Особое место при проведении практических занятий и итоговой аттестации по дисциплине «Педагогика» отводится инновационным дидактическим технологиям, обеспечивающим эффективную активизацию обучения, таким как дискуссионные, игровые и тренинговые технологии.
Кроме того, в процессе обучения применяется анализ конкретных ситуаций педагогического взаимодействия с последующим их разрешением.
Вышеназванные технологии, методы обладают рядом преимуществ. Во-первых, процесс обучения максимально приближается к реальной практике профессиональной деятельности. Во-вторых, в деловых играх все участники выступают в заданных ролях и принимают решение, сообразуясь с интересами своей роли. А поскольку интересы разных ролей не совпадают, то обучающимся приходится принимать решения в конфликтной, напряженной ситуации, вести реальные переговоры. И, наконец, в игровых и тренинговых технологиях специальными средствами создается «управляемое эмоциональное напряжение» обучающихся, что дает возможность значительно интенсифицировать процесс обучения благодаря «вынужденной активности» его участников.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% аудиторных занятий.
Таблица 7
Семестр
| Вид занятия
(ЛК, ПР)
| Используемые интерактивные образовательные технологии
| Количество часов
|
|
Лекции
| · проблемная лекция,
· мастер-класс специалиста,
· лекция визуализация,
· лекция-дискуссия,
· лекция-конференция,
· лекция-презентация
|
|
|
Практические занятия
| · Семинар-дискуссия
· Семинар конференция
· Семинар-полемика
· Деловая игра
· Семинар-диспут
· Тренинг
· Брейн-ринг
|
|
Итого:
|
|
|
|
Образовательные технологии при проведении лекций
Таблица 8
№ п/п
| Тема лекции
| Технология проведения
| Кол-во часов
|
1.
| Воспитание как педагогическое явление и процесс
| Проблемная лекция
Аудиовизуальная технология.
| 2*
|
2.
| Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса
| Лекция-презентация
Аудиовизуальная технология.
| 2*
|
3.
| Движущие силы и логика воспитательного процесса.
| Лекция-дискуссия
Аудиовизуальная технология.
| 2*
|
4.
| Базовые теории воспитания и развития личности
| Проблемная лекция
Аудиовизуальная технология
|
|
5.
| Закономерности, принципы и направления воспитания.
| Комбинированная лекция
Аудиовизуальная технология.
|
|
6.
| Система форм и методов воспитания
| Проблемная лекция с привлечением специалиста.
Аудиовизуальная технология.
| 2*
|
| Педагогическое взаимодействие в воспитании
| Проблемная лекция, мастер-класс специалиста
Аудиовизуальная технология.
| 4*
|
| Коллектив как объект и субъект воспитания
| Лекция-презентация
Аудиовизуальная технология
|
|
| Воспитание культуры межнационального общения
| Лекция-презентация
Аудиовизуальная технология.
|
|
| Сущность социального воспитания
| Проблемная лекция
Аудиовизуальная технология.
| 2*
|
| Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы
| Лекция-конференция
Аудиовизуальная технология.
| 4*
|
| Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи
| Лекция-презентация
Аудиовизуальная технология
|
|
Итого
|
|
в т.ч. интерактивное обучение*
|
|
7.2. Образовательные технологии при проведении практических занятий
Таблица 9
№ п/п
| Тема занятия
| Технология проведения
| Кол-во часов
|
1.
| Практическое занятие №1 Воспитание как педагогическое явление и процесс
| Семинар-дискуссия
| 2*
|
2.
| Практическое занятие №2. Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса
| Семинар конференция
Аудиовизуальная технология.
| 2*
|
3.
| Практическое занятие №3. Базовые теории воспитания и развития личности
| Семинар-полемика
| 2*
|
4.
| Практическое занятие №4. Закономерности и принципы воспитания, их реализация в педагогической практике.
| Разбор конкретной ситуации, работа малыми группами
|
|
5.
| Практическое занятие №5. Методы и приемы взаимодействия учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника) в педагогическом процессе
| Деловая игра
| 2*
|
6.
| Практическое занятие №6 Функции и основные направления деятельности классного руководителя
| Семинар-диспут
| 2*
|
7.
| Практическое занятие №7. Современные воспитательные системы
| Мастер-класс специалистов
|
|
8.
| Практическое занятие №8 Воспитание патриотизма и интернационализма.
| Тренинг
| 2*
|
9.
| Пр Пактическое занятие №9. Воспитание веротерпимости, толерантности.
| Семинар-проект
Аудиовизуальная технология.
| 2*
|
10.10.
| Практическое занятие №10. Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов)
| Брейн-ринг
| 2 *
|
| Итого
|
|
| в т.ч. интерактивное обучение* в т.ч. интерактивное обучение*
|
|