Российское законодательство X — XX веков 6 страница
О НАКАЗАНИИ ЧАД СВОИХ. ГЛАВА 36 Также и чада их родителей своих почитали бы и слушали во всем по священным правилом. Иже чтет родителя своя, той оцыстится от грех своих и от бога прославится. Аще ли кто зло- 332 " /*" " словит родителя , и сей пред оогом грешен есть, а от людей проклят. Аще ли биет отца или матерь, от церкви да отлучится и смертию да умрет. Писано бо есть, отчая молитва сына непо-корива изсушит, а материя искоренит. А слушаяй и почитаяй родителя, доб о ему будет и будет многолетен на земли. Такоже и юных детей своих наказуйте и учите страху божию, чтобы жили в чистоте и в покаянии и в прочих добродетелех. А сквернословие бы и празднословие никогда же не именовалося. 333-и Л которые ваши дети духовные не возмогут чистоты хранили, и они бы женилися и браком сочталися и жили бы с своими женами по закону. А содомския бы скверныя дела в православных крестьянех333 мужеложство и скотоложство и рукоблудие и всякая нечистота никогда же не именовалася 33*~вашим священническим поучением и наказанием"33'1. О таковых бо и божественный апостол Павел 33 собрав отрече J , якоже и прели рекохом, не прельщайтеся ни блудницы, ни прелюбодеи, ни Щжеложники, ни скотоложники, ни рукоблудники, ни лихоим-Иы, ни хищницы, ни чародеи, ни пьяницы, ни татие, — все бо таковии царства небесного не наследят. А кающихся и обра- 299 Стоглав Российское законодательство X — XX веков щающихся от таковых гресех святая церковь приемлет и по священным правилом на уреченные лета священницы их отлучают дондеже исправятся. О ТОМ ЧТОБЫ НАЛЖИВЕ КРЕСТА НЕ ЦЕЛОВАЛИ. ГЛАВА 37 Такоже бы есте своих детей духовных поучали и наказывали и страху божию, чтобы промеж себя и в соседстве жили любовно: не крали и не розбивали, и не ябедничали, и налживе не по-слушествовали, и чюжаго не восхищали, и сами не обидели и скверными речьми не укорялися , и на криве бы креста не целовали и именем божиим во лжи не ротилися и не клялися. Занеже православным хрестьяном крестное целование ротою и на криве отнюд в конец отречено бысть священными правилы, но вдан от Христа крестьянам крест на освящение и просвещение и на отогнание враг видимых и невидимых. И того ради православным святому кресту верою покланятися и истиною и чистотою и того честнаго креста целовати со страхом и трепетом и с чистою совестию. И целуяй тако крест освящает себе и от болезней и от недуг всяческих исцелевает. А не верою и не истинне и на лжи целуяй крест и той бо лже обещник есть, не-исцельно врежает себе и по писанию, яко богоубийцаМ7 вменяется таковый и поругатель честному кресту. Аще бо на человека хуление не может оставлено быти безо мсти, то кольма паче божество похуливый. Егоже и месть себе своими усты поставив. «Мне месть аз воздам», — глаголет Господь. Аще кто таковая преступит и сотворит злое беззаконие и преступление, таковый под запрещением и во отлучении суть от всякия святыни на уреченные лета по правилом святых апостол и святых отец. О ТОМ ЖЕ КРЕСТНОМ ЦЕЛОВАНИИ ОТ БОЖЕСТВЕННЫХ ПРАВИЛ. ГЛАВА 38 Всего злее преступати крестное целование: целовати накриве святый крест или икона святые Богородицы или инаго святаго образ. Се бо видев пя'3ахария пророк"338 сходящ серп огнен с небесе на землю и вопроси: «Что есть, Господи, серп сей?» И рече: «Гнев божий посылается от руки божия на тех, иже ходят накриве роте. Да поженет пламен их, и душа предастся огню негасимому». И вы бы, священные протопопы, по всем соборным церквам о всем о том детей своих духовных поучали и наказывали, чтобы ко святым божиим церквам приходили с женами и с детьми с верою и любовию, и стояли бы на всяком божественном пении, наипаче же на литоргиях святых и на молеб-нех, и на часех, и на вечернях, и на всяком церковном божественном правиле, со страхом и трепетом и с великим вниманием и со слезами и сердечным воздыханием о своих согрешенни-их кийждо с покаянием и с чистою совестию и сокрушенным сердцем, себе внимающе, ничтоже земнаго помышляюще, аки на небеси мнящеся стояти, занеже святая церковь второе небо именуется. И подобает 340~не токмо архиереом и царем, но и всем священным и всем православным со страхом и с трепетом в ней бога славити и о своих согрешениях молитися комуждо их елика сила 34и. А шептания бо и роптания и сквернословия, и празднословия, и непотребнаго разсужения, и судов, и повестей, и скверных словес и иных неподобных дел во святых божиих церквах на божественном пенык"'4' никогда же от православных не именовалося, занеже священныя правила апостольския и отеческия о всех тех неподобных делех заповедают и под запрещением полагают. Якоже и сам Христос бог наш вшед во святую церковь и обрете в ней продающая и купующая волы и голуби, и сотвори бичь от верви, и изгна безчинныя из церкви, и дцки о проверже, и продающим голуби рече: «Возмите убо сия отсюду и не творите я». И глагола им: «Храм мой — храм молитвы наречется, вы же сотворите вертеп и пещеру разбойничью». Коль же поле архиреом и всем священным протопопом и священником подобает о церковном чину бречи и безчинником возбраняти. По первом и втором наказании повелевают таковых из церкви изгоняти, аще таковый не исправятся и вопреки глаголют, и священныя правила таким запрещают и от церкви отлучают дондеже исправятся. О ТАФЬЯХ БЕЗБОЖНАГО МАХМЕТА. ГЛАВА 39 Такоже бы отныне и вперед все православные царие и князи и боляре и прочие вельможи и вес православные хрестьяне приходили в соборные церкви и в прочие святые церкви ко всякому божественному пению без тафей и без шапок. И стояли бы на молитве со страхом и с трепетом откровенною главою по божественному апостолу. А !42>афьи бы отныне и впредь -342 на всех православных крестьянех никогда же не являлися и попраны были до конца, занеже чюже есть православным таковая носити — безбожнаго Махмета предание^43. О таковых бо священная правила возбраняют и не повелевают православным поганских обычаев вводити. 344"От священных правил . В коейждо, убо рече^4 , стране законы и отчиная не приходят друг ко другу, но своего обычая кийждо закон держит; мы же православнии, закон истинный от бога приемше, розных стран беззакония осквернихомся, обычая злая от них приимше, темже от тех стран томимы есмя и расточаями виною нашея похоти и обычая, и сего ради казнит нас бог за таковая преступления. ОТ СВЯЩЕННЫХ ПРАВИЛ О ПОСТРИЖЕНИИ БРАД. ГЛАВА 40 ' акоже священная правила православным крестьянам всем возбраняют не брити брад и усов не постригати. Таковая бо несть православных, но латынская и еретическая предания греческого царя Костянтина Ковалина, и о сем апостольская и отеческая правила вельми запрещают и отрицают. Правило святых апостол сице глаголет: «А ще кто браду бреет и пре- 301 Стоглав 30„2 Российское зако но дательство X — XX веков ставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша». О том же правило 11 шестого собора иже 34Ь в трулле полатнем'346 о остриэании брад. Что же о пострижении брады не писано ли в законе : не постризаите брад ваших, се бо женам лепо, мужем же не подобно. Создавый бог судил есть Моисеови рече «Постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость есть пред богом». Ибо от Костянтина царя Ковалина еретика341* на том бо ecu знаху, яко еретическия слуги суть брады им по-стризати. Вы же, се творяще человеческого ради угождения, противящеся законом, ненавидимы от бога будете, создавшаго нас по образу своему, аще убо хощете богу угодити отступите от зла. И о том сам бог Моисеови речи, и святыя апостолы за-претиша, и святыя отцы прокляша и от церкви таковых отвер-гоша, и того ради страшнаго прещения православным таковаго не подобает творити. И вы, священные протопопы и все свя-щенницы, и всех о тех предиреченных наказаниих по священным правилом детей своих духовных, всех православных крестьян поучали бы и наказывали, чтобы ото всех тех злых отреченных дел престали, и жили бы в чистоте и в покаянии и в прочих добродетеляхзм. А вы бы, все православные крестьяне, отцов своих духовных чтили и Тяушали и повиновали-ея им о бозе во всем и честны их имейте, занеже им от бога дана власть над нами: аще кого свяжут на земли, той и на не-беси связан будет: аще ли кого разрешат на земли, той на небесы разрешен есть. И вы бы по той данной им от бога власти безо всякого прекословия отцов своих духовных чтили и слушали. А вы бы, отцы духовные, о всем о том брегли накрепко по евангельскому Христову словеси: «Вы есте свет миру, вы есте соль земли. Аще свет отемнеет, то тма кольми паче; аще соль обуяет, то изсыпана бывает вон и попираема человеки». Якоже и Григорий Богослов речи и Дионисий Ареопагицкий; подобает священнику свету быти таже и осветити; подобает священнику чистоту быти таже очищати; подобает священнику святу быти таже освящати. И священный Златоуст Иванн на-писа: «Серафимы есте плотяные, нелепо вам прилежати вину """, и сего ради великого страшнаго священства вам от бога порученная власть вязати и решати и пасти Христово стадо словесно1х овец, и вы бы священницы о всем о том потщалися, елика ваша сила, занеже вам отцем духовным по Господни заповеди о всех своих духовных детях и о их единородных и без-смертных душах ответ дати во второе пришествие господа нашего Исцса Христа. Аще сия исправите, то блажени будете и от бога велику мзду восприимете и со дерзновением во он день речете: «Се аз и дети изже ми ecu дал», такоже и сами от владыки Христа сладкаго и божественнаго оного гласа услышите: «Приидете благословеннии Отца моего. Наследуйте уготованное вам царство от сложения миру» и прочее по евангельскому словеси». О ТРИДЕСЯТИ И ДВУ ЦАРСКИХ ВОПРОСЕХ И СОБОРНЫЕ ОТВЕТЫ ПО ГЛАВАМ. 35'-НА ТОМ ЖЕ СОБОРЕ ЦАРЕВЫ ВОПРОСЫ ТРИДЕСЯТЬ И ДВА'К\ ГЛАВА 41 Вопрос 1 У святей Троицы пишут перекрестие ови у среднего, а иные у всех трех. А в старых письмах и в греческих подписывают святая Троица, а перекрестья не пишут ни у единого. А ныне подписывают у среднего Исус Христос да святая Троица. И о том разсудити от божественных правил, како ныне то писати. И о том ответ. Писати живописцем иконы с древних образов^2, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочий пресловущии живописцы, и подписывати святая Троица, а от своего замышления ничтоже претворяти. Вопрос 2 Иная y6oi53 творится в простой чади в миру: дети родятся в сорочках, и те сорочки приносят к попом и велят их класти на престол до шти недель. И о том ответ. Впредь таковыя нечистоты и мерзости во святыя церкви не приносити и на престоле до шти недель не класти, понеже и родившая жена до че-тыредесяти дней, дондеже очистится, во святую церковь не входит. Аще ли который священник таковая дерзнет сотвори-ти, и тому быти под запрещением священных правил. Вопрос 3 Да на освящение церкви миряне приносят мыло и велят священником на престоле держати до шти недель. И о том ответ. Впредь священником на освящение церкви от мирян мыло не приимати и на престоле до шти недель не держати. Аще ли которой священник дерзнет таковая сотворити, и тому быти во отлучении по священным правилом. Вопрос 4 О ставлениках о пошлинах уложити у всех бы владык ровно имали, такоже от благословенных, от отпускных, от настольных грамот и от патрахельных и от ударных, о пошлинах о всем о том на соборе354 указ учинити, везде и всем было бы ровно. И о том ответ. Митрополиту и архиепископом и епископом имати от ставлеников на весь собор за все пошлины: в дьяконы поста-вити и в попы совершити — рубль московской, да благослове-ная гривна, а водны дьяконы — полтина, да благословеная гривна, а готового дьякона в попы совершити — полтина же, да благословеная гривна; а от настольных грамот архимаричих и игуменских по рублю; а от благословеных и от отпускных гра-м°т по полтине; а от патрахельных и от ударных грамот не имати ничего, развее писчего алтына и печатного алтына же. Стоглав Российское Да митрополиту же и архиепископом и епископом детей зъъ у законодательство ным^6 монастырем общим и особь сущим архимаритом и игуменом детей своих и племянников у себя в монастырех не дер-жати же. Вопрос 5 Да о псковском чюдотворце Ефросине, да о смоленском чю-дотворце Аврамие на соборе уложити: как им праздновати. И о том ответ. Праздновати им, как и прочим святым преподобным отцем: пети на вечерне «Блажен муж» и прочая служба по божественному уставу все сполна. Вопрос 6 Святая вода крестити по правилом святых отец единым крестом воздвизати в три погружения. Нецый же от неведения или от неразумия совокупляют многия кресты и иконы с мощ-ми и теми крестят. И о том разсудити и утвердити по божественным правилом. И о том ответ. Крестити вода единым святым крестом в три погружении, а прочие святые кресты и святые иконы с святыми мощми тута же на блюде архидьякон или дьякон держит, и святитель или иерей погружает святый крест да над мисою держит трижды и потом кропит святою водою со всех крестов. И прочая вся совершают по божественному уставу. Вопрос Vbl На иконах пишут: приидете, людие, трисоставному божеству поклонимся. И в исподнем ряду пишут цари и князи и святители и народи, которые живи суще. И о том поразсудити. Тако-же пишут и пречистыя Богородица образ в деянии, иже есть на Тихфине. И цари и князи и народи предстоят молящеся, который живи суть, и о том разсудити от святых отец писании, достоит ли писати живых и мертвых на святых иконах молящихся. И о том ответ. От древних святых отец предание и от пре-словущих живописцов греческих и русских свидетельствуют и на святых иконах воображены и написаны, якоже и на воздвижение честного и животворящаго креста, не токмо царие и святители и князи и прочие народы многая множество всяческих чинов. Такоже и на покров пресвятыя Богородица, егда виде святый Андрей3™ Богородицу, молящуся со всеми святыми за весь мир, безчисленная множества народа написано. Такоже и на происхождение честного креста не токмо царие и князи, но и множество безчисленно народа на^м'писани суть i ■ На страшном же суде на иконах воображают и пишут не токмо святых, но и неверных многие и различные лики ото всех язык. Вопрос 8 На святых церквах ставят кресты по древнему закону. Ныне убо вдружен крест животворящий на соборной церкви пречистыя Богородица честного и славного ей успения на новопозла- щенном верее, якоже есть в церквах воздвизальныи крест, им-же благословляют. И о том разсудити и уложити на святом соборе, которым образом впредь ставити крест на церквах и о тех крестех, которые стоят на церквах, достоит поразеуди. И о том ответ. Якоже искони на святых церквах святые кресты водружены и поставлены и доднесь такоже да пребывают неподви-жимы. Такоже и ныне убо водружен бысть и поставлен святый крест благочестивым царем Иваном на соборной церкви пречистыя Богородицы на новопозлащенном верее, якоже есть воздвизальныи крест имже благословляют. И тако достоит на славу богу и на умножение лет благочестивому царю Ивану и на сохранение всего его росийского царьствия, и таковыя святые кресты на церквах и впредь до поставляются же. А что на многих церквах стоят святыя кресты, и на тех крестах приделавают кузнецы на всех концех иные меньшие кресты по два и по три вместе, и те меньшие кресты бурею и сильным ветром почасту ломает. И впредь бы кузнецы делали кресты по чину и крестообразно по древним образцом якоже уставиша и предаша свя-тии апостоли и святии отцы, а по концам бы наделывали крепости для по единому кресту со всяцех утвержением, а от своего бы замышления ничтоже не претворяли кроме церковного предания. Вопрос 9 Во уставе написано: в суботу вечер такоже и праздником христовым и богородицыным и святых нарочитых пети литея, а по вся дни за упокой пети литея после заутрени и вечерни. А в которой день славословие великое поется, тогда оставляется литея заупокойная и зде в соборных церквах того не поют. И о том ответ. По божественному уставу во всех святых соборных церквах праздничные литеи и повсядневные литеи пети неотложно: за здравие и за упокой поминати, якоже устав повелевает. Вопрос 10 Да в уставе же писано, пети по неделям от воздвиженьева дни честного креста до сырные недели: «Хвалите имя господне» и «Исповедайтеся Господеви»; а третий псалом «На реце вавилонстей» пети трижды в году: в неделю блуднаго и мясопустную и сыропустную. Коея ради вины здеся того не поют? И о том ответ. По всем святым соборным церквам пети все три псалмы неотложно по божественному уставу. Вопрос 11 Иредтечеву часть выимают360 молу, якоже из приносимыя просвиры, и кладут с приношением вкупе. Достоит убо по уста-вУ выимати предтечеву часть, якоже и пречистые161 часть, и класти на левой стороне агнца362 противу пречистой части, а приношенье кладется на З63'среде в подножии агнца'363. И о том ответ. Достоит убо по уставу выимати предтечеву часть, Стоглав Российское законодательство X — XX веков якоже и пречистые часть, мало поменши, и класти на левой стране агнца противу пречитые части, а прочий части приношений кладутся насреде364 в подножие святаго агнца. Вопрос 12 В великом Новегороде во святей Софеи в соборной церкви и внутри города и по посаду по всем церквам и в монастырех опосле проскомисания и часов священник глаголет отпуст в царских дверех велегласно. А З65'здеся в соборной церкви и во всех церквах пред обеднею в царских дверех отпуста не глаголют'365. Како тому достоит быти 1 И о том ответ. По всем святым церквам после часов отпуст творити в царских дверех, и прощение получив потом обедню начинают и прочая вся совершают по божественому уставу. Вопрос 13 В девичих монастырех черницам достоит ли от мирских попов приимати святых тайн? Аще ли вскоре случится в нощь или в день366, игумену отцу духовному далече сущу, как тому достоит быти? И о том ответ. Достоит всякому священноиноче-скому и иноческому чину от мирскаго священника причастити-ся, кроме покания. И о том свидетельствуют священная правила. Аще который священноинок или инок или инокиня не приемлет причастия от мирскаго священника, имущаго жену, токовый да будет проклят. Вопрос 14 В Новегороде в великом попы и дьяконы и дьяки и пономари и проскурницы и притворяне уличане к церкви принимают и на них емлют денги великие. На попе рублев пятнадцать, а на ином двадцать, а у иного тридцать. Да с тем идут ко владыке всею улицею. А только владыка попа пришлет к которой церкви, хотя грамоте горазд и чювствен, а только многих денег уличаном не даст, и они его не приимут. И о том ответ. По всем святым церквам в митрополии и во архиепископьях и в епископьях избирают прихожане священников и дьяконов и дьяков искусных и грамоте гораздых и житием непорочных, и денег у них от церкви и себе мзды не емлют ничего и приводят их и приходят с ними ко святителю. И святитель их поучив и наказав благословляет и не емлет с них ничего, развее благословенные гривны. А от проскурниц и от пономарей и сторожей попом и уличаном и прихожаном посулов не имати ничего. Но бога ради избирати священников содного, чтобы были искусны и непорочны от всякого зазору неподобнаго. Вопрос 15 Такоже и дворецкие и дьяки и во Пскове наместник влады-чень ставят сами попов к ружным церквам и на них и на всем причте церковном великие ж денги емлют. А того не пытают, которой грамоте горазд и чювствен и достоин священнического чину. Только того и пытают, кто им больши денег даст. И о том ответ. Дворецким и наместником и дьяком избирати 367 священников и дьяконов 367 к ружным церквам искусных и грамоте гораздых, а от того им денег и мзды не имати. Стоглав Вопрос 16 В мирских свадбах играют глумотворцы и арганники, и сме-хотворцы, и гусельники и бесовские песни поют. И как к церкви венчатися проедут, священник со крестом едет, а перед ним со всеми теми играми бесовскими рыщут, а священницы им о том не возбраняют. И священником о том достоит запрещати. И о том ответ. К венчанию ко святым церквам скоморохом и глумцом пред свадбою не ходити, и о том священником таким запрещати с великим запрещением, чтобы таковое безчиние ни-когдаже не именовалося. Вопрос 17 Да в нашем же православии тяжутся нецыи же непрямо, тя-жутся и поклепав крест целуют или образы святых и на поле бьются и кровь проливают, и в те поры волхвы и чародейники от бесовских научений пособие им творят: кудесы бьют и во аристотелевы врата, и в рафли смотрят и по звездам и по пла-нитам глядают и смотрят дней и часов. И теми дьявольскими действы мир прельщают и от бога отлучают, и на те чарования надеяся поклепца и ябедник не мирится и крест целует и на поле бьются и, поклепав, убивают. И о том ответ. Благочестивому царю в царствующем граде Москве и по всем градом своя царская заповедь учинити, чтобы таковыя волхвы и чародеи, и кудесники, и смотрящий во рафли, и во аристотелевы врата, и по звездам и по планитам смотря дней и часов, и теми дьявольскими действы мир прельщают и от бога отлучают и прочая еллинская бесования творят, и таковая вся богомерзская прелесть и святыми отцы отречена бысть. И от ныне бы и впредь та ересь попрана бы была до конца в твое христолюбивое царство. Аще ли кто впредь от православных хрестьян уч-нет таковыми чародействы в народе или по домом или уполь прельщати, и потом обличени будут, и таковым от царя в великой опале быти, а тем православным хрестьяном, которые уч-нут от них то еллинское и бесовское чарование приимати, всячески от церкви отверженным быти по священным правилом. Вопрос 18 Да во Пскове граде моются в банях мужи и жены, и чернцы и черницы в одном месте без зазору. Достоит о том запрети-тиш, чтобы престали от того безчиния, а по правилом святых отец не подобает мытися мужу с женою в бани в одном месте. И о том ответ. По священным правилом не подобает в банях Щжем с женами в одном месте мытися; такоже иноком и инокиням возбраниша и запретиша в баню ходити. Аще ли вни-Дут, да под запрещением будут священных правил. Российское законодательство X — XX веков Вопрос 19 Да по дальним странам ходят скоморохи совокупяся ватагами многими до штидесяти и до семидесяти и до ста человек и по деревням у крестьян сильно ядят и пиют и из клетей животы грабят, а по дорогам разбивают. И о том ответ. Благочестивому царю своя царская369 заповедь учинити, якоже сам весть, чтобы от них впередь такова насильства и безчиния не было нигдеже никогдаже. Вопрос 20 Да дети боярские и люди боярские' и всякие бражники зернью играют и пропиваются. Ни службы служат, ни промышляют, и от них всякое зло чинится: крадут и разбивают и души губят. И то бы зло искоренити. И о том ответ. Благочестивому царю в царствующем граде Москве и по всем градом свою царскую заповедь учинити, чтобы дети боярские и люди боярские и всякие бражники зернью37' не играли и по корчмам не пили, и прочего зла не творили, и жили бы покресть-янски, З12'и были бы довольни своими обреки"372. Вопрос 21 Да по погостом и по селом и по волостем ходят лживые пророки-мужики и жонки, и девки, и старыя бабы, наги и босы, и волосы отрастив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святая пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестьяном каноны завечивати. Они же заповедают крестьянам в среду и в пятницу ручного дела не де-лати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не раз-жигати и иные заповедают богомерзкие дела творити кроме божественных писаний. Что тем нагим и босым и лживым пророкам путь, чтобы миру не соблажняли. И о том ответ. Благочестивому царю зде в царствующем граде Москве и по всем градом и по волостем и по погостом и по селом велети своя царская заповедь учинити. И где таковые прелестники, нарицае-мые лживые пророки, обрящутся и учнут смущати православных крестьян всякими богомерзкими прельщении, от снов сму-щаеми и от бесов прельщаемы, учат и заповедывают в среду и в пятницу ручного дела не делати и женам не ткати, ни прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати и иные заповедают богомерзкие дела творити от бесов прелщаеми, и таких бы прелестников православные хрестьяне не слушали и из домов от себя изгоняли, и от них удалялися, понеже святии апостоли и святии отцы предаша и заповедаша и уставиша всем православным крестьяном в373 пять дний делати, а в суботу и в неделю на молитву упражнятися и празновати. Также заповедаша всем православным хрестьяном чрез весь год в среду и в пяток не токмо поститися, но и тружатися во всяких подвизех и делати своима рукама, и заповедь учиниша по священным правилом, аще кий еписком или презвитер, или дьякон, или всяк причетник, или морской человек в четыредесятницу и через весь год в среду и в пяток не постится, таковый да отлучится. И того бы ради православные хрестьяне таковых прелестников однолично не слушали, а в среду бы и в пяток не токмо пости-лися и чисто жили, но и всякими делы тружалися в славу бо-жию по своей силе. 375Вопрос 22 Злыя ереси кто знает их и держится: рафли, шестокрыл, во-ронограй, остромий, зодей, алманах, звездочетьи, аристотель, аристотелевы врата и иные составы и мудрости еретическия и коби бесовские, которые прелести от бога отлучают, — и в те прелести веруючи376 многих людей от бога отлучают и погибают. И о том ответ. Не токмо благочестивому царю в царствующем граде Москве, но и по всем градом З77'царскую свою грозную заповедь учинити , да и всем святителем коемуждо oyQ ^7Я 47Q во своем пределе по всем градом запретити и заповедати с великим духовным запрещением, чтобы православные хрестьяне таких богоот реченных и святыми отцы седмью соборы отверженных тех всех еритических книг у себя не держали и не чли; а которые будут люди по се места те еретическия и отреченныя книги у себя держали и чли или иных учили и прельщали и теми от бесов прельщалися, и они бы о том кая-лися отцем своим духовным и впредь бы у себя таковых еретических книг не держали и не чли; а которые люди отныне и впредь учнут таковая еретическия книги у себя держати и чести или начнут иных прельщати и учити и потом обличени будут, и тем быти от благочестивого царя в великой опалезю, а от святителей по священным правилом в конец во отлу-чениизм. Вопрос 23 В троицкую суботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом "с великим кри-чанъем 382. И егда начнут играти скоморохи гудци и прегуд-ницы, они же, от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сотонинские пети, на тех же жальниках обманщики и мошенники. И о том ответ. Всем священником по всем градом и по селом, чтобы детей своих духовных наказывали и поучали: в кое время родителей своих поминают, и они бы нищих поили и кормили по своей силе, а скоморохом и гуд-Цом и всяким глумцом запрещали и возбраняли, чтобы в те времена, коли родителей поминают, православных хрестьян не смущали и не прельщали теми бесовскими своими играми. Вопрос 24 Русали о Иванове дни и в навечерии 383"Рождества Христова и крещения'№> сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещевание, и на безчинный говор, и на бесовские песни, и на Плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает от-Роком осквернение и девам растление. И егда мимо нощь хо- 309 Стоглав Российское законодательство X — XX веков дит, тогда отходят к реце с великим кричанием, аки бесни, и умываются водою. И егда начнут заутреню звонити, тогда отходят в домы своя и падают, аки мертвии, от великого клопота-ния 4. И о том ответ. По царской заповеди всем святителем коемуждо во своем пределе по всем градом и по селомЗЙЪ разо-слати к попом свои грамоты с поучением и с великим запрещением, чтобы однолично о Иване дни и в навечерии Рождества Христова и 3№'крещении Христова 386 мужи и жены и девицы на нощное плещевание и на безчинный говор и на бесовские песни и на плясание и на скакание и на многая богомерзкая дела не сходились, и таковых бы древних бесований еллинских не творили и в конец престали, занеже святыми отцы те все ел-линские прелести по священным правилом отречены быша, и православным хрестьяном не подобает таковая творити. Но бо-жественныя праздники и святых почитати и праздновати в славу божию.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (485)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |