Российское законодательство X — XX веков 5 страница
ч ~ 281 матерь и прилепится жене своей и оудета в плоть едину. Тайна сия велика есть. Аз же глаголю во Исусову церковь: Обаче и вы поединому кождо свою жену тако да любит». И по-сем ектенья, «Помилуй нас боже», таже поминает царя и святителя и поимающихся, таже и отпуст, Христос истинный бог наил молитвами пречистыя его матери, и святаго егоже есть храм, и егоже есть день, и всех святых помилует и спасет нас, яко благий ч ловеколюбец. 282О ВТОРОМ БРАЦЕ™2. ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО НИКИФОРА2»3 КОНСТАНТИНА ГРАДА ИСПОВЕДНИКА. ГЛАВА 21 Правило о церковных его сочинениях, иже с ним святых отец правило второе. Двоеженец не венчается, но и запрещение приемлет не причастится святых тайн два лета, а треженец J лет. О ТОМ ЖЕ НИКИТЫ БЛАЖЕННАГО МИТРОПОЛИТА ИРАКЛИЙСКОГО2Ы ОТВЕТЫ К НЕКОМУ КОНСТАНТИНУ ЕПИСКОПУ. О НИХ ЖЕ ВОПРОШЕН БЫСТЬ. О ДВОЕЖЕНЦЕХ ЗАПРЕЩЕНИЕ. ГЛАВА 22 Опасенье, убо двоеженца не обычно венчати. Великая же церкви обычая сицева не разсмотряет, но и на джвоеженцы не-вестныя венцы возлаг ет, и никтоже от сего, когда обвиновен бысть, обаче едино или две лете причащения отлучает их, но и венчавшаго презвитера с ними вечеряти не попусти. По седмо-му правилу иже в Неокесарии сбора. О ВТОРОМ ЖЕ БРАКУ И О ТРЕЖЕНЦЕХ. ГЛАВА 23 А второму браку венчания несть, но токмо молитва по правилом, и третьему молитва под запрещением по священным правилом. Второму — 2 лета епитемьи, аще будет млад, то едино лето. А тертьему пять лет от общения и ото всякия святыни. А четвертый бы брак от вас никогда же не именовался, четвертый же брак и законнии правила возбраняют, блудяй убо себе единому неправду сию имеет. А иже четвертою брака яко рекше себе смесив поругается, убо сим возбраняющим божественным и священным правилом, он убо который разрушает божественных и священных правил, каковое имеет благочестие и каковый ответ ждет на страшнем суде, топ убо и сам себе отлучи от славы божия. Богословию же тезоименитый великий Григорий: первый, рече, брак-закон, вторый-прощение, третий-законопреступление, четвертый-нечестие, понеже свинское есть житие. Премудрый же цар Лев и к четвертому браку совокупился бяше. И во отлучение впаде от Николы патриарха. Ему же много моляшеся царь, еже разрешити его от таковаго связа-ния. Якоже он неумолен бысть, от церкви его изгна и в него место паки Евфимия мужа освященна постави на патриярше-ство. И сему много молящеся, еже разрешити его от таковаго связания, и не токмо разреши его, но отвержена и непрощена сотвори ради четвертого браку со множайшими святытельми возбранив ему. О ЧЕТВЕРТОМ ЖЕ ОТРЕЧЕННОМ БРАКУ И О ТРЕТ И ЕМ. ГЛАВА 24 По великого же убо Василия слову, аще муж имет жити с четвертою женою или жена за четвертым мужем, тех божественая правила отлучают во церковь не входи и 4 лета. По четвертом Лсе лете входит во церковь, божествендго же причащения не приемлет до /О285 лет ни доры ни богородична хлеба. Трежен-Иы же низвержающихся, якоже скверны церковныя, бывше, да-Же До пяти лет не причастным были повелевает. Летом сим ми-м°Шедшим и паки единою в лете к причащению божественному 289 Стоглав Российское законодательство X — XX веков приходити в честнаго и спасительнаго дни пасхи. В великий же тот пост преже того великого дни да предочищают себе, елика их сила есть. Аще ли духовник видит, тот человека запрещением обязанного пекущася о согрешении том вельми и плачущася и рыдающа и во унынии ходяща сердечнем, причащает паки того на третье лето причтавшагося к третьему браку. Который же священник, смея здеяти паче заповеданною времени таковых причащения божественаго сподобити, о своем степени по-стражет. Но паки к третьему поиманию, аще хотят кто соеоку-питися и аще будет добре млад, детей не будет от него ни от первого брака ни от второго, тому надобе разсужение со опите-мью великою, едва совокупитися к третьему браку. А которые простые люди имут пити 286 до обеда"286, и вы таким возбраняйте. И просвиры и богородична хлебца не давайте дондеже исправятся2Й7. Да и сами бы есте священницы не отправив правила ранняго пития и ядения не вподобно время никакоже касалися, да не от вас будет соблазн миру. Аще простец согрешит, то един о себе ответ даст. А иерей согрешит, то о мнозех ответ дати. И вы бы боялися священных правил тягости, да не от вас самех мнозем простым человеком претыкание и соблазн будет. Якоже рече писание: «Смущаяй грех, да понесет...» и прочая. О ДЬЯЦЕХ ХОТЯЩИХ ВО ДЬЯКОНЫ И В ПОПЫ СТАВИТИСЯ. ГЛАВА 25 28Й'О ставленикех хотящих во дьяконы и в попы ставити-ся 288, а грамоте мало умеют И святителем их поставити ино сопротивно священным правилом. А не поставити, ино святыя церкви без пения будут, а православные хрестьяне учнцт 289~без покаяния умирати'289. И святителем лСзбирати по священным правилом в попы, ставити 30 лет, а в диаконы 25 лет А грамоте бы умели, чтобы могли церковь божию содержати и детей своих духовных, православных хрестьян, управити могли по священным правилом, да о том их святители истязуют с великим запрещением, почему мало умеют грамоте. И они ответ чинят: «Мы, де, учимся у своих отцов или у своих мастеров, а инде нам учитися негде. Сколько отцы наши и мастеры умеют, потому и нас учат». А отцы их и мастеры их и сами потому ж мало умеют и силы в божественном писании не знают, а учитися им негде. А преже всего в росийском царствии на Москве и в великом Новегороде и по иным городом многия училища бывали, грамоте и писати и пети и чести учили. И потому тогда грамоте и писати и пети и чести гораздых много было. Но певцы и четцы и добры писцы славны были по всей земли и Д° днесь. 290О УЧИЛИЩАХ КНИЖНЫХ ПО ВСЕМ ГРАДОМ. ГЛАВА 26 И мы о том по царскому совету соборне уложили, в цар' ствующем граде Москве и по всем градом291 тем же протопо- пом и старейшим священником и со всеми священники и дьяконы, кийждо во своем граде, по благословению своего святителя изврати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых, имущих в сердцы страх божий, /" 293 могущих и иных пользовати, и грамоте бы и чести и писати горазди. И у тех священников и у дьяконов и у дьяков учини-ти в домех училища, чтобы священницы и дьяконы294 и все православные хрестьяне в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжнаго писма и церковного петия псалтырного и чтения налойнаго. И те бы священники и дьяконы и дьяки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и писати и пети и чести со всяким духовным наказанием, наипаче же всего учеников бы своих брег- " f 296 ли и хранили во всякой чистоте и олюли их ото всякого растления, наипаче же от скверного содомского греха и рукоблудия и ото всякия нечистоты, чтобы им вашим брежением и поучением, пришед в возраст достойным выти священнического чину. Да учеников же бы есте своих во святых церквах божиих наказывали и учили страху божию и всякому благочинию псал-мопению и чтению и пению и канарханию по церковному чину. А учили бы есте своих учеников грамоте довольно, сколько сами умеете. И силу бы им в писании сказывали по данному вам от бога таланту ничтоже скрывающе, чтобы ученицы ваши все книги учили29Й, которые соборная святая церковь приемлет, чтобы потом и впредь могли не токмо себе, но и протчих пользовати и учити страху божию о всех полезных, также бы учили своих учеников чести и пети и писати, сколько сами оне умеют, ничтоже скрывающе, но от бога мзды ожидающе, а и зде от их родителей дары и почести приемлюще по их достоинству. 299О СВЯТЫХ ИКОНАХ И О ИСПРАВЛЕНИИ КНИЖНОМ. ГЛАВА 27 Да протопопом же изоо~старейшим священником и избранным священником 3 ° со всеми священники к коемждо граде во всех святых церквах дозирати святых икон и священных сосудов и всякого церковного чину служебного и на престолех святых антимисов дозирати и священных301 книг святых еван-гелей и апостол и прочих святых книг, ихже соборная церкви приемиет. И которые будут святыя иконы состарелися, и им Те велети иконником починивати. А которые будут303 мало олифены, и оне б те иконы велели олифити. А которые будут святыя книги евангелие и апостолы и псалтыри и прочая кни-ги, в коепждо церкви обрящете, неправлены и описливы, и вы °ы те все святыя книги с добрых переводов справливали собор-е> занеже священныя правила о том запрещают и не повелева-т неправленых книг в церковь вносити, ииже по них пети. Стоглав Российское законодательство X — XX веков О КНИЖНЫХ ПИСЦЕХ. ГЛАВА 28 Также которые писцы по городом книги пишут, и вы бы им велели гшсагн304 с добрых переводов. Да написав правили, потом же бы и продавали, ЗО5'а не правив бы книг не продавали'305. А которой писец написав книгу продаст не исправив, и вы бы тем возбраняли с великим запрещением. А кто у него неисправлену книгу купит и вы бы тем потому же возбраняли с великим запрещением, чтобы впредь тако не творили. А 306~впред таковии обличени будут продавец и купец306, и вы бы у них те книги имали даром безо всякого зазору, да, исправив, отдавали в церкви, которые будут книгами скудны. Да видя таковая вашим брежением, и прочие страх приимут, и вы бы о всех о тех предиреченных церковных чинех и о честных иконах и о святых книгах и о всем о том потщалися совершити и исправити, елика ваша сила. И за то от Господа бога великому мзду восприимете, и от благочестивого царя хвалу и честь, и от нашего смирения соборное благословение, а ото всего народа благодарение и хваление за ваши священническия труды и подвиги. И аще сия со благодарением и хотением сердечным исправити потщитеся, то с радостию ожидайте сугубы мзды от бога и царства небесного по реченному Христову словеси: добрый мой рабе благий и верный мале бысть верен надо многими тя поставлю. Вниди в радость Господа своего и прочее и сия убо дозде священству вашему написахом. О ВСЕХ ПРОТОПОПЕХ И О СОБОРНЫХ И ОРУЖНЫХ И О ПРЕДЕЛЬНЫХ СВЯЩЕННИКЕХ И ДЬЯКОН EX. ГЛАВА г 29 Во всех святых соборных церквах по в£ем градом протопопом и священником дьяконом соборным и придельным и руж-ным попом и диаконом, так же бы по всем святым соборным церквам и в приходех по градом и по селом , здесе в царствующем граде Москве и по всем градом росииского царствия, чтобы о всех о тех церковных чинех брегли протопопы, чтобы соборные священники и дьяконы и придельные и ружные священники309 к церквам божиим на всяк день приходили ко всякому божественному правилу и стояли бы на божественном правиле со благоговением и со страхом божиим. А протопопов бы чтили и слушали и повиновалися им о бозе во всем безо всякого прекословия, и брегли бы о всех о тех предиреченных церковных чинех заодин, чтобы божественное правило во всех святых соборных церквах и ружных и предельных сполна было по божественному уставу и по преданию святых апостол и святых отец чинно и безмятежно. А которые соборные священники и ружные и предельные священники и дьяконы не учнут протопопов слушати, а учнут упиватися в пьянство и о церковном пении небречи, и протопопом таких соборне на-казывати, чтобы в пьянство не упивалися и к церквам божиим ходили, и на божественном пении чинно стояли со всяцем ду- ховным вниманием, а не билися и не лаялися, и не сквернословили и пияни бы в церковь и во святый олтарь не входили, и до кровопролития не билися, занеже священныя правила апо-стольския и отеческия таких всех безчинников отлучают, а биющихся и кровь проливающих не токмо отлучают, но и конечному извержению предают. Якоже пишут во своих прави-лех: аще кий епископ или презвитер или дьякон бьет верна-го310 или неверного, да извержется. Такоже: аще кий епископ или презвитер или дьякон упивается, или престанет, или да отлучится. И вы бы священных правил боялися, пребывали бы есте во всяком благоговении священническом, да не от вас будет соблазн или смущение мирским человеком. Евангельскому Христову словеси: горе миру от соблазн. И паки рече: сму-щаяй грех да понесет и прочее. А которые священники и дьяконы по первом и втором наказании протопоповем соборнем учнут прекословити и не повиноватися и о церковном чину не учнут бречи, и протопопом о таких безчинникех святителем возвещати, и тем попом и дьяконом от святителей быти в духовном запрещении и от церкви во отлучении по священным правилом. О протопопех. Также и протопопы, которые по соборным церквам сами учнут упиватися или безчинствовати и небречи о соборном церковном чину. И соборным священником о тех протопопех святителем возвещати и тем протопопом святителей потому ж быти в великом запрещении и в конечном отлучении по божественным же и священным правилом. О РУЖНЫХ ПОПЕХ И ДЬЯКОНЕХ. ГЛАВА 30 А ружные бы и придельные священники и дьяконы, которым идет царская руга, хлеб и денги, и за столы ходят ясти и пити, и молебные и понахидные денги емлют, и те бы все священники и дьяконы по своим церквам и по пределом по вся дни часы и вечерни, и понахиды, и павечерницы, и полунощни-цы, и заутрени, и молебны пели сполна по уставу и по преданию святых апостол и святых отец. А обедни бы служили по своим церквам во всякую неделю за здравие, а в суботу за упокой, да и по владычним праздником, да и на похрестья бы и к молебном ходили с соборными священники вместе, якоже, и прочия священники и дьяконы, и молили бы бога по церковному чину за благочастиваго царя и за всех православных крестьян. А которые ружные и предельные священники и дьяконы не учнут бречи о святых церквах и о божественном правиле по Уставу и по преданию святых апостол и святых отец или ЗИ'на похрестие 3" и к молебном не учнут ходити с прочими соборными священники, и тем от святителей по первом и втором наказании быти во отлучении по священным правилом а от царя лишенным быти руги и милостыни и на их место иных попов и Дьяконов посылати. Стоглав 194 Российское законодательство X — XX веков О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ, КАКО ПОДОБАЕТ АРХИЕРЕОМ И ИЕРЕОМ РУКОЮ БЛАГОСЛОВЛЯТИ И ЗНАМЕНОВАТИСЯ. И ПРОЧИМ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРЕСТЬЯНОМ ЗНАМЕНОВАТИСЯ И ПОКЛАНЯТИСЯ. ГЛАВА 31 Такоже бы священныя протопопы и священники и дьяконы на себе воображали крестное знамение крестообразно и по чину. И благословляли бы протопопы и священники православных крестьян крестообразно же, якоже предаша святии отцы. Так же бы и детей ceouxin и всех православных крестьян поучали и наказывали, чтобы себя огражали крестным знамением по чину и знаменовалися крестообразно. Правую бы руку, сииречь десницу, уставливали по крестному воображению: большей палец да два нижний перста воедино совокупив, а верхний перст с середним совокупив, простер и мало нагнув. Тако благословити святителем и иереом, и на себя крестное знамение рукою возла-гати двема персты, якоже предаша святия отцы воображати крестное знамение. Первое возлагати на чело, таже на перси, сииречь на сердце, и потом на правое плечо, таже на левое плечо, то есть истинное воображение крестнаго знамения. И потом покланятися душею и телом, умом и сердцем, и всем помышлением пречистому образу и животворящему кресту господа бога и Спаса нашего Исуса Христа и пречистой Богородицы, и небесным силам, и великому во пророцех Иванну предтече, и святым апостолом, и великим чюдотворцом, и всем святым на святых иконах воображенных и написанных, и ,святым церквам, и святому евангелию, и прочим святыням поклонятися. Якоже предаша нам самовидцы и слуги божия слова святии апостолы и святии отцы, такоже подобает и всем православным крестьяном руку уставляти и двема персты крестное знамение на лице своем воображати и покланятися, якоже и преди рехом. Ащели кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает3^ крестнаго знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша. Прочее же о крестном знамении известно и достохвально списани преподобных отец наших Мелетия и Феодорита, сице возвещают с прочим толкованием, како рукою блаюсЛовляти и креститися всем православным. Иже кто не знаменуется двема персты, якоже и Христос, да есть проклят. Креститися и благословити два долныя314, а третий верхний к долнима перстома. Тоже согбение персту толкует: преклонь бо небеса и сниде нашего ради спасения, а два верхние сими же двема благословити в божество и в человечество креститися подобает и благословити. Персты три совокупити низу, а два верхний купно — теми благословити и креститися в божество и в человечество. Так же и Мелетий севастийский и Феодорит научают нас, и инде речено бысть. Мелетий сей, севастийский епископ, житием и словом славен зело. Безчиния же ради сущих под руку его отрекся епискупьи и бысть в безмолвии. Тогда еретицы, мневше яко мудрствует с ними Мелетий, проси-ша его у царя да будет патриярх, eoice и бысть. И посем бывшу собору о вере единосущества и арияном инако глаголющим, Мелетий же божественнаго правила показа явление. Людем же просящим скорое учение от бога показати, он же показа персты три во Отец и Сын и святый Дух, и не бысть знамения. По сем же Мелетий два совокупль, а три пригну и благослови люди. И изыде от него яко огнь молнии, достохвальнып он испусти глас. Трие убо разумеем о едином же беседуем, и тако посрами еретики. И посем в Константин град прииде, от великого царя Феодосия зело почтен бысть святый. Сице благословити рукою и креститися. Три персты равны имети вкупе по образу троиче-скому: бог Отец, бог Сын, бог святый Дух. Не три бози, но един бог в троицы. Имены разделяется, а божество едино. Отец нерожен, а Сын рожен, а не создан. Дух святый ни рожен ни создан, но исходя. Трие во едином божестве: едина сила, едина божеству честь, един поклон от всея твари ото ангел и человек. Тако и тем трем перстом указ. Два перста имети наклонена, а не простерта, а тем указ тако: то образует две естестве божество и человечество. Бог по божеству, а человек по вочеловечению, а во обоем совершен. Вышний перст образует317 божество, а нижний человечество, понеже сошед от вышних спасе нижняя. Тоже гбение персту толкует: преклонь бо небеса и сниде нашего ради спасения, да тако достоит креститися и благословити. Тако святыми отцы указано и узаконено. О КРЕСТЯЩИХСЯ НЕ ПО ЧИНУ. ГЛАВА 32 Мнози неразумный человецы, махающе рукою по лицу своему, творят крестящеся, а всуе тружающеся. Тому бо маханию беси радуются. А тако есть право креститится. Первое положи-ти руку на челе своем, потом на персех, таже на правом плече, потом на левом, то есть истинное воображеные крестному знамению, аще кто право крещает лице свое сим знамением, той никогда же не убоится дьявола ни злаго супостата ы от бога мзду приымет за то, аще кто и единова прекрестит лице свое и по-исты не право крестится. Аще ли кто леностию или невежестви-ем не исправляет креста на лице своем, той отмещется креста Христова и предается дьяволу. И аще кто наставник будет и научит неразумных, а они приемлют с радостию, то от Господа сугубу мзду восприимет за то. А кто не внимает, ни послушает благаго наказания, да будет отлучен. И о тех и о всех предире-ченных церковных испрвлениях священным протопопом и всем священником по священным правилом бречи накрепко. И о всем самем жити со благоговением и с постом и молитвами и по чину священническому и в прочих добродетелех. И детей своих Духовных, православных крестьян, учити закону и страху бо-жию и исправляти по священным правилом, како им подобает Жити в чистоте и в покаянии, со благоговением и в посте, и в молитвах, и в братолюбии, мирно и любовь между собою иму- 295 Стоглав Российское законодательство X — XX веков щи, и приходящая святыя посты прилежно и честно с постом и молитвами и со многим воздержанием провожати и держати честно, и по вся дни ко святым божиим церквам и ко всякому соборному пению приходили бы, и стояли бы на молитве со благоговением и со страхом божиим, и брегли бы о всем благого-вейнстве церковном, чтобы по всем церквам соборным и несоборным церковный чин о всем шел по уставу и по преданию святых апостол и святых отец. А от пьянственнаго бы безмерна-го пития священныя протопопы и священники и дьяконы воз-держалися и в пьянство бы в конец не упивалися, да и детей своих духовных наказывали, чтобы в пьянство не упивалися нигде же, бо несть писано, что не пити вина, н буди нам таковая мудрствовати ниже запрещати, но сам бог созда и повеле пити вино в веселие и, а не во пьянство. Также и ясти не во объядение, но в сытость и в славу божию. Также святии апосто-ли и святии отцы уставиша и заповедаша ясти и пити в славу божию, а от упивания в пьянство и от объядения вельми запре-тиша и под запрещением учиниша не токмо священным, но и простым, по реченному во святом евангелии, якоже сам Христос отрече: «Да не отягчают сердца ваша объядением и пьянством и печальми житейскими». Такоже и божественный Павел отрече: «Братие, не упивайтеся вином, в немже несть спасения, но паче блуд». И паки рече. «Пьяницы и блудницы царства не-беснаго не наследят». И много о том упивании в пьянство в божественном писании отречено бысть. Якоже и божественный апостол Павел, паки собрав отрече: «Не прельщайтеся ни блудницы, ни прелюбодеи, ни мужеложницы, ни скотоложники, ни рукоблудники, ни лихоимцы, ни хищницы, jtu чародеи, ни пия-ницы, ни татие. Все таковии царства небесного не наследят». О СОДОМСКОМ ГРЕСЕ. ГЛАВА 33 Нецыи же к тому злу, забыв страх божий, скверное беззаконие творят, иже не подобает творити православным, реку же, содомскую пагубу многим людем на смятение и на соблазн и погибель. А от множества народа и от иноверных поношение и укоризна нашей православной вере хрестьянстей. И о тех о всех отреченных и скверных и зазорных дел скаредных отцем духовным священным протопопом и священником детей своих духовных накрепко испытовати и запрещати с великим истязанием духовным, чтобы таких скверных и мерских дел не творили. И которые покаются и вперед обещаются3'^, и вы бы их испра-вливали по правилом святых апостол и святых отец, а без опи-темьи бы есте не прощали. А которые не исправятся ни покаются и вы бы их ото всякия святыни отлучали и в церковь входу не давали, и приносу от них не принимали, дондеже покаются и престанут от своих зол. Таких бо ради скверных дел божий гнев приходит на православное хрестьянство: овогда ратию, иногда же глади, овогда же тлетворныя ветры, овогда же падение человеком и скотом сииречь смертная язва, иногда же великие пожары и иные многие казни наводит господь бог к нашему исправлению, чтобы таковая мерзость и законопреступныя дела никогда же в православии не именовалися и попраны бы были до конца. О ЦЕРКОВНОМ ЧИНУ. ГЛАВА 34 Священным протопопом по соборным церквам, а старостам священником и десяцким по всем церквам дозирати почасту, чтобы у них было по чину и по уставу великого нашего православия везде чинно по церковному чину. Яко да человеколюбец Господь бог, видя всех нас обращение и чистое покаяние, избавит нас належащих всегда праведных своих прещений и отовра-тит всякого своего гнева, и милостивым оком призрит на свое достояние, и из авит нас мучения и пленения и печалей, видимых и невидимых враг, да сподобит ны всякаго пребогатнаго своего благаго воздаяния. И того бы ради протопопы по сеем собором и старосты и десяцкие священники по вся дни брегли и пытали 319 бы священников, приходящих к ним, держат ли у себя хиротонии и чтут ли по них и себе внемлют ли. И аще чтут или внемлют благоугодно богу. А у которых священников не будут хиротонии, и те бы приходили к святителем кождо во своем пределе и имали хиротонии от своих святителей, да также бы ходили и внимали 320~себе потому320, как в них писано. А 321~учнут которые священники и дьяконы жити в слабости и в пьянстве и в прочих неподобных делех, ихже ненавидит Бог. Или учнут глумитися 322 мирскими кощунами Ч2Ч— и ходити на мирская позорища, ихже священником не подобает смотрити и слушати 323, или в корчмы ходити и игры слу-шати, или учнут нерадиво жити и о 32<1~церкви божий небре-щи , или учнут о своих детех духовных нерадити и того цер-ковнаго дела небречи, или не учити их страху божию своего ради безчинства, якоже достоит жити по закону божию всякому ~322 хрестьянину , и о том о всем известно и достоверно протопопы и старосты испытовают священников и добрых людей и ис-пытавше твердо о всем о том да возвещают святителем митрополиту и архиепискупом и епископум, койждо во своем пределе. И святители тех попов и дьяконов о их безчинстве духовне наказывают с великим запрещением: овому духовное наказание, овому страх, иному же отлучение по священным правилом. А которые священницы и дьяконы не учнут слушати святительского наказания по правилом святых апостол и святых отец и по святей хиротонии, таковии будут от своих святителей в конечном отлучении священства и предани будут церковному су-ЛУ- А по которых безчинных священницех и дьяконех начнут покрывати протопопы и старосты и десяцкие325, и 32Ь'тем са-мем быти от святителей в наказании и во отлучении по тем же священным правилом 326. А о духовных делех протопопы и свяЩенницы о своих детех духовных да приходят спрашивати кииждо к своему святителю, и святители, их поучают и наказывают по священным правилом, чтобы о своем священстве и о Душевной пользе колико мощно и о всей от Бога врученней па- Стоглав 298 стве всегда попечение имели по своему священническому долгу, Российское по Господню слову глаголющему: ему же, бо рече, много дает- законодательство ся> и много взыщется от него. И того ради вам священником по- л — лл веков , добает своих духовных детей поучати и наказывати прилежно, чтобы все православные крестьяне к церквам божиим ходили и к вам на покаяние приходили с женами своими и с детьми и жили бы потому же в чистоте и в покаянии и в прочих добродете-лех, якоже подобает православным крестьяном. А развее бы жен своих не знали иных и наложниц не держали, и чад своих наказывали и учили страху божию. УКАЗ СОБОРНЫМ СТАРОСТАМ ПОПОВСКИМ НА МОСКВЕ И ПО ВСЕМ ГРАДОМ. 327'ЧЕГО РАДИ ЦЕРКОВЬ СОБОРНАЯ И СТАРОСТА ИЗБРАН ТУТА И ИНЫЯ ЦЕРКВИ МНОГИЯ И ПОПЫ И ДЬЯКОНЫ ПРИЧТЕНЫ ТУТО ПРИХОДИТИ 327. ГЛАВА 35 В неделю всех святых к той соборной церкви на вечерне собираются от всех церквей попы и дьяконы, которые причтены к тому собору. У своей церкви вечерню поранее отпев и с ними их приход, мужи и жены, с свещами туто же идут к соборной церкви. И тутошней поп, которой у тое церкви у соборные живет, вечерню отпоет. А те священники соборные и дьяконы и народ збираются, и после вечерни староста поповской и все попы и дьяконы облачаются в патрахели и во священныя ризы, и староста возмет животворящий крест в руку правую, а дьякон кадило, а иной дьякон крест выносной возмет, которой стоит за престолом, а священник икону пречистую выносную возмет, которая за престолом же стоит со крестом вкупе, да и пономарь возмет хоруговь, и туто начнут молебен да пойдут к пречистой соборной, а идучи поют молебен. А за ними мног народ идут с свещами. И пришед в пречистую в соборную церковь и дожидаются конца, как вечерню отпоют. И начнет староста с собором петц328 посреди церкви стих: «Радуйся, двери божия». И пропев стих диакон глаголет октенью с кадилом: «Помилуй нас, боже». И молит за царя и за святителя, и о воинстве, и о всяком прошении по чину, якоже в соборных церквах на молебнех говорят. И кадит святыя образы, потом святителя и по чину старосту и священников, и весь народ. И староста со крестом отпуст глаголет и несет крест к митрополиту или ко владыце на место. Митрополит329 знаменается сам честным крестом и благословляет старосту и всех попов и дьяконов и весь народ. А выносной крест и икону держат пред святителем, и митрополит знаменався у креста и у иконы и отпущает их. И от инех соборов староста и попы и дьяконы и весь народ такоже творят. А назад идучи из тое церкви молебны же поют, и вшед в церковь поют владычицу большую, потом октенья с кадилом по преже-писанному и отпуст со крестом. И благословляет 330~попы и народ'''30, и отходит в домы своя. И как пойдут со кресты звонят, а мимо которую церковь идут, звонят же, а пришед со кресты звонят же. От всех святых до воздвижения честного креста во всякую неделю на вечерни тако сходитися и ходити со кресты по своим церквам, которые церкви к тому собору причтены. А пение и чин по прежеписанному. Аще дождь или грязь, не моч-но итти со кресты, и оне туто в соборной церкви сшедшеся молебны поют за всяко прошение по настоящему времени. А в неделю пред воздвижением такоже от всех соборов прийти к соборной пречистой со кресты, якоже в неделю всех святых все по тому чину. И от воздвижения честного креста до недели всех святых после вечерни промеж себя с соборными кресты не ходят. В понедельник святые недели собираются священники и старосты, каждо во свой собор, со всем народом и ходят с честными кресты к соборной церкви пречистой, якоже в неделю всех святых. Во всю святую неделю после заутрени промеж себя по своим церквам кождо во своем соборе ходят со кресты мо-лебная с вершающе по прежеписанному. А которому храму праздник, и того собору к той церкви ото всех церквей поп со крестом, да дьякон с кадилом, а пономарь с выносным крестом из за престола, а сторож с выносною иконою, а иной с хоруго-вью, да весь приход тоя церкви, мужи и жены, со свещами и с проскуры, отпев у своей церкви заутреню, да начнут молебен туто же празднику, да идучи поют, а их приход за ними идут. И все творят по прежеписанному. И у праздника молеб-ная совершив и освященною водою кропят и возвращаются во свой храм, и совершив отпуск отходят во своя домы.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |