жаловалных грамотах несудимых монастырских и церковных. И в них пишет, не судити владыкам игуменов и попов и чернцов и всяких причетников церковных и монастырских. Коея ради вины сие тако бысть? И тако ли сему достоит быти? О монастырех, иже пусты от небрежения. Вопрос 15 В монастыри боголюбцы дают душам своим и родителем на поминок18 вотчины м~185 села, и прикупи, а иные вотчины и села собою прикупают в монастыри, а иное угодие у меня припрашивают. И поймали много по всем монастырем, а братьи во всех монастырех по старому, а инде и старою мен-ши. Есть и пить старого братье оскуднег; а строения в монастырех ни котораго не прибыло, и старое опустело. Где те прибыли, и кто тем корыстуется? Да тарханные и несудимые и лготные грамоты у них же о торговлях безпошлинно. Чернцы по селом живут да в городе, тяжутся о землях. Досто'ит ли то? А села и именья в монастыри емлют, а по тех душах и по родителех их по их приказу и в187 .памяти не исправляют. Кто о сем истязай будет в день страшного суда? О церковных и о монастырских денгах. Вопрос 16 О церковной и о монастырской казне, еже в росты дают. Угодно ли се богови, и что писание о сем глаголет?'8li~ Божественное писание~'ня и миряном резоимство возбраняет, неже-ли Церквам божиим денги в росты давати, а хлеб в наспы, где т° писано во святых правилех. О сем пишет: «Церковное бо- гатство ■ Як нищих богатство и прочим на потребу 1М». °же пишет. I 111 Российское О пиянственном питии. Вопрос 17 Во всех монастытех игуменом и чернцом и попом о пия-законодательство „ X__XX веков ном питии и о мирских попех и упивании безмерном. Ллко мирян спасти и наказати от всяких зол, а сами во всяком безчи-нии? Что заповедь чернцу во обещании, а попу в поставлении и в хиротонии? Бога ради о сем доволно разсудите, чтобы в пьянстве пастыри не погибли, а мы на них зря такоже. О вдовствующем попех. Вопрос 18 А о вдовых попех собор был у всех владык при деде моем, что тому уложение. Ныне вдовых попов два жеребья: обедни не служат, а церковью и приходом владеют, и детьми духовными и родильницам молитвы дают, и дитяти имя нарицают, и кре-щают их, и венчают, и покаивают[91, и умерших провожают, и священническая действуют, кроме божественныя литоргия. Не-цыи же сами во всяком безчинии и пьянстве всегда, и их нестроение миру на соблазн. А от чего спастися по евангелию, вы есте соль земли, аще соль обуяет чем осолится, и нашим душам от кого192 спастися. А во Новеграде и во Пскове по маткин193 живот и при Макарии архиепископе никакоже вдовые попы и дьяконы у церквей не были на мало время. И ныне от чего то ослаблено? О сем, известно разсудя, утвердити по правилом святых апостол и святых отец, чтобы и вам, и нам, и всему миру не на погибель душевную от Христа бога нашего. О выставках и о новых пустынях. Вопрос 19 Старец на лесу келью поставит или церыовв срубит да пойдет по миру с иконою просити на сооружение. У меня земли и руги просит. А что собрав, то пропьет, а в пустыне не по бозе совершает, как прежние пустыни о бозе строили. Прежние преподобные отцы вселялися в пустыни, утаяся миру, не тщеславия ради, и великия труды полагали руками своими, и от бесов многи беды подъяша. И видя их, бог добрые дела посылает гобину всяких плодов и братству умножение и прославится от бога и человек. Царие и князи и всякие боголюбцы со всем усердием доволят всеми потребами душам своим на спасение. А по миру не скиталися на соблазн, а выставку церковь ныне поставил, а с год побыл, а се пуста без пения стоит. Или от десятильников, или ругою недоволен нечем прожити. И о сем достоит довольно беседовати. И было бы не мятежно, от бога бы не в грех, а людем не в соблазн, а святителем и нам не похвала же о таком настроении. О попех и дияконех и о игуменех и о ставлениках. Вопрос 20 Доселе избирали священников или игуменов безпорочных, ненапраснивых, негневливых, непьяницы, неубийцы, несквер' I нестяжательны. Страннолюбцы и боголюбцы целомудрени, преподобны, воздержательны от всякого зла и от упивания, добре сведуща истинный закон. Яко довольни будут нас нау-чити о бозе и возрастом совершены, аще в них плод духовен будет, и мир спасется от дел спасеных и от полезнаго учения. И о сем достоит добре порадети и поразсудити и утвердити по божественному писанию, было бы от кого мирской чади страх и наказание и заповеди божия и грехом обличения с утверже-нием, знали бы священники совершенный истинный закон: са-ми бы творили и детей учили на спасеныи путь. О иже в церквах стоят в тафьях и в шапках196 Вопрос 21 Да по грехом безстрашие вошло в люди197 в церквах божи-их в соборных и приходных стоят без страха и в тафьях, и в шапках, и с посохи. Якоже на торжищи, или на позорищи, или на пиру, или яко в корчемницы, и говор, и ропот, и всяко прекословие, и беседы, и смрадные'98 словеса; пения божествен-наго не слышат в глумлении. Церковь божия устроена на молитву приходити и на оставление грехов, и бога молити со страхом, мы же паче на гнев бога подвизаем. О попех и дияконех иже в церквах поют безчинно. Вопрос 22 Да попы ж по своим церквам поют безчинно вдвое и втрое, а миряне в теж поры промеж себя глумление199 и всякие речи говорят праздные — ино обое погибельно. И пастырие и овцы вкупе заблудиша и погибоша. А попы и церковные причетники в церкви всегда пьяни и без страха стоят и бранятся и всякие речи неподобные всегда изо уст их исходят. И миряне зря, на их безчиние, гибнут такоже творят. Попы же в церквах бьются и дерутся промеж себя, а в монастырех такое же безчиние творится. О попех и о дияконех, иже не облачаются в церкве во священные ризы. Вопрос 23~200 Да попы мирские заутреню и вечерню в церкви без риз в единой патрахели поют и у престола действуют и в царские Двери всегда ходят. А детей крестят такоже во единой патрахели без риз, и младенцев умерших такоже отпевают без риз, и свадьбы венчают, и молебны, и понахиды поют. О сем достойно вельми побеседовати, и, в правилех и святых книгах довольно обыскав202, утвердити, чтобы было не на погибель душам, и бога не прогневати в таком безстрашии. О церковных пономарех и диякех. Вопрос 24 Да пономари и дьяки двоеженцы и троеженцы входят в ол-аРь и ко святым203 касаются, а по правилом мирянину двое- 273 Стоглав „204 Российское законодательство X__XX веков вердити, чтобы вдовцы и неженатые пономари не были, по женцу до уреченного"" времени в церковь не входити, а троеженцу наипаче запрещено. Достоит о сем запретити и ут- разсужению учите20''. Иже бреют главы и брады. Вопрос 25 Да по грехом слабость, и небрежение, и нерадение вниде в мир в нанешнее время; порицаемся хрестьяне а в тридцать лет и старые главы бреют и брады и ус206, и платье и одежи ино- верных земель носят, то почему познати хрестьян Иже хрестьяне рукою крестятся не по существу. Вопрос 26 Иже крестьяне рукою крестятся не по существу и крестное знамение не по существу кладут на себе, отцы духовные о сем не радят и не поучают. Иже крестьяне кленутся и лаются. Вопрос 21 Кленутся имянем божиим во лжу всякими клятвами, и лаются без зазору всегда всякими укоризнами неподобными, скаредными208. 209-Вопрос 28-209 И богомерзкими речьми, иже не подобает хрестьяном. И во иноверцех такое безчиние не творится. Как бог терпит нашему безстрашию? 210'О непокаянии грех наших219. Вопрос 29 Да и о иных тяжких винах духовне беседовати довлеет, за что гнев божий приходит на землю сию и всякие казни праведного гнева божия, да еще не до конца прогневася Господь. Наказует милостию, а ждет нашего покаяния и обращения от всяких зол, паче же от блуда любодейнаго, и прелюбодейства, и со до метва2п, и неправедных судий, и гордости, и зависти. Помыслим, предняя почто весь мир господь потопи, Ноя еди-наго соблюде? Не блуда ли ради. А Содом и Гомор огнь поя-де за что, единого Лота праведного изведе ' Не отроческого ли ради блуда. А Ниневии град великий погибе которого ради греха? И в новом законе Царьград за что господь предел иноплеменником и безбожным туркам? А нас чем господь не наказа за грехи наши? Ныне вся злая пострадахом от враг своих213 и от великого божия наказания. И какие грехи не сбышася в нас! И о сем вельми надобе поболети и поскор-бети и исправити вины греховныя, негли Господь милость свою послет на грешныя рабы своя. Паче же запретити о лЮ-бодействе и прелюбодеистве и о злом содомском блуде- НепоД-кновенно утвержайте сие. О ружных попех. Вопрос 30 Ружные попы по пределом и по соборным церквам ругу емлют: хлеб годовой, и деньги, и пшеницу на проскуры, и 2 1 4- воск на свечи; а предельные попы свечи и прилепы и месячные^21*. Да они же емлют и молебные денги, и понахид- 2 1 S— ные, и праздничные из казны, и кутью на понахиды и канун, и свечи, и проскуры за зборы и столы праздничные и заупокойные'2^. А только у своего храму на праздник обедню одинова в год, а ни в суботу за упокой, ни в неделю за здравие, ни во владычни праздники, ни великим святым, ни за упокой по родителех обедни не поют. Ни понахиды, ни молебнов, ни заутрени, ни часов, ни вечерни — ничего не поют во своих пределех. О том разеудити, кому та руга и милостыня в ползу. От прежних времен тако ся творит, да в нынешния лета временники причли к собором своих попов и ругу и милостыню из нашие казны устроили. Что о том учи-нити? О ружных церквах и о монастырех. Вопрос 31 Отец мой, князь великий Василей Ивановичь всеа Русии, ездил по чюдотворным местам молитися и давал по многим монастырем богатым и убогим милостыню в приказ, хлеб и соль, и денги, и воск на свечи, и мед на кутью, и пшеницу на проскуры. И после того матушка217 не сполна же в приказ давала. И после матушки2'** до моего возраста многие монастыри грамоты поймали по вся годы имати милостыню впрок в ругу, а иные монастыри и церкви многие приходные внове в те же времена грамоты поймали ругу имати из казны. А у тех монастырей села есть и иные доходы, а у при-ходных церквей се приход улица , а у иных села есть да и огороды и сады и пожни и иные пошлины и лавки поземные, да и мою ругу в те времена устроили же себе из казны. И о том как впредь быти? А убогих монастырей и неприходных церквей достоит устроити по разеужению. 221— /-^ „ _оо| р. _~ U птицах и заицех о удавленине . Вопрос 32 Продают в торгу по всем градом и по всем землям моего государства всякие птицы и зайцы давленину, а не колото живо и кровь не точена. И о сем в заповедех божиих вельми возбраняет хрестьяном довленина ясти. Достоит о сем законоположение разеудно222 утвердити, чтобы хрестьянские души лавлениною не осквернялися. О еже на вечернях святыя славы не поют и на заутренях славословия. Вопрос 33 &-оея ради вины в нашем царстве на Москве и во всех московских пределех в соборных церквах и в приходных, окроме м°настырей, по вскресным вечерням и по праздничным и ве-ликим святым, егда выход бывает, святыя славы не поют, ре-говорят, а на заутрени в неделю и в праздники славосло- 115 Стоглав Российское законодательство X — XX веков вия не поют же. Якоже и в прочий простые дни речью гово-. рят. А во уставе наэнаменано нарочитым святым славословие великое, то ему почесть. О иже на литоргиях Отца и Сына22* не поют. Вопрос 34 Да на божественоп литоргии Отца и Сына и святаго Духа, святую Троицу единосущную и нераздельную всегда не поют, речью говорят. А в нашем царстве, как есми был в Новегоро-де в великом и во Пскове, во святей Софеи премудрости божий и у живоначальной Троицы и во всех святых божиих церквах по воскресным днем и по господским праздником и нарочитым святым на вечерни, когда выход, святыя славы поют, и славословие поют же на заутрени в воскресныя дни и в праздники, когда во уставе молвлено славословие великое, а в простые дни говорят Отца и Сына и святаго Духа, 2 'на бо-жественой литоргии по вся дни поют"1 . И о сем како достоит здесе быти, и вы 22Ь~соборне уложите' . ' О животворящем кресте. Вопрос 35 Да о животворящем кресте господни, на церквах водружают, назнаменати, како достоит и лепо ему быти. О иже не вносити в алтарь пьянственаго пития. Вопрос 36 О святых божиих церквах, о жертвеннике и о кутейнике. Приносят боголюбцы ко святым божиим церквам ладан и фи-миян, и 227свещи, и просвиры. То во свяУЬгй жертвенник и во святып алтарь вносится по уставу. Теже крестьяне приносят кутию и канун за здравие и за упокой и на велик день " * 228 пасху сыр и яйца, и ряби печены и во иные дни колачи и пироги, и блины, и короваи, и всякие овощи229. В Новегоро-де и во Пскове на то устроен кутейник во всякой церкви, зде же убо та вся потребная 230~вносит в жертвенник и во свя-тый олтарь'230, а правила святых апостол и святых отец о сем запрещают. И впредь како сему достоит быти? Иже иноки и инокини во едином монастыре живут. Вопрос 37 В нашем царстве на Москве и во всех градех монастыри особые: живет в нем игумен да чернца два или три и где како ся лучило"231, да тут же в монастыре миряне с женами и с детьми живут. А в котором монастыре живут черницы, ино в том монастыре такоеж живут миряне и холостые и с женами. Пригоже ли то так быти232 ? А в ином монастыре черницы и чернцы живут, а убогие чернцы и черницы по ми-ру скитаются, и тем нигде покою нет ни в котором монастыре не приимут. А попы и дьяконы и дьяки и пономари с женами тут же с черницами в монастыре вместе живут. По правы- I лом святых отец како достоит тому быти? Тако бы на святом соборе и уложити во веки неподвижимо. 233"И о сих дозде царевы вопросы 233. И О ТЕХ О ВСЕХ ЦАРСКИХ ВОПРОСЕХ СОБОРНЫЙ ОТВЕТ. ГЛАВА 6 Некогда вниде в слухи боговенчаннаго и христолюбивого царя государя и великого князя Ивана Васильевича всеа Ру-сии самодержца, что по многим святым церквам звонят и поют не во время, кроме божественного устава, и многие церковные чины не сполна совершаются по священным правилом и не по уставу. Он же, боголюбивый царь, о том таковая слышав, не просто вмени, но разжегся Духом святым, вскоре повеле и списати о тех о многоразличных церковных чинех, которые не по уставу и не сполна по священным правилом совершаются, и вдаст на соборе отцу своему Макарию митрополиту всеа Русии и повеле ему о всех тех церковных чинех, разсудив, указ учинити по божественному уставу и по священным правилом. Он же соборне приим от благочестивого царя со всяцем духовным порадованием любовне прочитают и, о всех о тех многоразличных церковных чинех разсудив и воззря в божественная правила, да о всем том о святем Дусе соборне уложили. Отныне и впредь в царствующем граде Москве и по всем градом и по всей земли росийского царьст-вия по всем святым церквам звонити и божественныя литоргии служити и прочее церковное пение правити сполна и по чину о всем234 по преданию святых апостол и святых отец по божественному уставу и по священным правилом ничтоже претворяющее. И того ради церковного чина на болшее утвер-жение по совету и по повелению и сердечным желанием о святем Дусе возлюбленного сына святыя церкви и нашего смирения благоверного христолюбивого и боговенчаннаго царя государя и великого князя Ивана Васильевича всеа Руссии самодержца и со иже о святем Дусе 235~с своими детьми235 со архиепископы и епископы русския митрополия самобывшими ту: с Феодосием архиепископом великого Новаграда и Пскова, с Никандром архиепископом ростовским и ярославским, с Трифоном епископом суздальским и тарусским, с 'Урием епископом смоленским и брянским, с Касьяном епископом рязанским и муромским, со Акакием епископом тверским и кашинским, с Феодосием епископом коломенским и к°ширским, с Савою епископом сарским и подонским, с Ки-прияном епископом пермским и вологодским, и со архимари-ТЬ1 и игумены и со всем священным собором по данной нам т бога власти и царским советом соборне повелехом того ра-»и чину церковного и брежения ради священнического и всех Ради православных хрестьян, наипаче же оберегаючи сана и еличества царства и святительства и смиренных своих душ астырских, да ничтоже во святых церквах, кроме священных °жественных правил сотворяется, ниже презрено будет на-
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (411)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |