СЛАВЯНОФИЛЬСТВО: И. В. КИРЕЕВСКИЙ, А. С ХОМЯКОВ
Глмаб которой и призывает обратиться философ, так как «для нас, воспитанных вне римского и протестантского влияния», односторонне рациональный способ мышления не может быть удовлетворительным (с. 287). По его мнению, «писатели Восточной Церкви, не увлекаясь в односторонность силлогистических построений, держались постоянно той полноты и цельности умозрения, которые составляют отличительный признак Христианского любомудрия» (1, 198). Главная особенность православного мышления состоит, в представлении Киреевского, в том, что оно стремится «самый разум поднять выше своего обыкновенного уровня — стремится самый источник разумения, самый способ мышления возвысить до сочувственного согласия с верою» (с. 288). Первым условием для такого «возвышения разума» к божественной истине являетсясо-участие, своего родасимфония всех познающих способностей человеческого духа: необходимо, пишет Киреевский, собрать «в одну неделимую цельность все свои отдельные силы, которые в обыкновенном положении человека находятся в состоянии разрозненности и противоречия; чтобы он не признавал своей отвлеченной логической способности за единственный орган разумения истины; чтобы голос восторженного чувства, не соглашенный с другими силами духа, он не почитал безошибочным указанием правды; чтобы внушения отдельного эстетического смысла независимо от развития других понятий он не считал верным путеводителем для разумения высшего мироустройства; даже чтобы господствующую любовь своего сердца отдельно от других требований духа он не почитал за непогрешимую руководительницу к постижению высшего блага; но чтобы постоянно искал в глубине души того внутреннего корня разумения, гдевсе отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума (выделено мною. — Е. Т.)» (с. 289). Процесс познания состоит, таким образом, не в плетении бесконечной цепи логических умозаключений, но в том, чтобы найти «в глубине душиживое общее средоточие для всех отдельных сил разума(выделено мною. — Е. Т.), сокрытое от обыкновенного состояния духа человеческого, но достижимое для ищущего и одно достойное постигать высшую истину». Киреевский убежден в том, что «свободное развитие естественных законов разума не может быть вредно для веры православно мыслящего». Православно верующий, по его мнению, зна-ст, что «для цельной истины нужна цельность разума, и искание этой Цельности составляет постоянную задачу его мышления» (с. 289-290). Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIV Православное мышление, как уже отмечалось, в представлении Киреевского, является более высокой степенью мышления, находясь на которой «православно верующий... может понять все системы мышления, исходящие из низших степеней разума, и видеть их ограниченность и вместе относительную истинность...» (с. 290). Верующий разум всегда сознает, «истина божественная не обнимается соображениями обыкновенного разума и требует высшего, духовного зрения, которое приобретается не наружною ученостью, но внутреннею цельностью бытия». Поэтому, убежден Киреевский,истинноедуховно верноепознание возможно лишь при условии«чистой цельной жизни», которая является ручательством за «цельность разума». Духовное знание приобретается«по мере внутреннего стремления к нравственной высоте и цельности (выделено мною. — Е. Т.) и исчезает вместе с этим стремлением.46 Истинное знание не носит характера, «отвлеченного» от нравственности человека, но есть всегда верующее знание, которое только и позволяет восстановить «существенную личность человека в ее первозданной неделимости».47 Таким образом, обосновываемая Киреевским концепция верующего разума включала в себя также и восточно-христианскийидеал цельной личности, противопоставляемыйчеловеку западной культуры, находящемуся в состояниираспада духовных сил. Западный человек не ищет «центр духовного бытия» и «не понимает той живой совокупности высших умственных сил, где ни одна не движется без сочувствия других; того равновесия внутренней жизни, которое отличает даже самые наружные движения человека, воспитанного в обычных преданиях Православного мира...» (1, 201). Русский же человек, полагает Киреевский, «каждое важное и неважное дело свое всегда связывал непосредственно с высшим понятием ума и с глубочайшим средоточием сердца» (1, 211). На этом основании философ делает вывод о том, что «раздвоение и цельность... будут последним выражением Западноевропейской и Древнерусской образованности» (1,218). Киреевский призывает к тому, чтобы «вырвавшись из-под гнета рассудочных систем европейского любомудрия, Русский образованный человек в глубине особенного, недоступного для Западных понятий, живого, цельного умозрения Святых Отцов Церкви» нашел 46 Киреевский И. В. Поли. собр.соч. М., 1861. Т. 2. С. 327. 47 Там же. С. 336-337. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО: И. В. КИРЕЕВСКИЙ, А. С ХОМЯКОВ Глава 6 «самые полные ответы именно на те вопросы ума и сердца, которые всего более тревожат душу, обманутую последними результатами Западного самосознания» (1, 221). 8 3. Социальная философия А. С. Хомякова:
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |