Базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов
1) педагогика
2) общая педагогика
3) философия воспитания
4) педагогический (образовательный) менеджмент
Компонент системы (педагогического процесса), который объединяет в себе такие общие характеристики учебно-воспитательного процесса, как цели, содержание, виды, методы, средства, способы, формы педагогического сотрудничества:
1) общение-заигрывание
2) общение-устрашение
3) общение на основе высоких профессиональных установок педагога
4) общение на обнове дружеского расположения
Развитие человека – это:
1) процесс и результат воспитательной работы
2) приобретение человеком социального опыта
3) становление человека как социального существа, происходящие во времени под воздействием различных факторов
4) количественные и качественные изменения в организме человека,
происходящее в процессе жизни и деятельности
Идеал воспитания гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили:
1) саморазвивающееся обучение;
2) самовоспитание
3) гармоничное развитие личности
4) самообразование
Какое положение не относится к главным признакам педагогической концепции С. Френе:
1) обязательный учет возрастной психологии и разнообразия способностей и наклонностей
2) общественно-полезный труд на всех этапах обучения
3) целенаправленное стимулирование интеллектуальной и эмоциональной активности
4) воспитание в духе коллективизма
Воспитание в узком педагогическом смысле:
1) передача накопленного предшествующими поколениями опыта
2) целенаправленный процесс воздействия на личность с целью подготовки ее к трудовой жизни
3) целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью формирования определенных качеств
4) процесс решения цепочки воспитательных задач
Педагог, утверждавший, что развитие человека фатально подчинено наследственным инстинктам:
1) Т. Мор
2) Э. Торндайк
3) В. Рейн
4) Дж. Дьюи
Теоретической платформой осмысления опыта и создания педагогических концепций является ....
1) психология
2) социология
3) философия
4) педагогика.
Воспитательная система В.С. Библера относится ………. к воспитательным системам
Основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания в соответствии с его общими целями и закономерностями – это
1) принципы воспитания
2) дидактические правила
3) дидактические принципы
4) законы обучения
Определите совокупность факторов, которые в первую очередь определяют процесс развития человека:
1)макро- и микроокружение человека
2) совокупность воспитательных воздействий на человека
3) наследственность, социальная среда, воспитание и активность личности
4) врожденные и унаследованные предрасположения
Что не является частью педагогического процесса:
1) цели и задачи
2) деятельность педагогов и учащихся, их взаимодействие
3) место реализации целей воспитания, обучения и образования
4) содержание; их взаимодействие
В структуру микросреды развития личности не входят
1) семья и родственники
2) коллективы класса и школы
3) неформальные объединения
4) средства массовой информации
Кем впервые в качестве главного предназначения воспитания были высказаны идеи о всестороннем гармоничном развитии человека:
1) Ф. Рабле, М. Монтенем
2) Т. Мором, Р. Оуэном, Сен-Симоном, Ш. Фурье
3) А.И. Герценом, В. Г. Белинским, Н. Г. Чернышевским;
4) Платоном, Аристотелем
Один из основных методологических принципов, сущность которого в системном использовании данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса:
1) полисубъектный подход
2) системный подход
3) антропологический подход
4) культурологический подход
Какая из указанных ниже характеристик не принадлежит воспитывающему обучению:
1) мотивация заинтересованного и ответственного отношения обучающихся к учебной деятельности
2) постоянная активизация мышления обучаемых в ходе всех занятий
3) широкое применение приемов обучения, дающих воспитательный эффект
4) подчеркивание в процессе обучения вопросов, имеющих социальное, патриотическое, гражданское значение
Теория, которая рассматривает воспитание как развитие врожденных свойств ребенка:
1) теория материального образования
2) теория формального образования
3) педоцентрическая теория
4) теория гармоничного развития
Концепция деятельностного подхода к воспитанию оформилась в педагогике:
1) в конце 70 – начале 80-х годов
2) в середине 80-х годов
3) в конце 80-х – начале 90-х годов;
4) в начале 80-х годов
Цель вальдорфских школ
1) оптимальное развитие личности ребенка
2) организация учебного процесса на основе модели экологической школы
3) воспитание «свободного человека» современного общества
4) выявление и развитие творческих способностей детей
Педагогический труд «Эмиль, или о воспитании» принадлежит:
Закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития» обосновал:
1) И.Ф. Гербарт
2) И.П. Павлов
3) Ч. Ломброзо
4) Л.С. Выготский
Компонент системы (педагогического процесса), который охватывает отношения между участниками учебно-воспитательного процесса:
Что составляет основу педагогической периодизации развития человека:
1) стадии развития интеллектуальной сферы и условия, в которых протекает процесс воспитания
2) стадии физического и психического развития человека
3) этапы развития нервной системы
4) стадии становления нравственных качеств человека
Какое из положений не является закономерностью развития личности в педагогическом процессе:
1) достигнутый уровень развития личности зависит от наследственности
2) показатели развития человека зависят от поведения педагога
3) достигнутый уровень развития личности определяется воспитательной и учебной средой
4) показатели развития личности зависят от ее активности в учебно-воспитательной деятельности
Метод воспитания это – ……
1) путь достижения цели воспитания
2) конкретное проявление воспитательного воздействия
3) совокупность приемов воспитательного воздействия
4) совокупность средств воспитательного воздействия
Навыки - это:
1) совокупность усвоенных учеником сведений, понятий и представлений о явлениях объективной действительности
2) совокупность осмысленных и закрепленных знаний
3) активная реакция обучаемого на педагогические воздействия
4) усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные действия, выполняемые легко, точно, быстро.
Кто из перечисленных педагогов заложил основы теории развития личности:
В какой работе К.Д. Ушинский первым из педагогов определил воспитание в узком и широком смысле слова:
1) «О пользе педагогической литературы»
2) «Предисловие к «Педагогической антропологии»
3) «Труд в его психическом и воспитательном значении»
4) «Педагогическая поездка по Швейцарии»
Какая из перечисленных «новых школ XX столетия» стремилась приблизить обучение к жизни и опыту детей, стимулируя их естественное развитие:
1) «Школа свободного воспитания» (Л.Н. Толстой)
2) «Трудовая школа» (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский)
3) «Школа для жизни, через жизнь» (О. Декроли);
4) «Школа делания» (Д. Дьюи)
Воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры, национальных культур, учитывающее национальные особенности, - характеристика принципа …….. воспитания
1) Д. Кидд; 3) А. Даринский;
2) М. Ноулз; 4) А. Капп
Ориентации, определяющие стиль жизни ребенка, уровень, его притязаний, жизненные устремления, отражаются в такой функции семейного воспитания, как ...
1) формирование психологического пола ребенка
2) овладение ребенком социальными нормами
3) формирование ценностных ориентаций
4) физическое и эмоциональное развитие ребенка
На каком из этапов педагогического процесса учащиеся могут выступать и как его субъекты:
1) на этапе подготовки педагогического процесса
2) на этапе управления педагогическим процессом
3) на этапе осуществления педагогического процесса
4) на этапе анализа достигнутых результатов
Какой из указанных ниже методов воспитания не является методом формирования сознания:
Часть общего метода воспитания, целенаправленное воздействие на качественное улучшение:
1) принцип воспитания; 3) прием воспитания;
2) средство воспитания; 4) форма воспитания
Движущие силы педагогического процесса:
1) противоречия; 3) активность личности;
2) научно-технический прогресс; 4) сотрудничество
Основными признаками коллектива являются:
1) достаточное количество членов коллектива
2) разнообразие социальных ролей
3) наличие общей цели и совместной деятельности
4) общность ценностных ориентаций
Основатель прагматизма:
1) У. Джеймс
2) А.С. Макаренко
3) В.А. Сухомлинский
4) П.П. Блонский
Неопрагматическая концепция воспитания сводится к ….
1) самоутверждению личности 3) трудовому воспитанию
2) гармоничному развитию личности 4) умственному развитию
Какое положение не является признаком воспитания как основного элемента педагогического процесса:
1) социальная направленность воспитательного воздействия
2) целенаправленность воздействия
3) наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний
4) последовательность предъявляемых требованиях
Документ «Декларация прав ребенка» принят в:
1) 1946г. 3) 1959г.
2) 1986г. 4) 1968г.
Связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания:
1) закономерности воспитания
2) звенья воспитательного процесса
3) правила воспитания
4) условия и факторы воспитания
Известный педагог России, бессменный руководитель Первой опытной станции Наркомпроса РСФСР:
1) Дж. Вильсон, П.С. Питере,
2) К.Д Ушинский, А.С. Макаренко
3) П.П. Блонский, Т.С. Шацкий
4) Ф. Рабле, И.Г. Песталоцци
Какое положение соответствует определению «педагогический процесс»:
1) совокупность процессов воспитания, обучения, образования
2) образовательный процесс
3) процесс обучения
4) сотрудничество педагогов и учащихся в процессе решения педагогических задач
Какое из предложенных положений не отражает сути понятия воспитания:
1) процесс передачи социального опыта от старшего поколения к младшему
2) воспитательные воздействия на человека или группу людей
3) воспитательное взаимодействие воспитателей и воспитуемых
4) формирование учебных знаний, умений и навыков
Организация деятельности, в которой ребенок ставится перед нравственным выбором, называется …
1) методом убеждения 3) воспитывающей ситуацией
2) методом упражнения 4) коррекцией поведения
Результат развития личности, ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств:
1) образование; 3) социализация;
2) становление; 4) формирование
Что не входит в содержание гражданского воспитания:
1) патриотическое воспитание
2) правовое воспитание
3) воспитание чувства личной ответственности за свои поступки
4) национальное и интернационалистическое воспитание
Основоположники педагогики свободного воспитания:
1) Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой; 3) Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци;
2) Д. Дьюи, М. Монтнссори; 4) П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский
Охрана здоровья обучающихся и воспитанников относится к разновидности …. гарантий
1) трудовых
2) политических
3) социальных
4) административных
Перенос акцента с объект-субъектных отношений на субъект-субъектные является тенденцией …. Принципа воспитания
1) гуманистической направленности педагогического процесса
2) единства воспитательных воздействий
3) научности и доступности
4) учета индивидуальных возможностей учащихся
Педагогические идеи и цели, освоенная социальная и природная среда, деятельности и общение педагогического и ученического коллективов являются компонентами … системы школы:
Какой из подходов в педагогике называется аксиологическим:
1) ориентация на личность;
2) ориентация на деятельность;
3) организация образовательного процесса в режиме диалога;
4) ориентация на представление о ценностях
Совокупность разных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным этническим культурам, - это …
1) культура межнационального общения;
2) культура межвозрастного развития;
3) интернациональное воспитание;
4) национальное воспитание
Какое из понятий самое «широкое», вбирающие в себя остальные?
Наибольшей эффективности достигает воспитание, когда его цель...
1)известна и понятна воспитаннику
2)совпадает с государственным заказом
3)научно обоснована
4)принимается воспитанником, он с ней согласен
Особенностями процесса воспитания можно назвать:
1) целенаправленность 3) многофакторность
2) субъективность 4) независимость от процесса обучения
Последовательность действий процесса интериоризации общечеловеческих ценностей как сущности воспитания:
1: в педагогическую систему "учитель - учащийся" вводятся факторы, стимулирующие самодеятельность воспитанника
2: учащийся внутренне сопоставляет свои действия и поступки с будущей деятельностью
3: учащиеся прогнозируют будущую деятельность в соответствии с социальными требованиями и трансформируют их во внутреннее состояние
4: отобранный объект переходит в потребность
Соответствие теорий личностного развития и авторов:
Биологическая (генетическая)
К. Лоренц, Д. Кеннелл
Культурно-родовая
Л.С. Выготский, П.А. Флоренский
Гуманистическая
Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили
Когнитивная
Ж. Пиаже, Л. Колберг
Соответствие ведущих факторов развития личности и теорий развития личности:
Опыт раннего семейного отношения
психоаналитическая теория
Мышление и познание
когнитивная теория
Потребность в помощи другим, милосердие
культурно-родовая теория
Самостоятельная ориентация в социальном мире
гуманистическая теория
Последовательность этапов социального становления :
1) освоение социального опыта
2) освоение способности обращаться с предметами
3) оценивание своих действий
4) утверждение позиции "Я" среди других
При авторитарном стиле общения педагог…
1) стремится минимально включиться в деятельность
2) акцентирует внимание на негативных поступках учащихся
3) ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии
4) единолично решает вопросы жизнедеятельности классного коллектива
Соответствие видов воздействия педагога на ученика и их сути:
преднамеренным
осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения
непреднамеренным
осуществляется ситуативно, как реакция на конкретные обстоятельства
прямым
непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений получило название
косвенным
педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение, изменяет обстоятельства жизни ученика
Соответствие механизмов преднамеренного влияния и примеров:
убеждение
система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает
внушение
основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность ребенка сознательно контролировать поток поступающей информации
подражание
повторение и воспроизведение действия, поступков, намерений, мыслей, чувств
Последовательность действий учителя-организатора дискуссии:
1) определение вместе с участниками предмета обсуждения
2) побуждение группы к конструктивному участию в постановке проблемы, конструктивное формулирование проблемы
3) постановка стимулирующих вопросов, побуждающих к размышлению, поиску
4) завершение обсуждения, подведение итогов, анализ
Соответствие основных компонентов и элементов воспитательной системы класса :
Индивидно-групповой компонент
Классный руководитель
Ценностно-ориентационный компонент
Цели и задачи воспитания
Функционально-деятельностный компонент
Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества
Среди характеристик благоприятного социально-психологического климата коллектива выделяют ….
1) авторитетность неформального лидера
2) ограниченность в выборе видов деятельности
3) оптимизм, радостную перспективу
4) защищенность, отсутствие анрессии
Последовательность шагов алгоритма процессуально-ориентированного обучения для решения задач гражданского и патриотического воспитания:
1) столкновение с проблемой (учитель объясняет правила взаимодействия, вводит ситуацию познавательного конфликта)
2) сбор данных - "верификация" (подтверждение фактических сведений, поиск достоверных сведений об объектах и явлениях)
3) сбор данных - экспериментирование (изучение и непосредственная проверка гипотез)
4) построение объяснения (выдвижение формулировки объяснения), анализ хода исследования.
Установите соответствие. К ведущим методам воспитания гражданственности и патриотизма относят
Методы стимулирования
Похвала
Методы оценки
Положительное или отрицательное отношение к поведению, деятельности
Методы убеждения
Пример
Микрофакторами социализации являются …
1) семья
2) субкультура
3) средства массовой коммуникации
4) соседство
Последовательность систем воспитания различных уровней (начиная с самого высокого уровня):
1) государственная 3) муниципальная
2) региональная 4) локальная
Соответствие типов классификаций и видов воспитательных организаций:
по принципу вхождения человека в воспитательную организацию
Соответствие видов воспитательных организаций и принципов вхождения человека в организацию :
обязательные
школа
добровольные
детские и юношеские объединения
принудительные
спецучреждения для детей с психическими и иными аномалиями
Соответствие параметров семьи их сути:
демографический
место проживания семьи
социально-культурный
образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества
социально-экономический
имущественные характеристики и занятость родителей на работе
технико-гигиенический
условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни
Последовательность действий в процессе диагностики - оказании индивидуальной помощи
1) констатация определенного неблагополучия в деятельности и поведении ребенка
2) осознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая
3) выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных
4) проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных
Члены социальной группы, связанные брачными или родственными узами, моральной и материальной ответственностью, называются…
1) семьей
2).общиной
3) родом
4) коллективом
Задачами трудового воспитания являются:
1) развитие личности
2) подготовка к разным видам трудовой деятельности
3).выполнение обязанностей
4) формирование эстетического вкуса
Ценностные ориентации отражаются:
1) в нравственных идеалах
2) в детерминации деятельности личности
3) в средствах воспитания
4) в методах воспитания
Методы формирования сознания учащегося:
1) авторитет учителя
2) общественное мнение
3) беседы
4) мнения родителей учащихся
Формирование интеллектуальной культуры и познавательных мотивов личности является целью …. воспитания
1) умственного
2) духовного
3) социального
4) нравственного
Часть общего метода, отдельное действие (воздействие), называется…
1) Прием
2) Деятельность
3) Средство
4) Форма
Что не является формой работы с родителями
1) рассказ
2) педагогический лекторий
3) консультации
4) урок
К методам стимулирования относят:
1) личный пример
2) поощрение
3) наказание
4) рассказ
Способы воздействия воспитателя на сознание, чувства, волю и поведение воспитанников с целью выработки у них заданного целью воспитания качеств, называется…
1) метод воспитания
2) обучение
3) форма воспитания
4) игра
Поощрение – это…
1) способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения и с целью закрепления положительных качеств
2) вознаграждение за хорошие поступки
3) прием стимулирования деятельности ученика
4) метод обучения
Способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения и с целью закрепления положительных качеств, называется
Цель формирования … культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе
1) экологической
2) трудовой
3) нравственной
4) экономической
Организация воспитательного процесса в школе заключается:
1) в формировании базовой культуры личности
2) в контроле за посещением учащихся занятий физической культуры
3) в участии учащихся в спортивных секциях
4) в участии учащихся в олимпиадах
1) директор школы
2) зам. директора по учебной работе
3) классный руководитель (воспитатель)
4) учителя-предметники
Планирование воспитательной работы состоит из следующих этапов:
1) входная диагностика проблем воспитания
2) составление плана воспитателем (классным руководителем).
3) организация процесса воспитания
4) анализ воспитательной работы
Формы педагогического просвещения родителей:
1) лекторий, курсовые, индивидуальные консультации, беседа
2) убеждение, разъяснение, объяснение, лекция
3) упражнение, приучение, самостоятельная работа
4) домашняя работа
Критерии диагностирования готовности учащихся к самовоспитанию:
1) обобщение независимых характеристик, педагогический консилиум
2) когнитивный
3) осознанное изучение учащимися самих себя
4) мотивационный, деятельностный
Анализ воспитательного мероприятия проводится:
1) до проведения воспитательного мероприятия
2) по окончании воспитательного мероприятия
3) если ситуация благоприятная
4) во время проведения мероприятия
Условия эффективности деятельности педагога (воспитателя):
1) взаимосвязь между педагогом и воспитанником
2) материальное поощрение
3) сокращенный рабочий день
4) благоприятный психологический климат, личность самого педагога
К основным компонентам воспитательной системы школы относятся
1) освоенная социальная и природная среда
2) взаимодействие субъектов образования
3) тип школы (авторская, гимназия и т. д.)
4) план работы классного руководителя
Целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений, называется …
1) обучением
2) воспитанием
3) развитием
4) преподаванием
К признакам коллектива относятся:
1) общая деятельность
2) органы самоуправления
3) социально-значимая цель
4) деятельность воспитателей.